РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

На территории городского округа «город Махачкала» функ-
ционируют три федеральных районных суда – Кировский, Ленинский и Советский. Районные суды не входят в структуру городской администрации. Согласно Федеральному Конституционному закону от 31.12.1996г. №1-ФКЗ (п.2 ст.1) судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Федеральным Конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Ныне в 3-х федеральных районных судах г. Махачкалы работают 45 судей и 24 мировых судьи. Население г. Махачкалы составляет 552 тыс. человек. Самым крупным по территории и населению является Кировский район. В его составе 8 поселений из 14. Кировский район в основном агропромышленного направления. На территории Ленинского и Советского районов расположены в основном органы государственной власти Республики Дагестан и федеральные органы исполнительной власти. Здесь же сконцентрированы в основном промышленные, строительные объекты, предприятия транспорта, общеобразовательные и высшие учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры, предприятия различных форм собственности. Все это в совокупности определяет географию преступности каждого района и городского округа в целом.
В Послании Президента РД Народному Собранию Республики Дагестан предельно объективно дана оценка деятельности правоохранительных органов и судебной системы Республики Дагестан в борьбе с преступностью и определены задачи этих органов, указана главная задача – предупреждение преступности на всех уровнях и устранение причин ее порождающих.
В реализации этой важной общегосударственной социальной проблемы судебная система Российской Федерации и ее первичное звено – районный (городской) суд, рассматривая уголовные дела, должен выяснить обстоятельства, способствующие совершению преступления, и вынести частные определения, постановления, обращающие внимание организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (п.4.ст.29 УПК РФ).
Борьба с преступностью и ее предупреждение – основные функции и задачи правоохранительных органов и суда. Эти термины по своему правовому смыслу (содержанию), хоть каждый и имеет свое значение, по сути составляют совокупность двух сторон одной медали, ибо главная цель — одна: снизить (сократить) уровень преступности. Добиться максимального снижения (сокращения) уровня преступности и иных правонарушений. В свое время в официальных партийных и государственных актах применялся термин «ликвидация преступности и всех причин ее порождающих». Это был ошибочный и необъективный подход к столь сложной социальной проблеме. Утверждения о ликвидации преступности — это бессмысленная утопия. Речь может идти только о постепенном снижении ее уровня и возможном исключении отдельных ее видов. И это длительный процесс, и его результативность зависит от множества факторов политического, экономического, правового и социально-культурного характера. Эти факторы познавательные и управляемые. И результативность главным образом зависит от организованности управления этими процессами.
Преступность — это негативный общечеловеческий спутник. Следовательно, она вечна, как само человечество. Однако это не означает и не исключает предупреждения и снижения ее уровня.
В этой статье будут рассмотрены две проблемы: преступность и ее предупреждение.
Преступность — это сложное, многогранное социальное явление. Она имеет свое состояние, структуру и динамику, которые в совокупности составляют ее характеристику. Преступность обладает собственными «закономерностями», она изменчива и главным образом определяется социальными условиями жизни общества. Такова диалектика преступности.
Состояние преступности — это число совершенных преступлений и лиц их совершивших на определенной территории в определенный период.
Структура преступности — это соотношения отдельных видов преступлений (корыстных, насильственных, особо тяжких, организованной преступности, преступлений взрослых, несовершеннолетних, среди женщин, по месту совершения: объект, село, район, город, республика).
Динамика — это количественное изменение и движение преступности во времени (сутки, месяц, квартал, год).
Важным инструментом, определяющим состояние структуры и динамики преступности, является правовая (уголовная) статистика.
Термин «статистика» происходит от латинского слова «status», что в переводе на русский язык означает «учет».
Развитие уголовной статистики отмечается к началу XIX века, когда стали систематизировать сведения о преступности во Франции и Бельгии. Первыми статистиками были В. Петти (1623-1687) и А. Кетле (1794-1874).
О необходимости изучения статистики уголовно-правовых явлений высказывался русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802 гг.).
Уголовная статистика царской России после судебной реформы 1864 года была одной из лучших в мире: это четкая организация учета каждого уголовного дела и каждого подсудимого. Ежегодно издавались «Своды статистических сведений по уголовным делам». Первыми исследователями преступности в царской России являлись видные ученые-юристы Е.Н. Тарновский, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет и др.
В первые же годы Советской власти были приняты активные меры по созданию новой системы статистики, в том числе и уголовной. По инициативе В.И. Ленина 25 июля 1918 г. Совнарком утвердил Положение о государственной статистике, были созданы специальные органы — Центральные статистические управления. Также были созданы Комитеты по изучению преступности в г.г. Москве, Ленинграде, Одессе, Саратове и др. В 1925 году был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника.
Заметным поворотом к изучению преступности и причин ее порождающих и соответственно уголовной статистики личности преступника и прогнозирования преступности явилось создание в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, где были созданы различные модели анализа уголовной статистики и на этой основе разработаны эффективные меры предупреждения и борьбы с преступностью. Ныне этот институт стал крупным научным центром криминологического прогнозирования преступности во всех сферах ее проявления. Итак, уголовно-правовая статистка — это зеркало, в котором отражены состояние, структура и динамика преступности.
Правовая статистика играет важную роль в сфере законотворческой деятельности. Более того, ее данные позволяют объективно установить основные тенденции состояния, структуры и динамики преступности. А это дает возможность определить адекватные меры предупреждения преступности и борьбы с нею.
Проблема предупреждения и сокращения преступности стала приоритетным и главным направлением уголовной политики Российской Федерации, да и всех государств на планете. Другого подхода не может и должно быть.
Каковы причины преступности в российском обществе? Это:
• В Российской Федерации нет определенной стабильной государственной, уголовной, политики, не определены ее концепция и модели, принципы и прогнозирования преступности, ее состояния, структуры и динамики.
• Не разработаны концепция и принципы, цели и задачи предупреждения преступности и устранения причин ее совершения.
• Нет комплексной программы предупреждения преступности. А она как целевой план должна сочетаться с планом экономического и социального развития. Оба плана взаимосвязаны, ибо социальные условия в обществе значительно влияют на состояние, структуру и динамику преступности в целом.
• Не определена твердая государственная кадровая политика. Низкий уровень профессионализма и компетентности должностных лиц, призванных организовывать работу по предупреждению преступности.
• Отсутствие должной строгой государственной исполнительной дисциплины, требовательности и взыскательности.
• Моральная, нравственная и духовная деградация органов государственной власти, призванных организовать предупреждение и борьбу с преступностью.
• Коррупция стала источником всех социальных болезней российского общества в целом в центре (особенно), в субъектах и на местах. Это стало главной причиной слабости государственной власти всех уровней и ее структур, призванных бороться против преступности вообще и организованной в особенности (нежелание, неумение, измена, предательство). Ныне коррупция в любой ее форме — это основа основ всей трагедии российского народа. Предупреждение и устранение причин, поражающих коррупцию, — основа возрождения экономики, а экономика – главный лекарь всех социальных болезней общества. Для этого надо иметь заводной ключ к ней. Этим ключом является сильная, твердая, честная и справедливая государственная власть, как в центре, так и на местах.
И эта власть должна функционировать на строгих принципах законности. На эти проблемы особое внимание обратил Президент РФ Д.А. Медведев. По его инициативе в ближайшее время будет принят федеральный закон о борьбе с коррупцией. Это будет важный и действенный шаг по предупреждению преступности в экономической сфере, с этим связаны многие должностные преступления. Все это будет способствовать общему снижению преступности и причин ее порождающих по всей стране.
Предупреждение преступности – узаконенная деятельность не только правоохранительных органов. Сюда можно отнести общественные организации, трудовые коллективы предприятий, учреждений и самих граждан. Существуют общесоциальные и специальные меры предупреждения преступности, и каждый имеет свой механизм действия. Преступление – это печальная социальная болезнь общества и каждого человека в особенности. Ясно, что болезнь надо лечить. А чтобы предотвратить болезнь, надо принимать предупредительные (профилактические) меры. И эти меры должны носить постоянный характер, а не эпизодический. Принимаемые меры должны быть устраняющими причины, порождающие болезнь (преступность).
Преступление – это социальная болезнь. Грипп, туберкулез, холера и т.д. – это инфекционные болезни. Как их лечить? Для этого необходимо правильно поставить диагноз. Диагноз – это от греческого слова «diagnosis», что означает определение характера и существа болезни на основании всестороннего исследования больного (человека, общества). Известно, что ошибочный медицинский диагноз непременно ведет к неверному методу лечения больного, и его результат, как правило, плачевный. Также ошибочный диагноз преступности (преступления) ведет к ошибочному методу борьбы с ней. А чтобы этого не было, необходимо организовать работу всех органов госвласти, госуправления, органов местного управления и правоохранительных органов плюс общественности и начать с главного – предупреждения (профилактики) преступности.
Предупреждение преступности – понятие сложное, многоплановое и управляемое. Все это в совокупности составляет многогранный механизм, и чтобы этот механизм функционировал эффективно и результативно, необходимо иметь комплексную программу (план) действий.В.И. Ленин указывал: «…нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период времени и на серьезный успех» (т. 42, стр.153-154).
К. Маркс, изучая причины преступности и меры репрессий (наказания), писал: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
Учитывая нынешнее состояние преступности в России (это особенно важно для нас) и во всех странах планеты (за исключением отдельных стран: Финляндии, Швеции, Ирана, Кувейта, Малайзии и т. д.), она приобрела весьма тревожный и опасный характер. Преступность стала организованной и не только против индивидуума, но и против всего человечества. И такое явление становится правилом, и проводимые меры против преступности не обеспечивают безопасности человека и человечества в целом.
И не случайно VII Конгресс ООН (1985 г., г. Милан, Италия) принял решение по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Кировский районный суд так же, как и суды Ленинского и Советского районов г. Махачкалы, значительно улучшил организацию работы по предупреждению преступности и принятию мер по выявлению и устранению причин, ее порождающих. Кировским судом рассмотрено с вынесением приговоров 618 уголовных дел на 693 лиц, Ленинским судом – 565 уголовных дел на 642 лиц, Советским судом – 521 уголовное дело, с вынесением приговоров 402 дела на 452 лиц.
В целом по городскому округу в 2007 г. наметилась устойчивая тенденция снижения преступности.
Криминологический анализ личностей, совершивших преступления по Кировскому району, показывает, что из общего количества осужденных лиц безработными оказались 490 лиц, или 74%, в том числе 53 несовершеннолетних, жен-
щин – 77 лиц (11,6%), совершили преступления в группе – 214 лиц, в том числе организованной – 12, в состоянии алкогольного опьянения – 38 лиц (5,7%), ранее судимые – 168 лиц (23,4%), в том числе 15 несовершеннолетних. Подавляющая часть осужденных не работали и не учились.
Анализ структуры преступности в Кировском районе показывает, что преступления совершались:
— против собственности (кроме грабежа, вымогательства, мошенничества) – 255 дел, или 47,5%, от общего количества рассматриваемых 630 уголовных дел;
— преступления против личности – 17 дел, или 3,1%;
— преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, – 77 дел, или 14,3%;
— преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств – 40 дел, или 7,4%;
— преступления в сфере экономики — 12 дел, или 2,2%;
— хулиганство – 7 дел, или 1,3%;
— экологические преступления – 12 дел, или 2,2%;
— преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, – 11 дел, или 2%;
— преступления против лиц, осуществляющих правосудие, предварительное расследование, других представителей власти и местного самоуправления, – 15 дел или 2,8%;
— прочие преступления – 63 дела, или 11,7%. Примерно такова структура преступности и в Ленинском и в Советском районах.
Функции суда в предупреждении преступности и причин, ее порождающих, определены Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 4 ст. 29) и реализуются путем вынесения частичного определения (постановления) по выявленным и установленным причинам, и суд принимает меры по их устранению. Для этого частное определение направляется адресату для соответствующего реагирования, принятия необходимых мер и установления контроля за исполнением частичного определения.
Надо признать, что не все судьи должным образом исполняют требования п. 4 ст. 29 УПК РФ. Это существенный недостаток в деятельности отдельных судей каждого районного суда г. Махачкалы.
Еще необходимо отметить, что многие должностные лица оставляют частные определения суда без должного реагирования и исполнения, не доводят до сведения трудового коллектива, не принимают необходимые меры и не отчитываются о принятых мерах.
Ныне судами г. Махачкалы приняты меры коренного улучшения всей организации работы по качественному улучшению деятельности каждого суда по предупреждению преступности по рассматриваемым уголовным делам.
В этом контексте суд как орган правосудия станет в первом ряду со всеми, кто по закону и по призванию должен быть активным и последовательным в предупреждении преступности.
Предупреждение преступности непременно предполагает обеспечение правопорядка. С правовой точки зрения, правопорядок – это понятие, близкое к демократии, гуманизму, справедливости и законности. Правопорядок – это правомерность деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц и самих граждан. А это основа и гарантия благополучия в цивилизованном гражданском обществе. Таким будет город Махачкала – столица Республики Дагестан.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Профессор Абдулмуслим Муртазалиев: на голосовании в Махачкале избирателям есть из кого выбирать

В Дагестане, согласно сообщению Избирательной комиссии Республики Дагестан, завершился этап регистрации кандидатов в депутаты в местные органы власти. По...

Память, боль и надежда

 Сегодня временно исполняющий полномочия главы г. Махачкалы Джамбулат Салавов и Глава Дагестана Сергей Меликов открыли мемориал погибшим при...

Джамбулат Салавов встретился с представителями организации инвалидов «Сила духа»

Временно исполняющий полномочия главы города Махачкалы Джамбулат Салавов встретился с по-настоящему мужественными и позитивными людьми, стойкости и выдержке которых...
spot_imgspot_img

Новая спецтехника поступит в столицу

Под председательством временно исполняющего полномочия главы города Джамбулата Салавова состоялось аппаратное совещание с участием руководителей структурных подразделений администрации. На...

Добиться блестящих побед

Махачкала присоединилась к Всероссийскому спортивному шествию «Здоровое Отечество». Мероприятие прошло на стадионе «Труд» по поручению главы Дагестана Сергея Меликова. Цель —...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам