О ТРУДНОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Как известно, процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих молодым поколениям полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, называют социализацией. Процесс этот весьма сложен, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания со стороны государства.

Важнейшими факторами социализации, безусловно, следует считать получение молодежью общего образования и обретение на его базе профессии, обеспечивающей достойное вхождение личности в пространство разделенного общественного труда. Другими словами, обязательным условием надлежащей адаптации в социуме считается профессиональная социализация молодых людей, обеспечиваемая учебными заведениями профессионального образования.
В СССР сложилась в свое время хорошо сбалансированная система подготовки кадров для народного хозяйства, гармонично сочетавшая различные уровни профессионального обучения молодежи, и это позволило стране к середине XX века занять достойное место среди лидеров научно-технического прогресса. Решительные меры советского государства по ускоренному просвещению народных масс и развертыванию широкой сети начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений, безусловно, не могли не дать позитивного социокультурного эффекта.
Однако, как это часто случается в России, к концу XX века явственно обозначились серьезные перегибы и связанные с ними отрицательные тенденции в системе общего и профессионального образования, которые резко усилились после распада союзного государства.
Парадоксальным образом уже в 80-е годы стали отчетливо проявляться никак не прогнозировавшиеся, изначально негативные последствия школьного всеобуча: постепенное выхолащивание сущностной основы образования, плавно переросшее затем в профанацию всего образовательного процесса. К сожалению, эти процессы в силу ряда причин особую остроту обрели в Республике Дагестан. Желая любыми путями выполнить установку центральной власти на всеобщий охват детей средним образованием, дагестанские чиновники требовали от руководства школ выпускать с аттестатами зрелости практически всех учеников, даже тех, кто по своим природно-генетическим параметрам не был в состоянии освоить школьную программу. Постепенно в обществе возникла иллюзия легкодоступного среднего образования, и получение аттестата стали рассматривать как само собой разумеющееся, обыденное явление. Быстрый рост числа выпускников школ, имеющих документ об образовании, но не имеющих надлежащей базовой подготовки, привел впоследствии к заметным деформациям и в системе профессионального образования, прежде всего — к резкому перекосу в соотношении числа обучающихся в вузах, ссузах и профессионально-технических училищах.
Если обратиться к мировой статистике, в развитых государствах, имеющих высокий уровень жизни населения, на каждого специалиста с высшим образованием приходятся несколько (3-5 человек) специалистов с довузовской подготовкой и значительное число работников с начальным профессиональным образованием. Такая структура кадрового потенциала вполне адекватна реальным потребностям общества и обеспечивает баланс интересов народного хозяйства, с одной стороны, и стремления граждан к самосовершенствованию, развитию собственного интеллекта, профессиональному становлению и карьерному росту — с другой стороны. В условиях свободной экономики, естественно, никому не приходит в голову учиться не для получения знаний, а ради получения диплома. Подобная инверсия целеполагания, к сожалению, оказалась возможной в нашей стране из-за многолетней практики анкетно-номенклатурного подбора руководящих кадров партийными органами. В числе обязательных условий карьерного роста личности, жестко контролируемого государством, было два главных -наличие диплома об образовании и членство в КПСС…
Введение всеобуча, быстрый рост числа выпускников средних школ (далеко не всегда подкрепляющих аттестаты реальными знаниями) породили в молодежной среде мощный всплеск амбициозных настроений, гипертрофированное стремление самоутвердиться в иерархической структуре общества, подняться по ступеням номенклатурной лестницы. Но для этого нужны были дипломы, в первую очередь — дипломы высших учебных заведений… Таким образом, несвободная экономика страны, в которой практически все планировалось государством, устранила естественную конкуренцию специалистов на рынке труда и деформировала целевые установки молодых поколений советских людей. Нормой поведения стало стремление любой ценой обрести документ об образовании, без особой оглядки на реальный уровень полученных знаний и навыков. Диплом стал символом и гарантией будущего жизненного успеха.
В результате произошедшей в обществе целевой инверсии резко возрос интерес молодежи к поступлению в высшие учебные заведения и заметно уменьшилось число поступающих в учебные заведения среднего и особенно начального профессионального образования. В Республике Дагестан в настоящее время число студентов вузов в несколько раз превышает численность студентов техникумов и колледжей, а количество обучающихся в профтехучилищах достигло критического минимума, за которым неизбежно начнется развал системы начального профессионального образования.
Одной из причин столь печальных метаморфоз в профессиональном образовании Дагестана является специфическая ментальность нашего населения: никто не хочет «терять лицо», т.е. в чем-то уступать окружающим. Анкетные опросы, проведенные среди студентов, показывают, что фактор престижа играет ключевую роль как в выборе профессии, так и в выборе места учебы. Более того, выясняется, что многие девушки считают наличие вузовского диплома весомым фактором удачного замужества, а молодые люди в массе своей уверены, что для успеха в жизни важны не реальные знания, а степень «крутости» диплома. В результате в РД ежегодно выпускают сотни, даже тысячи юристов и экономистов, в то же время постоянно сокращается выпуск инженеров и техников. Вполне понятно, что подобная психологическая установка населения закономерно обусловливает функциональную неграмотность многих выпускников вузов: мы можем со знанием проблемы утверждать, что при наличии в республике тысяч юристов очень трудно найти квалифицированного человека, способного качественно защитить интересы организации в арбитражном суде… С тревогой думаем мы также о том, кто будет лечить наших внуков и правнуков, когда со сцены жизни уйдет старая гвардия дагестанских врачей. Можно было бы продолжить рассуждения в том же духе, но вряд ли есть необходимость — и так все ясно…
На наш взгляд, перед дагестанским обществом, в первую очередь, перед интeллигeн-
циeй, стоит задача первостепенной важности: преодолеть сложившийся стереотип сознания, проникнуться адекватным пониманием роли и места разных уровней профессионального образования в деле социализации молодежи, в обеспечении разумного баланса интересов общества и личности. Для этого, прежде всего, полезно провести незатейливый житейский эксперимент — спросить у своих знакомых и родственников, которые заканчивали вначале техникумы, а затем институты, сожалеют ли они о времени, «потерянном» на учебу в ссузе.
Мы неоднократно проводили анкетные опросы, и вот что выяснилось: все специалисты, прошедшие до поступления в вуз школу среднего профобразования, в один голос утверждают, что техникумы дали им очень многое, что как специалисты они сформировались главным образом в техникумах, а учеба в вузах только расширила общий кругозор. Все опрошенные тепло вспоминают свои средние учебные заведения и отмечают, что последующая учеба воспринималась ими как дополнение к полученному ранее базовому образованию.
На первый взгляд, подобные утверждения могут показаться порождением эмоций, сопряженных с молодостью, своего рода романтической интерпретацией реальности. Однако серьезный анализ убеждает, что это не так. Среднее профессиональное образование, полученное в сензитивном возрасте (15-19 лет), отличается особой эффективностью и долговременной фиксацией информации, а также мощным воздействием на аналитическое мышление тинейджеров. Происходит относительно ранняя (ускоренная) социализация личности, в первую очередь — социализация профессиональная. Молодые люди быстро перестраивают свои взгляды на жизнь, взрослеют, у них повышается чувство ответственности за свою судьбу, появляется осознанное стремление быстрее «встать на ноги», формируется глубокий интерес к профессии.
Достаточно подробный обзор, выполненный в учебных заведениях ( речь идет о мониторинге профессионального роста выпускников), показывает, что значительное число наших выпускников со временем предпочли получить высшее образование по заочной или вечерней формам обучения и добились впечатляющих успехов в своей сфере деятельности.
Каждое среднее профессиональное учебное заведение Дагестана может назвать десятки имен выпускников, впоследствии прославивших республику. Не следует забывать, что выпускниками техникумов были, в частности, А.Д. Даниялов, Р.Г. Гамзатов, Г.Г. Гамзатов, М.И. Гаджиев и многие другие выдающиеся общественные деятели, ученые, военачальники Дагестана.
Резюмируя сказанное, хочется особо подчеркнуть, что не следует фетишизировать вузовский диплом, нужно понимать, что среднее профессиональное образование — это самая эффективная форма ранней социализации молодежи, закладывающая надежный фундамент будущего жизненного успеха молодых людей, обеспечивающая осознанный выбор ими своей профессии. Родителям есть над чем подумать, как, впрочем, и всему обществу…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Нажимая кнопку, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Пользовательским соглашением и даёте своё согласие на обработку персональных данных.

Лента новостей

«Чтобы жить среди своих»: Выставка памяти защитников Отечества открылась в Махачкале

Бюсты героев Великой Отечественной войны, статейные вырезки из газет, книги, фотографии и фотофакты – сегодня в историческом парке «Россия...

Дагестан первым получит патриотический кинозал

На территории стран СНГ будет создана сеть кинозалов, специализирующихся на показе кинолент, произведенных государствами Содружества. Их появление анонсировал  исполнительный...

Махачкалинское «Динамо» проиграло «Рубину»

В стартовом матче 8-го тура РПЛ в Казани махачкалинское «Динамо» минимально уступило «Рубину». Единственный гол на 27 минуте игры...

Джамбулат Салавов встретился с Сабриной Алиевой

Зачастую многие из нас не задумываются о трудностях, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Обыденные для нас...
spot_imgspot_img

Эффективность и развитие

Замглавы города Махачкалы провел пресс-конференцию по вопросам транспортной инфраструктуры На площадке Республиканского информационного агентства заместитель главы Махачкалы Гаджимурад Муртузалиев в...

Джамбулат Салавов принял участие в выборах

В единый день голосования врио главы города Махачкалы Джамбулат Салавов выполнил свой гражданский долг, проголосовав на избирательном участке №1078,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам

Махачкалинские известия
Обзор конфиденциальности

На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.