Окончание. Начало в предыдущем номере.
Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраила спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил». Тогда его еще раз спросили: «А кто с тобой?». И он ответил: «Мухаммад». «Он послан?» «Да, он уже послан», – ответил Джабраил. Когда открылись небесные врата, увидели Адама, который поприветствовал Пророка (с.а.с.) и попросил у Аллаха для него блага. После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк (с.а.с.) встретил пророка Ису, сына Марьям, и Яхью ибн Закарью, на Третьем – Юсуфа, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса, на Пятом – Харуна, на Шестом – Мусу, на Седьмом – Ибрахима, прислонившегося к Байтуль мамур (Небесная Кааба), в которую каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом дошел до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха, если я сделаю еще один шаг, то сгорю».
Пророк (с.а.с.) пошел вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение. Об этом Пророк (с.а.с.) рассказывает так: «Тогда Аллах внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе, и он спросил меня:
– Что предписал Господь твоей умме?
Я сказал:
– 50 молитв.
И он посоветовал мне:
– Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя умма не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это.
Я вернулся к Господу и попросил:
– О Господь, даруй облегчение моей умме!
Тогда Аллах убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе, сказав:
– Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв.
Однако Муса снова предложил:
– Воистину, твоя умма не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси еще облегчения.
И так я ходил от Мусы к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал:
– Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.
Затем я спустился к Мусе и рассказал обо всем.
– Вернись к Господу и попроси облегчения, – снова сказал он. Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».
Аль-Исра валь-Мирадж является особым почетом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду
(с.а.с.). В Мирадже Пророку (с.а.с.) показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.
Во время Небошествия Пророк (с.а.с.) также увидел небесную аль-Каабу (обитаемый дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое. Также Пророк (с.а.с.) видел по пути удивительные вещи. На утро следующего дня после Вознесения Пророк (с.а.с.) сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники стали передавать друг другу эту новость и высмеивать ее. Тогда один из них предложил Посланнику (с.а.с.) описать аль-Кудс и его окрестности. Однако, находясь там, Пророк (с.а.с.) не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк (с.а.с.) детально описал все, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима. Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка: «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?» «Да», – ответил Пророк (с.а.с.) и начал рассказывать о своем ночном путешествии. Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада (с.а.с.), удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?»
Абу Джахль не мог поверить Мухаммаду (с.а.с.): «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад (с.а.с.) утверждает, что это огромное расстояние он прошел в одну ночь и вернулся в Мекку». Мухаммад (с.а.с.) ответил, что такова была воля Аллаха. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад (с.а.с.) сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время. Рассказывая о ночном путешествии, Мухаммад (с.а.с.) подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Мухаммад (с.а.с.) успел подхватить его. Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком (с.а.с.), Абу Бакру в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха (с.а.с.) ответил: «Если Пророк (с.а.с.) об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в еще более невероятном»,
и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника (с.а.с.), не ища подтверждений рассказанному. Если враги Мухаммада (с.а.с.) подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Пророком (с.а.с.). До Исра валь-Ми‘радж Посланник (с.а.с.) молился подобно Ибрахиму (мир ему) по два ракаата утром и вечером. После этого Джабраил (мир ему) обучил Пророка (с.а.с.) намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.
Магомед ОМАРОВ,
старший преподаватель Дагестанского гуманитарного института



