Что предпринимается для улучшения транспортной среды в столице?
Город Махачкала, как и многие крупные населенные пункты России, сталкивается с растущими транспортными вызовами: это увеличение числа автомобилей, хронические пробки, низкая скорость общественного транспорта, неэффективное использование дорожного пространства. В ответ на эти проблемы администрация города реализует комплексную схему организации дорожного движения, направленную на системную оптимизацию транспортных потоков, повышение безопасности и улучшение качества жизни горожан.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Одним из ключевых направлений оптимизации стало выделение специализированных полос для маршрутных транспортных средств. В первую очередь такая мера планируется на проспекте Акушинского – одной из самых загруженных магистралей города, связывающей центр с такими крупными районами, как поселки Ленинкент, Семендер, микрорайоны Ватан, завод Сепараторов и является въездным проспектом для прибывающих автомобилей из городов Буйнакск, Хасавюрт и Кизилюрт.
Сегодня средняя скорость общественного транспорта на этом участке составляет всего 11–13 км/ч. После организации выделенной полосы ожидается ее увеличение до 14–17 км/ч, что существенно сократит время в пути для тысяч пассажиров ежедневно.
Для реализации проекта предусмотрено:
– увеличение числа полос движения с трех до четырех в каждом направлении по схеме «3+А»: три полосы – для индивидуального транспорта, одна – исключительно для автобусов и троллейбусов;
– сужение полос с 3,5–5,5 м до 3,25–3,5 м – без ущерба для безопасности, но с повышением эффективности использования проезжей части;
– оптимизация разворотов: демонтаж 4 неэффективных точек разворота и организация 5 новых – строго перед светофорами и пешеходными переходами, что повысит безопасность маневров;
– закрытие около 30 выездов со второстепенных улиц на проспект – для минимизации конфликтных точек и повышения пропускной способности основной магистрали.
Особое внимание уделено контролю: на выделенных полосах будут установлены камеры фотовидеофиксации, фиксирующие нарушения в виде выезда частных автомобилей на «запретную» полосу. Это позволит обеспечить дисциплину и сохранить преимущество для общественного транспорта.
В качестве пилотного этапа выделенная полоса будет организована только по нечетной стороне проспекта Акушинского – для анализа последствий, сбора данных и корректировки проекта перед полномасштабной реализацией. В дальнейшем аналогичные решения планируются и на проспекте Имама Шамиля.
ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ
Еще один важный элемент транспортной политики – внедрение платного парковочного пространства. В городе уже определены 15 приоритетных локаций для установки паркоматов – от проспекта Акушинского до улицы Ирчи Казака, включая оживленные районы рядом с ДГПУ, торговыми и административными центрами.
Цель платных парковок – не извлечение прибыли, а снижение парковочного давления в центре города, стимулирование использования общественного транспорта и перераспределение транспортных потоков. Платный формат также способствует более рациональному использованию пространства: автомобили не будут занимать места на целый день, освобождая их для других водителей.
Координаты всех 15 точек уже зафиксированы, что позволяет интегрировать их в цифровые карты и мобильные приложения, делая систему максимально прозрачной и удобной для пользователей.
Адреса, где будут установлены паркоматы
№ | Населенный пункт, улица, дом | Широта/Долгота |
1. | г. Махачкала, пр-т. Акушинского, возле д. 254 | 42.97070 47.41293 |
2. | г. Махачкала, ул. Гайдара Гаджиева, возле д. 24 «е» | 42.98422 47.47355 |
3. | г. Махачкала, ул. Коркмасова, возле д. 12 | 42.982726 47.496656 |
4. | г. Махачкала, ул. Батырая, возле д. 5 | 42.97986 47.49688 |
5. | г. Махачкала, ул. Дзержинского, напр. д. 13 | 42.980182 47.499810 |
6. | г. Махачкала, ул. Дахадаева, напр. д. 23 | 42.980136 47.505586 |
7. | г. Махачкала, ул. Буйнакского, возле д. 6 | 42.984252 47.510235 |
8. | г. Махачкала, ул. Пушкина, возле д. 12 | 42.981131 47.515420 |
9. | г. Махачкала, пр-т. Р. Гамзатова, возле д. 18 | 42.979804 47.510642 |
10. | г. Махачкала, ул. М. Ярагского, возле д. 27 | 42.976695 47.513733 |
11. | г. Махачкала, ул. М. Ярагского, возле д. 8 «а» | 42.979384 47.516207 |
12. | г. Махачкала, ул. М. Ярагского, напротив ДГПУ | 42.971443 47.507720 |
13. | г. Махачкала, ул. Ирчи Казака, возле д. 47 | 42.966265 47.502758 |
14. | г. Махачкала, ул. Ирчи Казака, возле д. 95 «а» | 42.961119 47.514160 |
ГИБКОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ТРАФИКОМ
Опыт показывает, что не все транспортные решения оказываются удачными. Так, ранее в центральной части города было введено одностороннее движение на улицах Чкалова, Сулейманова, Суворова, Лезгинцева, Фурманова, Осипенко, Мичурина, Ляхова, Бахметьева, Руставели и Павлова.
Однако мониторинг показал, что пропускная способность на отдельных участках выросла, но общий эффект оказался отрицательным: из-за значительного увеличения перепробега транспорта, роста загруженности смежных улиц и неудобств для водителей. В результате было принято взвешенное решение – отменить одностороннее движение на большинстве из этих улиц. Исключение составили лишь Мичурина, Ляхова, Бахметьева и Фурманова, где новая схема показала положительный эффект и была оставлена без изменений.
НЕ МЕСТО ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ
Центр города – это не место для грузовиков. С этой целью введен запрет на парковку грузовых транспортных средств, включая автомобили массой менее 3,5 тонн. Процесс идет поэтапно: сначала ограничения вводились в наиболее загруженных зонах, теперь грузовики постепенно вытесняются на периферию.
В ближайших планах – расширение запрета на стоянку грузового транспорта в дневное время на всех основных магистралях. Для обеспечения потребностей бизнеса и логистики предусматривается создание специализированных стоянок – как за пределами городской черты, так и в специально отведенных зонах внутри города.
Выведение грузового транспорта позволит снизить уровень шума и загрязнения воздуха в центре; увеличить пропускную способность дорог и повысить безопасность пешеходов и водителей.
ОТ РАЗМЕТКИ ДО МОСТОВ
Оптимизация дорожного движения – это не только изменение схемы движения, но и масштабная инфраструктурная работа. Для этого предусмотрены масштабные изменения:
– обустройство мостов и тоннелей через железную дорогу в районе Нового Хушета, на кольце «АТАКА», на пересечении улиц Лаптиева и Пушкина – для ликвидации «узких мест» и создания альтернативных маршрутов. Строительство кольцевых развязок на пересечении улиц Батырая и Примакова – для плавного распределения потоков без светофоров;
– обновление асфальтобетонного покрытия, в первую очередь на проспекте Имама Шамиля от троллейбусного кольца до улицы Агасиева;
– нанесение новой дорожной разметки с применением долговечного пластика для повышения ее читаемости в любое время года и снижения затрат на обслуживание;
– внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) для автоматического управления светофорами, мониторинга загруженности дорог и прогнозирования заторов.
ЧТО ЭТО ВСЕ ДАСТ?
Оптимизация дорожного движения в Махачкале – это не разрозненные меры, а единая стратегия, направленная на создание комфортной, безопасной и эффективной транспортной среды. Город переходит от хаотичного роста к планируемому развитию, где приоритет отдается:
– пассажирам, а не автомобилям, через выделенные полосы и ускорение общественного транспорта;
– пешеходам и экологии – через вытеснение грузовиков и запрет хаотичной парковки;
– технологиям и данным – через ИТС, камеры, паркоматы и гибкую корректировку решений на основе мониторинга.
Это долгосрочный процесс, требующий не только инвестиций и инженерных решений, но и изменения культуры передвижения у самих горожан. Но первые шаги уже сделаны – и они дают основания говорить о том, что Махачкала движется в правильном направлении: к городу, где дороги работают на людей, а не наоборот.
Магомедрасул ОМАРОВ, Фото: Руслан АЛИБЕКОВ
Информацию предоставили в Управлении транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы.