Махачкалинцы обсуждают идею закрытия центральной улицы для гуляний
В летнее время в Махачкале вновь планируется сделать главный городской проспект имени Расула Гамзатова пешеходным. Мнения горожан по данному вопросу разделились.
ПЕШКОМ И С ПОЛЬЗОЙ
По инициативе главы Махачкалы Салмана Дадаева
с 1 июня по 31 августа возобновится функционирование в выходные дни пешеходной зоны по проспекту имени Гамзатова в границах от ул. Дахадаева до ул. Ярагского. Вопрос об этом уже обсудили на одном из совещаний в мэрии.
«Мировой опыт показывает, что пешеходная зона в самом центре города привлекает не только туристов, но и, в первую очередь, сюда стремятся сами жители, чтобы провести время с друзьями и близкими. Для этого столичным руководством будет принят ряд мер, предполагающих культурно-досуговый, спортивный и другие виды отдыха для всех категорий махачкалинцев – от самых маленьких до самых взрослых. Сувенирные лавки, фотозоны, батут, уличные художники, кофемашины, музыкальные площадки и караоке – это только часть того, что предлагает махачкалинская мэрия для отдыха и досуга жителей и гостей столицы Дагестана», – сообщили «МИ» в пресс-службе городской администрации.
Махачкалинцы наверняка помнят, что подобная инициатива уже была реализована в 2017 году. Каждые выходные весь летний период данный отрезок улицы был закрыт для движения автомобилей.
После многочисленных жалоб горожан руководству города пришлось изменить график перекрытия проспекта – по субботам пришлось открыть улицу для движения автотранспорта.
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
«Махачкалинские известия» провели в соцсетях опрос: как горожане относятся к идее закрытия центрального проспекта для автомобилей и превращения его в пешеходную зону? Жители города и его гости оставили сотни комментариев «за» и «против». Публикуем некоторые из них.
«А мне тогда понравилось! Люди выходили и были массовые гулянья каждую субботу и воскресенье. Только нужно заранее продумать маршрут транспорта на эти дни», – пишет Татьяна Серова.
Марат Исмаилов отметил, что не понимает, для чего будет перекрываться проспект Гамзатова. Он уточняет, что согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах», «автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств».
«Из-за перекрытия дороги проблемы возникают не только у автомобилистов, но и у пассажиров общественного транспорта – автобусы кое-как маневрируют по Котрова, а троллейбусы вообще проехать не могут, так как на соседних улицах нет контактной сети. К чему устраивать из проезжей части дороги прогулочную зону, если и так с двух сторон проспекта есть неплохие тротуары, а посередине большая зеленая аллея?» – считает Исмаилов.
Магомедрасул Омаров голосует «за»: «Очень хорошо, что закрывают. Удобно и приятно. Чувствуешь себя живущим в приморском городе. А автомобилисты объедут, ничего страшного».
Магомед Расулов сетует на то, что в Махачкале гостям города некуда сходить.
«Даже просто ходить невозможно. Не то что улицы, даже тротуары заняты. Для потенциального туриста ничего нет. Так что идея хорошая. Туристы в основном в центре будут искать развлечения. Хотя бы в выходные можно походить. И не стоит переживать за пробки. В выходные автопотока мало», – высказал свое мнение Расулов.
В комментариях горожане предлагают организовать пешеходную зону на улице Пушкина, на отрезке вдоль Родопского бульвара. Предложение не лишено рационализма – улица в этом месте очень тенистая, в отличие от проспекта Гамзатова, да и парк с пляжем в пешей доступности.
«Можно освободить от автомобильного движения улицы ближе к набережной, а не Гамзатова. Летом из-за этого решения в центр города принципиально не ходила», – пишет Елена Гаджиева.
Самой известной пешеходной улицей России является расположенный в центре Москвы Арбат. Это название давно стало нарицательным для всех пешеходных зон. Таковые регулярно появляются в исторических центрах крупных городов.
На юге России уже несколько лет по выходным перекрывается главный проспект Краснодара – улица Красная. Как рассказала «МИ» местная жительница Катерина Ковалева, улица закрывается для движения автомобилей с 20 часов пятницы, в субботу и воскресенье.
«Никто у нас не жалуется, наоборот, там по выходным проходят массовые гулянья. Даже если бы она была открыта для движения, там не проехать толком из-за пробок. Но те, кто работает и живет на Красной, могут заехать. Власти города открыли для движения две параллельные улицы – Октябрьскую и Рашпилевскую, так что особых проблем для автомобилистов не возникает», – говорит Ковалева.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Как рассказал «МИ» координатор проекта «Институт города», юрист Расул Кадиев, порядок введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам на праздничные и выходные дни устанавливается правительством субъекта.
«Так как проспект Расула Гамзатова отнесен к дорогам местного значения, то в силу п. 4 Постановления Правительства РД №186 от 19.06.2015 акт об ограничении движения должен приниматься органами местного самоуправления Махачкалы. По закону такими органами могут быть Собрание депутатов, местная администрация, выборные должностные лица и иные органы, “предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения”.
Однако в Уставе Махачкалы забыли закрепить право на введение ограничения движения автотранспорта за каким-либо органом управления. Правда, в 2015 году Собрание депутатов учредило МКУ “Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации города Махачкалы”, и Положение наделило данное управление правом принимать “решения о введении временного ограничения или прекращении движения транспортных средств”, но только “на основании правовых актов города Махачкалы”. А такие акты не приняты.
В Махачкале следует принять положение о порядке введения ограничений или запрета движения по автомобильным дорогам и улицам с тем, чтобы в него внести возможность участия в принятии решения депутатов, граждан и бизнес-сообщества, а также исключить коррупционную направленность.
Об открытости принятия решений говорил и мэр города Салман Дадаев, который обозначил коллективное принятие решений для исключения коррупции и замечаний прокуратуры», – отметил Кадиев.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Известный российский блогер Илья Варламов
в свое время получил большую известность в Дагестане после того, как опубликовал в соцсетях посты про «мусорную Махачкалу».
В недавнем материале на своем сайте он приводит интересные размышления о необходимости пешеходных зон. Предлагаем вниманию читателей часть его публикации: «Дело в том, что улица служит не только транспортным целям (провозная способность), но и является общественным пространством. В зависимости от расположения, планировки и других условий может преобладать одна функция или другая. Например, в условиях советских спальных районов делать пешеходные улицы чаще всего бессмысленно: архитектура и планировка не дадут создать комфортное пространство, а улица может оказаться магистралью и вообще единственным выходом “в город”. В центре наоборот: квартальная застройка с активными первыми этажами и частая сетка улиц лучше подходят для комфортного пребывания человека, а для движения транспорта есть альтернативы.
Опыт показывает, что именно центры городов с хорошей транспортной доступностью лучше всего подходят на роль пешеходных улиц: застройка человеческого размера, концентрация жилья и рабочих мест, точки притяжения в виде магазинов и кафе создают идеальное общественное пространство с уличной жизнью.
В такой ситуации улица теряет свою пропускную способность для личного транспорта, но в этом нет ничего плохого. Многие города целенаправленно делают путь для автомобиля сложнее, чем для пешеходов и общественного транспорта – таким образом, людей стимулируют выбрать альтернативный транспорт вместо того, чтобы создавать пробки. Это как платная парковка, только решение планировочное и не такое очевидное для пользователя. Компромиссное решение: жители могут заезжать на пешеходную зону по специальным пропускам все время или в определенные часы, но двигаться медленно и не давить пешеходов. Аналогичное решение чаще всего действует и для торговых точек».
Тимур Алиев