Основной, сквозной тематикой ежегодного цифрового каспийского форума является реализация проекта международного транспортного коридора «Север – ЮГ». Не был исключением и нынешний. Дагестан в настоящее время на передовой в решении вопросов транзита в страну товаров из Ближнего Востока, Индия и Китая, и Махачкала в этой цепочке –очень важное звено.

Только подводятся итоги прошедшего форума, но то, что прозвучало на пленарном и панельных сессиях, высвечивает масштабы сделанного и перспективы судьбоносного для нашей республики проекта. Форум, как сказал один из участников, приобретает все более прагматичный и прикладной характер. Новые объекты транспортной инфраструктуры: объездные дороги, таможенные терминалы, объекты цифровой инфраструктуры — наглядное тому свидетельство. Особое место в этом ряду занимает махачкалинский морской международный торговый порт.

Единственный не замерзающий на Каспии порт становится стратегически важным объектом в перевалке грузов по транспортному коридору. В сложных геополитических переплетениях существенно наращиваются как объемы, так и номенклатура товаров. И если сухопутные артерии, проходящие через Азербайджан, пока лишь радуют перспективами роста, порт демонстрирует потенциал увеличения внешнеторгового оборота не только с Ираном, но и со всеми прикаспийскими государствами, такими как Туркменистан и Казахстан.

В этом плане интересны выкладки, которые в рамках рабочей сессией III Международного Каспийского цифрового форума сделал генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев. Докладчик подробно и детально обрисовал масштабы модернизации порта. По его словам, в текущем году порт вышел в лидеры среди портов на Каспии по росту грузооборота. В то время, как за последние 7 месяцев порты на Каспии снизили перевалку грузов, в махачкалинском наблюдается рост на 4-5%.

Успехи, по словам Алиева, достигаются, прежде всего, за счет модернизации инфраструктуры. Ключевым моментом успеха является переориентация порта на перевалку востребованных грузов, таких как зерно и цемент. В порту принимают и отгружают все большую номенклатуру товаров. Успешной диверсификацией также является пилотный проект по контейнерным перевозкам. К примеру, в порт впервые в них перевезли бананы из Индии. Общий грузооборот растет, но инфраструктура требует дальнейших улучшений.

Главная проблема дня – ограничения движения транспорта через город и высокие тарифы на железнодорожные перевозки. Дело в том, что отгрузка товаров из порта проходит только в ночное время, снижая тем самым объемы перевалки на 60-70%. Значительные тарифы на железнодорожные перевозки, со слов директора порта, снижают конкурентоспособность, делая зерновые перевозки не столь доходными.

Интересны планы развития порта, которые озвучил докладчик. Амбициозная стратегия модернизации предполагает увеличение пропускной способности порта к 2028-2030 годам до 5 млн тонн перевалки. Повысить объемы поможет реконструкция железнодорожной инфраструктуры и строительство нового зернового терминала. Также планируется модернизация техники и создание системы «единого окна» для контейнерных перевозок. Перспективы включают расширение экспорта по МТК «Север – Юг» в Индию, Ирак и Казахстан. Строительство полосной автодороги позволит работать в круглосуточном режиме, устранив это «узкое горлышко» в логистике.

В числе конкретных мер для продвижения Алиев предложил усилить сотрудничество с компаниями, такими как IRISL. Также необходимо снижение тарифов, чтобы увеличить объем перевозимого зерна до 450 тыс. тонн в год, что, по мнению Алиева, поможет замещать автоперевозки на железнодорожные.

Безусловно, эти рекомендации будут услышаны федеральными чиновниками, участниками форума. Проблематика транспортного коридора, его болевые точки ими берутся, как говорится, на карандаш. Все больше вовлекаются в процесс и представители крупного бизнеса. Вплотную приступили к цифровизации транспортных операций, таможенных, логистических услуг. Строительство вблизи Махачкалы крупного логистического центра компании «Озон» – лишь один их признаков приближения бума деловой активности в Махачкале. Многие крупные торговые игроки, участники транзита товаров коридора «Север – ЮГ» уже открыли свои офисы в Махачкале и в Каспийске. И это, похоже, только начало.

Адам ТАГИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь