Пройтись или проехать?

Махачкалинцы обсуждают идею закрытия центральной улицы для гуляний

 

В летнее время в Махачкале вновь планируется сделать главный городской проспект имени Расула Гамзатова пешеходным. Мнения горожан по данному вопросу разделились.

 

ПЕШКОМ И С ПОЛЬЗОЙ

По инициативе главы Махачкалы Салмана Дадаева
с 1 июня по 31 августа возобновится функционирование в выходные дни пешеходной зоны по проспекту имени Гамзатова в границах от ул. Дахадаева до ул. Ярагского. Вопрос об этом уже обсудили на одном из совещаний в мэрии.

«Мировой опыт показывает, что пешеходная зона в самом центре города привлекает не только туристов, но и, в первую очередь, сюда стремятся сами жители, чтобы провести время с друзьями и близкими. Для этого столичным руководством будет принят ряд мер, предполагающих культурно-досуговый, спортивный и другие виды отдыха для всех категорий махачкалинцев – от самых маленьких до самых взрослых. Сувенирные лавки, фотозоны, батут, уличные художники, кофемашины, музыкальные площадки и караоке – это только часть того, что предлагает махачкалинская мэрия для отдыха и досуга жителей и гостей столицы Дагестана», – сообщили «МИ» в пресс-службе городской администрации.

Махачкалинцы наверняка помнят, что подобная инициатива уже была реализована в 2017 году. Каждые выходные весь летний период данный отрезок улицы был закрыт для движения автомобилей.

После многочисленных жалоб горожан руководству города пришлось изменить график перекрытия проспекта – по субботам пришлось открыть улицу для движения автотранспорта.

 

ЛЮДИ И МНЕНИЯ

«Махачкалинские известия» провели в соцсетях опрос: как горожане относятся к идее закрытия центрального проспекта для автомобилей и превращения его в пешеходную зону? Жители города и его гости оставили сотни комментариев «за» и «против». Публикуем некоторые из них.

«А мне тогда понравилось! Люди выходили и были массовые гулянья каждую субботу и воскресенье. Только нужно заранее продумать маршрут транспорта на эти дни», – пишет Татьяна Серова.

Марат Исмаилов отметил, что не понимает, для чего будет перекрываться проспект Гамзатова. Он уточняет, что согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах», «автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств».

«Из-за перекрытия дороги проблемы возникают не только у автомобилистов, но и у пассажиров общественного транспорта – автобусы кое-как маневрируют по Котрова, а троллейбусы вообще проехать не могут, так как на соседних улицах нет контактной сети. К чему устраивать из проезжей части дороги прогулочную зону, если и так с двух сторон проспекта есть неплохие тротуары, а посередине большая зеленая аллея?» – считает Исмаилов.

Магомедрасул Омаров голосует «за»: «Очень хорошо, что закрывают. Удобно и приятно. Чувствуешь себя живущим в приморском городе. А автомобилисты объедут, ничего страшного».

Магомед Расулов сетует на то, что в Махачкале гостям города некуда сходить.

«Даже просто ходить невозможно. Не то что улицы, даже тротуары заняты. Для потенциального туриста ничего нет. Так что идея хорошая. Туристы в основном в центре будут искать развлечения. Хотя бы в выходные можно походить. И не стоит переживать за пробки. В выходные автопотока мало», – высказал свое мнение Расулов.

В комментариях горожане предлагают организовать пешеходную зону на улице Пушкина, на отрезке вдоль Родопского бульвара. Предложение не лишено рационализма – улица в этом месте очень тенистая, в отличие от проспекта Гамзатова, да и парк с пляжем в пешей доступности.

«Можно освободить от автомобильного движения улицы ближе к набережной, а не Гамзатова. Летом из-за этого решения в центр города принципиально не ходила», – пишет Елена Гаджиева.

Самой известной пешеходной улицей России является расположенный в центре Москвы Арбат. Это название давно стало нарицательным для всех пешеходных зон. Таковые регулярно появляются в исторических центрах крупных городов.

На юге России уже несколько лет по выходным перекрывается главный проспект Краснодара – улица Красная. Как рассказала «МИ» местная жительница Катерина Ковалева, улица закрывается для движения автомобилей с 20 часов пятницы, в субботу и воскресенье.

«Никто у нас не жалуется, наоборот, там по выходным проходят массовые гулянья. Даже если бы она была открыта для движения, там не проехать толком из-за пробок. Но те, кто работает и живет на Красной, могут заехать. Власти города открыли для движения две параллельные улицы – Октябрьскую и Рашпилевскую, так что особых проблем для автомобилистов не возникает», – говорит Ковалева.

 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Как рассказал «МИ» координатор проекта «Институт города», юрист Расул Кадиев, порядок введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам на праздничные и выходные дни устанавливается правительством субъекта.

«Так как проспект Расула Гамзатова отнесен к дорогам местного значения, то в силу п. 4 Постановления Правительства РД №186 от 19.06.2015 акт об ограничении движения должен приниматься органами местного самоуправления Махачкалы. По закону такими органами могут быть Собрание депутатов, местная администрация, выборные должностные лица и иные органы, “предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения”.

Однако в Уставе Махачкалы забыли закрепить право на введение ограничения движения автотранспорта за каким-либо органом управления. Правда, в 2015 году Собрание депутатов учредило МКУ “Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации города Махачкалы”, и Положение наделило данное управление правом принимать “решения о введении временного ограничения или прекращении движения транспортных средств”, но только “на основании правовых актов города Махачкалы”. А такие акты не приняты.

В Махачкале следует принять положение о порядке введения ограничений или запрета движения по автомобильным дорогам и улицам с тем, чтобы в него внести возможность участия в принятии решения депутатов, граждан и бизнес-сообщества, а также исключить коррупционную направленность.

Об открытости принятия решений говорил и мэр города Салман Дадаев, который обозначил коллективное принятие решений для исключения коррупции и замечаний прокуратуры», – отметил Кадиев.

 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Известный российский блогер Илья Варламов
в свое время получил большую известность в Дагестане после того, как опубликовал в соцсетях посты про «мусорную Махачкалу».

В недавнем материале на своем сайте он приводит интересные размышления о необходимости пешеходных зон. Предлагаем вниманию читателей часть его публикации: «Дело в том, что улица служит не только транспортным целям (провозная способность), но и является общественным пространством. В зависимости от расположения, планировки и других условий может преобладать одна функция или другая. Например, в условиях советских спальных районов делать пешеходные улицы чаще всего бессмысленно: архитектура и планировка не дадут создать комфортное пространство, а улица может оказаться магистралью и вообще единственным выходом “в город”. В центре наоборот: квартальная застройка с активными первыми этажами и частая сетка улиц лучше подходят для комфортного пребывания человека, а для движения транспорта есть альтернативы.

Опыт показывает, что именно центры городов с хорошей транспортной доступностью лучше всего подходят на роль пешеходных улиц: застройка человеческого размера, концентрация жилья и рабочих мест, точки притяжения в виде магазинов и кафе создают идеальное общественное пространство с уличной жизнью.

В такой ситуации улица теряет свою пропускную способность для личного транспорта, но в этом нет ничего плохого. Многие города целенаправленно делают путь для автомобиля сложнее, чем для пешеходов и общественного транспорта – таким образом, людей стимулируют выбрать альтернативный транспорт вместо того, чтобы создавать пробки. Это как платная парковка, только решение планировочное и не такое очевидное для пользователя. Компромиссное решение: жители могут заезжать на пешеходную зону по специальным пропускам все время или в определенные часы, но двигаться медленно и не давить пешеходов. Аналогичное решение чаще всего действует и для торговых точек».

 

Тимур Алиев

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Нажимая кнопку, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Пользовательским соглашением и даёте своё согласие на обработку персональных данных.

Лента новостей

В Махачкале торжественно открыли новую школу

В поселке Шамхал 1 сентября состоялось долгожданное событие, которое ждали местные жители, – открытие новой современной школы на 604...

Джамбулат Салавов встретился с паралимпийцем Шехсаидовым

Временно исполняющий полномочия главы города Махачкалы Джамбулат Салавов 4 сентября встретился с земляком, известным паралимпийцем Каримом Шехсаидовым, который прославил...

Навсегда остались с родной школой

В махачкалинской школе №31 прошел митинг по случаю открытия мемориальных плит памяти выпускников, погибших при исполнении воинского долга в...

Меликов обратился к конфликтующим

Межмусульманский конфликт, в который оказались втянуты официальные структуры централизованной религиозной организации и их оппоненты, волнует общественность. На него обратил...
spot_imgspot_img

Предотвращена попытка отчуждения участка

Администрацией Махачкалы совместно с региональным управлением ФСБ России по РД возвращен муниципалитету земельный участок, предназначенный для строительства общеобразовательной школы...

Чтобы школа стала вторым домом

Продолжается реализация исполнения депутатских наказов на территории города. По просьбе родительского комитета и руководства СОШ №26 были построены три...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам

Махачкалинские известия
Обзор конфиденциальности

На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.