В структуре Госавтоинспекции Министерства внутренних дел республики существует подразделение, непосредственно занимающееся контролем за соблюдением водителями правил дорожного движения в столице, организацией других надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности на дороге и в борьбе с преступностью. Это подразделение – отдельный батальон ДПС ГИБДД Управления внутренних дел по г. Махачкале. Сегодня командир батальона Юсуп СУЛЕЙМАНОВ отвечает на вопросы нашего корреспондента.
— Юсуп Хирамагомедович, какая обстановка складывается в сфере обеспечения безопасности на улицах и дорогах Махачкалы?
— К сожалению, цифровые показатели количества ДТП, погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях за последний год немного возросли, и у кого-то может создаться впечатление, что работа, проводимая как нашим структурным подразделением, так и другими службами милиции, уменьшилась и стала менее эффективной. Но это не так. На самом деле, на фоне стремительного взлета количества находящегося в городе транспорта, увеличения количества жителей столицы нашему подразделению удается сдерживать рост аварийности, регулировать дорожное движение в становящемся мегаполисом городе.
К сожалению, в отчетном году избежать гибели 66 и ранения 498 человек в 456 ДТП не удалось. Анализ происшествий показал, что определяющее воздействие на уровень аварийности оказывают происшествия с участием пешеходов. Они составляют 75% от общего количества ДТП, при этом почти в половине случаев виновными оказались сами пешеходы. Стало ясно, что воспитательная работа с пешеходами явно не на высоте, о чем лишний раз подтвердило то обстоятельство, что число выявленных нарушений правил движения пешеходами составило всего 3,2 % к общей массе нарушений. Вынуждены признать, что профилактика ДТП, связанных с пешеходами, ведется нами слабо. Впредь работа в этом направлении нами будет усилена. Хотелось бы напомнить, что Правила дорожного движения написаны для всех участников движения, коими являются и пешеходы.
Так, 18 января на проспекте Акушинского водитель автомашины ВАЗ-2109 сбил переходившую проезжую часть дороги М. Гамзатову, которая от полученных травм скончалась на месте. Водитель с места происшествия скрылся. Однако благодаря принятым нами мерам подозреваемый был установлен по горячим следам и задержан. Им оказался житель Махачкалы 1981 года рождения.
26 января на проспекте Гамидова водитель ВАЗ-2107 сбил 22- летнюю девушку и скрылся с места происшествия. Девушка от удара упала и попала под колеса встречной автомашины, которая, переехав ее, тоже скрылась. В результате пострадавшая от полученных травм скончалась в больнице. К сожалению, причастные к преступлению водители до сих пор не найдены. Убедительная просьба ко всем, кто был свидетелем данного происшествия или владеет какой-либо информацией, позвонить в ГИБДД УВД по г. Махачкале по тел. 68-05-85 или 02. В надежде разыскать преступников, а иначе их не назовешь, мы идем даже на материальное поощрение свидетелей, которым гарантируется полная анонимность.
Налицо и слабая дисциплина водителей. По-прежнему очень часты такие грубые нарушения, влияющие на аварийность, как выезд на встречную полосу движения, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости, борьбе с которыми мы уделяем особое внимание. Выявляемость данных видов нарушений нами увеличена в несколько раз. Как ни странно, улучшение дорожной сети города оказало негативное воздействие на уровень аварийности. Хорошие дороги провоцируют водителей на превышение разрешенной безопасной скорости. Так, за прошлый год из-за этого погибли 22 и получили ранения 92 человека.
— А как обстоит обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом?
— В каждом шестом ДТП участвуют дети. За прошедший год в Махачкале зарегистрировано 75 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 5 детей погибло и 70 было травмировано. Анализ данных происшествий свидетельствует, что в гибели и ранении на дорогах детей часто виновны взрослые. Это и водители, и сопровождавшие детей в поездке родители, которые халатно отнеслись к их безопасности при перевозке в автомашинах и при переходе дороги. 68% пострадавших в авариях детей составляют учащиеся общеобразовательных учреждений города. Это говорит о том, что качество обучения детей в школах по программе ОБЖ не соответствует предъявляемым требованиям. Очевидно, что занятиям по изучению Правил дорожного движения должного значения не придается.
К примеру, в ночь на 27 января на улице Ярагского водитель автомашины ВАЗ-2107 сбил переходившего дорогу курсанта Кадетского морского корпуса г. Каспийска, который, не убедившись в безопасности, вышел на проезжую часть перед близко идущей автомашиной. В результате подросток с черепно-мозговой травмой попал в больницу.
30 января в 11:20 на улице Учхозной ученик 3-го класса СШ
№ 40 выбежал на проезжую часть из-за стоящего транспорта и был сбит автомобилем, в результате чего получил сотрясение головного мозга и был доставлен в больницу.
— А где находятся основные очаги аварийности в городе?
— Топографический анализ ДТП показал, что наиболее опасными по месту совершения являются проспект Шамиля, особенно возле магазина «1000 мелочей», 39-й школы, микрорайона «Узбекгородок», район «Дагавтодора», проспекты Акушинского, А.Султана, Гамидова, улица Ярагского. В этих местах совершено 44% от всех ДТП. В основном, все ДТП происходили в темное время суток в тех местах, где отсутствует уличное освещение. В связи с этим нами принято решение об использовании более 60% личного состава батальона с участием руководящих сотрудников батальона для дежурства на опасных участках именно в вечернее время. Проведены комплексные проверки качества уличного освещения, выявлен ряд недостатков, для устранения которых выданы соответствующие предписания руководству МУП «Горэлектросети» с изложением мер по улучшению технического состояния улично-дорожной сети.
— Что еще делается для снижения количества и тяжести ДТП?
— В прошлом году нами проведено 11 специальных профилактических мероприятия. Это операции «Пешеход», «Внимание — Дети!», «Нетрезвый водитель», «Скорость», «Иномарка», «Тонировка», «Авторозыск». В связи с некоторым осложнением оперативной обстановки, совершением тяжких преступлений с использованием автотранспорта в городе ежедневно проводятся и другие совместные специальные операции. За прошлый год составлена 91 тысяча административных протоколов, что больше, чем за предыдущий период на 11 с половиной тысяч. При этом за такое злободневное нарушение, вызывающее особое раздражение других законопослушных участников движения, как выезд на встречную полосу, наказано 10 тысяч 612 водителей (против 3251 за предыдущий период). Задержано 1675 водителей, управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии (против 1032 за предыдущий период). На лишение водительских прав в суды направлено 8557 административных материалов (больше на 3229), наложено штрафов на сумму 5 миллионов 553 тысячи рублей (за прошлый период – 4 млн. 868 тысяч рублей). При этом сумма взысканных судебными приставами штрафов составила 611 тысяч рублей.
Наряду с возложенными задачами по обеспечению безопасности на дороге, личным составом отдельного батальона проводилась работа по выявлению и раскрытию преступлений, розыску похищенного транспорта и лиц, совершивших преступления. За последний год нами раскрыто 61 преступление общекриминальной направленности.
Проблем с обеспечением безопасности и порядка на дорогах очень много, и решать их необходимо нам всем сообща.