Религия ислам уделяет особое внимание взаимоотношениям между работником и работодателем, руководителем и подчиненным. Эти отношения имеют важное значение не только для них, но и для всего общества. В этих взаимоотношениях особо выделяется отношение работодателя к работнику.
Работодатель должен относиться к работнику справедливо и с уважением, не нарушая его права и не причиняя ему вреда.
Работодатель должен помнить, что он ответственен за всех своих работников и подчиненных и чем больше у него работников, тем больше ответственности за соблюдение человеческих прав на него возлагается. Поэтому руководитель должен думать о потребностях подчиненных и стараться полностью их выполнять.
Этот принцип заложен в известном хадисе, переданном от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем и ответственен за свою паству. Мужчина в своей семье является пастырем и ответственен за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, и она ответственна за свою паству. Слуга является пастырем имущества (денег) своего хозяина, и он несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем, и [каждый из вас] несет ответственность за свою паству» (Бухари, 893, 2409; Муслим, 1829).
Из этого хадиса вытекает, что работодатель ответственен за все, что находится в его ведении, в том числе за людей, которые работают под его руководством или которых он нанял для выполнения определенной работы. Он будет отвечать за них перед Всевышним и перед вышестоящим начальством.
Поэтому работодатель должен соблюдать права работников и в первую очередь относиться к ним с уважением. Категорически запрещается оскорблять и унижать работников, показывать свое превосходство над ними и вести себя высокомерно по отношению к ним.
Одной из основных обязанностей работодателя перед работником является своевременная и полная оплата его труда. Ведь каждый работник выполняет свои обязанности только ради получения платы за свой труд. Возможно, это его единственный источник пропитания, а работодатель, задерживая или вовсе не выплачивая зарплату, лишает его средств к существованию.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отдавайте работнику заработанное им прежде, чем высохнет его пот» (Ибн Маджа, 2443).
Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави, комментируя этот хадис в своей книге «Файз аль-Кадир шарх Аль-Джами‘ ас-Сагир», пишет следующее: «Веление Пророка ﷺ расплатиться с работником прежде, чем высохнет его пот, имеет образный смысл и подразумевает, что необходимо расплатиться сразу, как тот завершит работу, по его требованию, даже если он не вспотел или вспотел, а пот уже успел высохнуть».
К сожалению, нередки случаи, когда работодатель не только задерживает оплату, но и вовсе не отдает ее. Такого работодателя в Судный день ждет тяжелый отчет и суровое наказание.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Всевышний Аллах сказал: “В День воскрешения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно, человеку, продавшему в рабство свободного человека и проевшему полученные за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему”» (Бухари, 2227).
Работодатель должен знать, что он должен относиться к работнику как к человеку, которого он нанял для выполнения определенной работы или оказания той или иной услуги, а не как к своему слуге. Поэтому работодатель должен выполнить все пункты договора, который он заключил с работником.
Работодатель не может бездумно наказывать работников за ошибки и недостатки, напротив, следует быть снисходительным к ним. Ни в коем случае нельзя заставлять работника выполнять работу, не входящую в его обязанности, а также работу, которая может причинить вред его жизни или здоровью.
Работодатель должен обеспечить работников всем необходимым для работы и безопасности труда, обязан создать им условия для поклонения – совершения намаза и соблюдения поста.
Пусть каждый работодатель, начальник или руководитель трудового коллектива помнит, что он ответственен за своих подчиненных и работников, и за добро по отношению к ним ему запишется награда, а за дурное отношение и нарушение их прав его ждет суровое наказание в Судный день.и
Нурмухаммад ИЗУДИНОВ, islamdag.ru