Как Махачкала решает проблемы с транспортом и благоустройством
Махачкала переживает масштабную трансформацию своей транспортной системы. Администрация города, задействовав финансовые инструменты федеральных программ, реализует масштабный проект комплексного развития общественного транспорта и дорожной инфраструктуры. Результаты уже ощутимы: обновляется подвижной состав, внедряются цифровые технологии, меняется логика маршрутизации и управления дорожным движением. Город уверенно движется к созданию современной, безопасной и комфортной транспортной среды.
На состоявшейся 2 декабря встрече актива города заместитель главы Махачкалы Гаджимурад Муртузалиев подробно рассказал о проделанной работе и о планах на будущее.
НОВЫЙ ТРАНСПОРТ – ОСНОВА НОВОГО КАЧЕСТВА
Ядро обновления – поступление 84 новых автобусов, приобретенных в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» по льготному лизингу через АО «ГТЛК». Уже сейчас в Махачкалу доставлены 28 единиц (11 большого и 17 среднего класса), оставшиеся 56 поступят в ближайшие дни. Первый рейс обновленного автопарка состоится 1 января 2026 года.
Но главное – не количество, а качество. Каждый из новых автобусов – это «умный» транспорт будущего: кондиционеры и USB-розетки для комфорта; пандусы и специальные зоны для маломобильных граждан; ГЛОНАСС/GPS-мониторинг в реальном времени; голосовое информирование, бегущая строка и световые табло; камеры видеонаблюдения и бесплатный Wi-Fi; валидаторы для безналичной оплаты.
Такой уровень оснащения – существенный прорыв в развитии городского пассажирского транспорта в республике в целом.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА ПАССАЖИРОВ
С 1 октября в Махачкале действует акция, которую администрация города организовала при содействии АО «НСПК»: при оплате проезда по QR-коду пассажир получает скидку 10 рублей. За два месяца ею воспользовались свыше 264 тысяч человек. Это не только экономия для горожан, но и мощный шаг к отказу от наличных – что повышает прозрачность перевозок и упрощает бюджетное планирование.
Одновременно идет перевод ключевых маршрутов на регулируемый тариф. В 2026 году в таком режиме будут работать 15 основных маршрутов, обслуживающих главные проспекты города. Это гарантирует стабильные интервалы, контроль качества и соблюдение стандартов, в отличие от прежней системы «свободного рынка» на маршрутах.
НОВАЯ МАРШРУТНАЯ СЕТЬ
Оптимизация сети направлена на решение хронических проблем: дефицит транспорта в спальных районах, избыточное присутствие «маршруток» в центре. Новые маршруты охватят мкр. ДОСААФ, с. Богатыревка, п. Красноармейск, Новый Хушет, Пальмира, Турали, Сулак.
При этом в центральной части города завершается полное высвобождение от автобусов малого класса – шаг, направленный на снижение загруженности, улучшение экологии и повышение скорости движения.
Для обеспечения устойчивости изменений развивается муниципальное предприятие МАУ «М-Транс». Под его нужды выделена территория в п. Ленинкент: уже готовится проект ремонта зданий и инфраструктуры автопарка. Это создаст основу для формирования сильного муниципального оператора, способного конкурировать на равных с частными перевозчиками.
ОТ РАЗМЕТКИ ДО «УМНОГО» УПРАВЛЕНИЯ
Параллельно с обновлением транспорта идет масштабная модернизация улично-дорожной сети.
Выделенные полосы для общественного транспорта уже работают на пр. Имама Шамиля (от ул. Агасиева до пр. Акушинского). На пр. Акушинского завершены работы по сокращению числа выездов со вспомогательной полосы, а также по демонтажу «лежачих полицейских», обустройству заездных карманов и монтажу камер фотофиксации. В 2026 году выделенные полосы появятся и на противоположной стороне проспекта, а затем – на всех ключевых магистралях.
Платное парковочное пространство на 2800 мест также успешно функционирует с 10 октября. Уже зарегистрировано свыше 20 тысяч пользователей, оплачено парковок на сумму 1,7 млн рублей, выдано 101 льготное разрешение (включая 26 – многодетным семьям). Эффект – упорядоченная парковка и рост свободных машино-мест, что особенно важно в центре города.
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) долгожданно восстанавливается после многолетнего простоя. Удаленное управление восстановлено на более чем 40 светофорных объектах вдоль ключевых проспектов и улиц. Серверные мощности перенесены в новое здание МБУ «ЦОДД». В 2026 году работы продолжатся. Ожидается, что городские улицы вновь «поедут».
Обновление дорожной разметки долговечным современным термопластиком уже завершено на пр. Гамзатова и пр. Шамиля. Планируется поэтапное расширение этой работы на всю магистральную сеть города.
Отдельная часть работы – эвакуация брошенных ТС. С сентября эвакуировано около 100 автомобилей, 60 из них возвращены владельцам после уведомления. В 2026 году будет создана и специализированная муниципальная служба эвакуации, что повысит эффективность борьбы с «автомобильным засорением» улиц и дворов города.
Расширение перекрестков на пр. Петра I (ул. Азизова, Али Алиева, Каримова) увеличит пропускную способность одной из самых загруженных магистралей. Работы завершаются.
Демонтаж незаконных «лежачих полицейских» ведется системно: уже сняты неровности на пр. Акушинского, ул. Ветеранской, Паначаева, Некрасова, Руставели. Ведется еженедельный мониторинг и ликвидация нарушений.
Все эти меры – не разрозненные инициативы, а части единой стратегии, закрепленной в документах транспортного планирования: ПКРТИ (проект комплексного развития транспортной инфраструктуры), КСОДД (концепция развития сети ОДД), ДПРП (документ по регулированию пассажирских перевозок). Они позволяют моделировать потоки, прогнозировать нагрузки и планировать строительство новых дорог, развязок и путепрово
дов – уже на основе данных, а не субъективных оценок.
ПОРЯДОК, ЧИСТОТА И ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Один из ключевых принципов работы администрации города под руководством Джамбулата Салавова – это системный, комплексный подход к решению насущных проблем жителей. Ноябрь 2025 года стал особенно результативным: усилия были сконцентрированы на благоустройстве, наведении порядка и повышении качества городской среды. Об этом на активе города доложил первый заместитель главы города Магомедали Саидов. Даем основные тезисы из его выступления
Вопрос вывоза твердых коммунальных отходов остается в фокусе внимания Управления жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня в Махачкале действуют 1188 контейнерных площадок, оснащенных почти 5 995 контейнерами. Для полного покрытия потребностей города (а это почти 1,3 млн жителей) необходимо 1500 площадок, и работа в этом направлении активно продолжается: 274 новые площадки уже поданы на регистрацию, еще 38 – в стадии формирования. В ноябре закуплено дополнительно 100 контейнеров, что позволило расширить охват и улучшить сервис в наиболее проблемных в этом плане микрорайонах.
Особое внимание – маломобильным гражданам. С июня 2025 года по инициативе главы города установлено 450 пандусов по всей Махачкале. Это не просто бетонные съезды – это реальный вклад в инклюзивность: благодаря им резко сократилось число обращений в суды и административных штрафов, а главное – повысилась мобильность пожилых людей, инвалидов и родителей с колясками.
ПОРЯДОК – БЕЗ КОМПРОМИССОВ
Управление административно-технической инспекции в ноябре демонтировало 29 самовольных построек: гаражи, заборы, шлагбаумы, стелы АЗС. Были устранены 116 нарушений благоустройства – от ям на дорогах до неубранных строительных отходов и неисправных люков.
Особую активность проявили и сотрудники Управления торговли, рекламы и потребительских услуг: за месяц снесены 230 незаконных объектов, от квасных бочек и кофе-автоматов до торговых павильонов и рекламных конструкций. Пресечено 74 случая несанкционированной торговли, как выносной, так и мобильной.
ПАРКИ И ДВОРЫ
Парки и скверы Махачкалы становятся по-настоящему комфортными и безопасными пространствами. Как сообщили в МБУ «Дирекция парков и скверов», территория всех зеленых зон практически полностью освобождена от самовольных торговых точек. В ноябре демонтированы последние семь ненормативно установленных объектов. Параллельно ведутся работы по благоустройству: озеленение, установка видеонаблюдения, систем оповещения и энергоэффективного освещения.
Отдельная работа начата по актуализации реестра жилищного фонда и внесению данных в систему ГИС ЖКХ.
В рамках текущей деятельности Управлением муниципального жилищного контроля выявлено девять фактов самовольного возведения некапитальных и капитальных строений, а также перепланировки в многоквартирных домах, по которым собственникам выписаны 6 предписаний и 1 материал направлен в Правовое управление для решения вопроса о подаче искового заявления в суд.
С целью повышения комфорта в жилищах горожан обеспечен ремонт мягкой кровли в пяти многоквартирных домах, произведен ремонт одного подъезда, установлен новый теплообменник.
ОТ САМОСТРОЕВ ДО БРОДЯЧИХ СОБАК
Одной из самых ощутимых позитивных тенденций последних месяцев стало решение проблемы бродячих животных. С июня 2025 года работа МБУ «Служба по работе с бродячими животными» была кардинально оптимизирована: расширен штат специалистов, усилена ответственность, введена эффективная система штрафов. По состоянию на 1 декабря проблема отлова безнадзорных собак решена на 90%. Кроме того, выявлено и изъято более 160 голов сельскохозяйственных животных, незаконно выпасаемых в черте города. Налажена жесткая система штрафов.
В ноябре по решению городской комиссии также продолжились работы по сносу самовольных построек: демонтировано 26 объектов. Начат и снос 4-этажного самостроя по решению суда. Управление муниципального земельного контроля выявило 135 случаев незаконного землепользования и выдало 91 предписание об устранении нарушений.
ВОЗВРАТ ИМУЩЕСТВА
Одним из самых ощутимых результатов года стало возвращение ранее незаконно отчужденных земель и объектов капитального строительства в собственность муниципалитета. По данным руководителя аппарата Администрации Махачкалы Руслана Мамаева, только за ноябрь кадастровая стоимость таких активов превысила 620 миллионов рублей, а общая площадь – 163 тысячи квадратных метров.
«Это не просто цифры, – подчеркнул Мамаев, – это основа для будущих социальных и инфраструктурных проектов. Возвращенные земли и здания позволят создавать новые школы, поликлиники, парки – все то, что напрямую влияет на качество жизни горожан».
В отчете также акцент был сделан на социальной политике: помощь и поддержка участников СВО и их семей, открытие новых благоустроенных общественных пространств и модельных библиотек – все это остается приоритетом в работе городских властей.
НАЛОГОВАЯ БАЗА
Но возвращенное имущество – лишь первый шаг. Гораздо сложнее – обеспечить его эффективное и законное использование. Об этом подробно рассказал заместитель главы Махачкалы Нариман Батырбиев, представив масштабную работу по повышению поступлений налогов на имущество.
Выяснилось: данные госреестра недвижимости не отражают реальную коммерческую активность. Из более чем 167 тысяч земельных участков, учтенных в ЕГРН, лишь 3,4% значатся используемыми в коммерческих целях. Среди 270 тысяч объектов капитального строительства и помещений – лишь 24 290 (9%). Такая аномалия выливается для городского бюджета в огромные финансовые потери.
В связи с недополучением в бюджет колоссальных средств для решения этой проблемы по поручению главы города была создана межведомственная рабочая группа, которая уже обследовала свыше 3 тысяч земельных участков, выдав более 200 предписаний об устранении нарушений целевого использования.
После проверки 73 крупных объектов их правообладатели обратились за разрешительной документацией, а 23 собственника добровольно внесли изменения в данные о своих объектах в ЕГРН, чья кадастровая стоимость в результате выросла с 97 до 150 млн рублей.
Проведенное исправление ошибок в адресах 5,5 тысячи участков и уточнение площади еще нескольких десятков участков обеспечит прирост налоговой базы сразу на 3 млрд рублей, а налоговый потенциал увеличится на 9 млн рублей.
Особое внимание уделено актуализации границ самого населенного пункта – это позволит перевести земли сельхозназначения внутри города в категорию земель населенных пунктов. Проведение этих работ повысит их кадастровую стоимость на 80 млн рублей.
«Разъяснительная работа дает результат: все больше собственников понимают, что легализация выгодна и им, и городу», – отметил Батырбиев. В процесс включились даже Управление торговли и Антитеррористическая комиссия: совместно обследовано 17 банкетных залов.
Следующий этап – это подготовка к кадастровой оценке 2026–2027 годов. С этой целью уже запланирована встреча с руководством ГБУ РД «Дагтехкадастр» для исключения системных ошибок и формирования справедливой налоговой базы на годы вперед.
ЭКОНОМИКА: ОТ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА – К ИНВЕСТИЦИЯМ
Заместитель главы города Хаким Ашиков озвучил прогнозный план социально-экономического развития Махачкалы в 2025 году, а также представил прогноз социально-экономического развития столицы на 2026–2028 годы. Несмотря на сохраняющиеся вызовы – низкую диверсификацию и высокую долю неформальной экономики – город демонстрирует устойчивый рост.
Уже сегодня в столице Дагестана зарегистрировано более 17,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, а число самозанятых превысило 80 тысяч человек. Для улучшения инвестиционного климата внедрен Муниципальный инвестиционный стандарт, запущен Единый инвестиционный портал.
В реализации – масштабные проекты: многофункциональный комплекс «Шелковый путь», асфальтобетонный завод, гостинично-курортный комплекс «Атлантис-Марина», торгово-развлекательный центр «Флагман».
Особый интерес вызывает инициатива по созданию особой экономической зоны с мультимодальным логистическим терминалом «Сухой порт Махачкала», который может стать локомотивом для промышленного и транспортного роста всего региона. Бюджет города за 11 месяцев 2025 года вырос на 15% и составил 5,88 млрд рублей. Успешно собирается туристический налог, введенный в этом году. Администрация активно участвует в 11 региональных проектах, запущенных в рамках национальных программ – от «Инфраструктуры для жизни» до «Молодежи и детей».
КОНЕЦ ХАОТИЧНОЙ ЗАСТРОЙКЕ
Настоящим прорывом 2025 года стала новая градостроительная политика, представленная заместителем главы Тимуром Галбацовым. Город впервые перешел от точечной застройки к комплексному территориальному развитию (КРТ).
Основу новой модели составили обновленные Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Теперь многоквартирные дома можно строить только в рамках утвержденных комплексных проектов развития территорий (КРТ) или после подготовки полного пакета градостроительной документации. До согласования решения о КРТ теперь нельзя изменить вид разрешенного использования, получить ГПЗУ, пройти экспертизу – это исключает спекулятивные проекты.
В историческом центре введен особый регламент: максимум пять надземных этажей, превышение – только при наличии утвержденной планировки. Уже подписано 8 договоров о КРТ, еще 4 находятся в проработке. Первый был подписан 19 августа 2025 года. По условиям соглашений в рамках комплексного развития территорий застройщики передадут городу: 21 тысяч кв. метров жилья (для нуждающихся семей), 71 тысяч кв. метров земель под школы, детсады и поликлиники, 950 кв. метров нежилых помещений.
Особую гордость вызывает инициатива самой администрации: город впервые выступил заказчиком КРТ – на территории 900 гектаров между Шамхалом и Богатыревкой. Это станет крупнейшим проектом комплексного освоения в истории Махачкалы.
В ближайших планах – разработка программ развития инфраструктуры и дизайн-кода центральных улиц, а также стратегическая перспектива: формирование городов-спутников, которые разгрузят центр, создадут новые рабочие места и повысят уровень жизни.
Р.S. 2025-й год стал для Махачкалы годом не только отчетов, но и отправной точкой для череды позитивных свершений. Городская власть сменила тактику: от реактивного реагирования на проблемы – к стратегическому планированию, от борьбы с нарушениями – к созданию условий для добросовестного бизнеса и комфортной жизни.
«Мы закладываем фундамент для Махачкалы будущего – умного, зеленого, безопасного и справедливого города, – заявил по итогам заседания глава города. – И каждый сегодняшний шаг: возврат земли, проверка реестра, подписание КРТ – приближает нас к этой цели».
Магомедрасул ОМАРОВ









