Очередное ноябрьское заседание научно-просветительского клуба «Наука и религия» прошло в библиотеке для слепых. Тема, которая была заявлена докладчиком Джамирза Магомедовым, аспирантом-философом факультета философии и психологии ДГУ, называлась «Философские основы ориентализма. Наука как религия».

С периода колониализма Западный мир подмял под себя не только экономические и политические ресурсы страны, но и навязал европоцентристскую философию и культуру, науку и образование. Через ориентализм – направление в западной культуре, которое через противопоставление двух миров, выгадывал уже на высоких политических этажах для элит определенные возможности и ресурсы.

Докладчик опирался в своих тезисах и на работы американского культуролога и философа палестинского происхождения Эдварда Саида (фото), автора книги «Ориентализм». Надо сказать, что этот труд заложил интеллектуальную и идеологическую основу для минимизации оппозиции между Востоком и Западом.

Джамирза Магомедов также обратил внимание слушателей на то, что мир движется по таким этапам своего развития, как премодерн, модерн и постмодерн, в котором мы все сейчас пребываем. И здесь возникает проблема объектности и субъектности человека и Бога. Этот философский акцент предопределяет прогресс, развитие, человеческие взаимоотношения. Если в центре Бог – группа клерикалов, сросшись с политической властью, действуя от имени Бога, определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В этом случае Бог – субъект, но комментированием Его воли занимаются в любом случае люди, а если они ограничены и коррумпированы, то это дает тон войнам и отставанию.

В человеческой субъектности, то есть когда в центре человек – (эта идея предвосхитила и дала толчок Ренессансу – европейскому .Возрождению XIV–XVI вв.), тоже есть свои «минусы». Тогда эти воззрения могут привести к понятию сверхчеловека, фашизму и нацизму. В условиях современной Европы и постмодерна эта субъектность человека приводит к либеральной перезагрузке и идеализации человеческих устремлений – это мы наблюдаем в однополых браках, ювенальной юстиции, в размывании духовной сущности человека. Европейская политическая мысль также сопровождается фашистскими поползновениями, которые проявляются в наглой лжи в отношении всего чужого, иного. Беспристрастность ума и аналитический инструментарий отсутствует – общественности представляется эрзац-картинка реальности в виде конечных продуктов, которые готовятся подконтрольными СМИ, дипломатами и политиками. Если Россия – враг, если Восток – враг, если арабо-мусульманский мир – враг – про них можно безнаказанно и обильно врать. Таков постмодернистский конструкт европейского разлива.

Ориентализм навязал европейцам, белому человеку идею о мусульманах, сарацинах, маврах как о жестокосердных, эмоциональных, иррациональных, пассивных существах. Хотя если говорить о жестокости, то Европа преподала бы в этом урок всему миру – кто фотографировался на фоне отрубленных голов африканцев у себя в кабинете, уничтожал деревни напалмом? Ну уж точно не азиаты!

Хотя Европа и имеет прекрасный философский и культурологический базис, однако сжигать книги – это тоже в традициях европейцев, ну как минимум у себя в душе. Рене Декарт изрек: «Я мыслю – следовательно, я существую» и предложил миру четыре ступени познания, которые на долгие годы стали азбукой для аналитического мышления и достижения истины во всем. Но это мало чему учит европейцев. Контраст между базисом и реальностью еще более выпуклее очерчивает фашистский облик современной Европы и в целом Запада.

Между тем, по мнению участников клуба «Наука и религия», необходим баланс в субъектно-объектных отношениях. Если мы ставим Бога на первое место, это чревато вырождением человека в безвольно-фаталистическое существо. Если в центре человек (антропоцентризм) – то возникают излишества, которые в конечном счете погубят человеческое общество. Если Природа обожествляется – это также может откинуть человеку в каменную эру. Необходимо опираться на весь спектр мыслительно-творческой деятельности, сверяя свои векторы со Священным первоисточником и древними, устоявшимися, традиционными общечеловеческими ценностями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь