Монументальный юбилей

 Амир Талыбов другой. Он из редких экземпляров старой доброй школы, умеющих изображать с натуры и не сбиваться с заданного направления. Одинаково профессионален во всем: в монументальных работах, которых более 20 только по Дагестану, и в станковой живописи. Себя Талыбов характеризует однозначно «я монументалист». На живопись перешел с распадом Советского Союза, когда перестали поступать госзаказы на монументальные произведения.

Выпускник знаменитого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. После окончания института работал в Казани, в Набережных Челнах. Талыбов признается, немало монументальных работ было им выполнено там. Из Казани переехал в Махачкалу. Из Махачкалы в Баку. Из Баку в 2001 году – в Дербент. Потому что родился там. А так, многие из его работ создавались в Баку.

В Союзе художников его персональная юбилейная выставка. Здесь живопись и монументальные работы. Их так много, что «обнимают» весь зал. Хочется подолгу стоять и всматриваться. Работы все разные по исполнению, но одинаково теплые, душевные. Трогательно слушать, как Амир Талыбов взялся за изображение барбарисов. Ходил в Бакинский ботанический зал, облюбовывал… Они взрывали пространство вокруг себя сочностью красок. Словно где-то была установлена невидимая глазу подсветка, очерчивающая барбарисы. Затем художник набрался «смелости»… Теперь работа в числе других участника «персоналки», барбариски продолжают гореть, ведь их жизнь продлена навечно. (Пока слушала Талыбова, на ум пришла аналогия с академиком Шамилем Гимбатовичем Алиевым, утверждавшим в интервью «МИ», что прежде чем взяться за что-либо, надо долго облюбовывать предмет. Иначе безрезультатно). Художник заинтриговал еще одной работой – «Цуриб. Чародинский район». Это тот случай, когда минимум средств, максимум выразительности. Талыбов открывает один секрет работы – местами холст не прикрыт, а «невооруженным», неопытным глазом и не приметишь такую деталь.

Из монументальных работ есть одна, масштабная по исполнению… Общей площадью 164 квадратных метра. Ей в этом году 32 года исполнилось! Это монументальный труд, который и в наши дни украшает фасад стены кинотеатра «Москва» в городе Каспийске. Экспертный совет СССР, оценивающий труд, принял и единогласно высказался, что наконец-то на Северном Кавказе появилась работа, в которой присутствует синтез архитектуры и искусства. Но художник, ранее гордившийся работой, испытывает чувство огорчения всякий раз, когда приходится бывать в этом городе. «Вот видите на здании солнцерезы? (Он указывает на фото 1982 года. – Прим. авт.) Они как бы переходили на монументальную работу и отзывались в вертикальной женской фигуре, соответствующей заданному архитектурному фону. Без этой монументальной работы кинотеатр не смотрелся. Без этих солнцерезов произведение теряет свой колорит. А что произошло? Сняли солнцерезы. И работа осиротела. И появилось, откуда ни возьмись, – красное пятно, ничем не поддержанное и не оправданное. И тем самым эту работу загубили. Понимаете? Работа как художественное произведение теряется среди всех этих элементов. Посадили деревья лет двадцать назад, и закрыли обзор. А раньше там росли туркменские розы. В то время я обратился в горисполком, там мне сказали – охрана природы. Но об этом надо было вести речь, когда уничтожали туркменские розы».

Поддержит ли позицию художника руководство Каспийска, узнать, к сожалению не удалось. Хотелось бы услышать и позицию Министерства культуры РД, но опять-таки, к сожалению, скупое журналистское время не позволяет ждать, пока ответят на официальный запрос. Но в глубине души художник верит, искусство не должно затираться. И в городском пространстве тем более. Это эстетический элемент, закладывающий основы художественного воспитания молодого поколения. Культура внутренняя – не покупается, она прививается. Процесс этот долгий, но благодарный. Поколение, выросшее на культурной почве, даст созидательные плоды. И этот натюрморт, и те пейзажи, которые жили за окном, но поселились дома, портреты, наброски. Смыслы философские и патриотические… художник без слов учит восхищаться и видеть потаенную красоту вокруг себя, учит оставаться Человеком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

На ул.Ярагского в Махачкале инвентаризировали объекты предпринимательства

– Да мы не против, озеленяйте, – представительница одной из фирм доброжелательно улыбается участникам рейда. Глагол «озеленять» в этот...

«Сделано в России»: В Пекине пройдет фестиваль-ярмарка продукции из российских регионов

Ярмарка, организованная Российским экспортным центром (РЭЦ, Группа ВЭБ) при поддержке правительств России и Китая, продлится три дня - с...

Искусственный интеллект в новой версии Smart Fraud Detection 4.3: создание новых правил и моделей борьбы с фродом с помощью нейросетей

«Фаззи Лоджик Лабс» и «Ростелеком» выпустили актуальное обновление флагманского продукта Smart Fraud Detection 4.3. Это интеллектуальная система противодействия мошенничеству...

Генпрокуратура и Банк России запустили информационную кампанию по кибербезопасности «Клади трубку»

Генеральная прокуратура и Банк России запустили информационную кампанию по кибербезопасности «Клади трубку». 👮‍♂ Противодействовать мошенничеству — это общая задача! Вместе...
spot_imgspot_img

Махачкала на волне спорта

Масштабный праздник собрал чемпионов и любителей ЗОЖ На городском пляже столицы прошел масштабный фестиваль спорта «Здоровое Отечество - Спортивная Махачкала»,...

Исмаил Гаджибеков вновь на вершине

Исмаил Гаджибеков завоевал четвертую в карьере золотую медаль Чемпионата России по тяжелой атлетике. Дагестанский спортсмен преуспел на соревнованиях в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам