 На разных площадках я предлагал разные форматы разрешения проблемы организации диалога, чтобы направить энергию всех религиозных общин на созидание.
На разных площадках я предлагал разные форматы разрешения проблемы организации диалога, чтобы направить энергию всех религиозных общин на созидание. 
К примеру, можно ли договориться представителям традиционных суфийских братств и салафитам о совместной деятельности по строительству арыка для орошения, или дорогу отремонтировать? Конечно можно! Например, в исламе есть принцип помощи нуждающемуся, согласно которому можно и нужно объединяться мусульманам (вне зависимости от течений) для оказания помощи нуждающимся. В республике Дагестан немало глубоко верующей молодежи, в числе которой специалисты в разных областях, учителя, которые могут участвовать в создании в медресе и мечетях дополнительных курсов по математике, физике, химии, русскому языку и т.д. Необходимо, чтобы государство направило таких преподавателей в частные религиозные школы, чтобы дети учились и религиозным, и светским наукам. Общины мусульман готовы созидать, в зависимости от задач, которые перед ними ставят.
Давайте их научим участвовать в созидательной работе. Например, в садоводстве, озеленении, других проектах. На мой взгляд, можно развивать и систему «ВАКЪФ» (общенародное имущество под управлением мечети или религиозной организации). У православных церквей, которые развивают цеха и производства, можно научиться многому. В систему ВАКЪФ, власть могла бы передать в бессрочное пользование земли, которые не обрабатываются или находятся в труднодоступных районах, с тем, чтобы ввести их в сельскохозяйственный и производственный оборот.
Мусульманская община – умма свои силы может бросить на обработку этих земель, а доходы от этой деятельности направить на поддержку сирот и нуждающихся. В рамках российского законодательства есть достаточно механизмов, которые можно использовать, для того, чтобы власть и эти общины были взаимно полезны. С учетом того факта, что в дагестанском обществе абсолютное большинство жителей это верующие, то в целях снижения градуса напряженности было бы целесообразно приветствовать желание духовенства участвовать в подобных процессах.
Объективно исходя из того, что дагестанцы религиозны, духовенство так или иначе должно участвовать в выработке политических или административных решений. Можно взглянуть на опыт соседнего региона, где глава республики Рамзан Кадыров – мюрид и ведет за собой общину, являясь для нее и духовным, и политически авторитетом. Лидер республики, при религиозно верующем большинстве ее жителей, не может не учитывать религиозный фактор.
* * *
Сегодня, люди решают свои спорные вопросы через шариатские суды. То есть обращаются к религии при решении своих вопросов, в том числе наследования, бракоразводных вопросов, деловых споров, конфликтов и т.д. Исходя из этого, руководство республики должно приветствовать участие духовенства в решении каких-то республиканских вопросов с учетом традиций и уклада местных жителей. Если духовные лица не будут участвовать активно в жизни общества, то дагестанское общество обречено на кризис. Необходимо поднимать уровень компетенции духовенства, представителей правящих элит и других институтов. Пророк Мухаммад в 7 веке сказал: «Каковы вы будете, таковы над вами будут». То есть, если общество больное, соответственно, и власть больна, другого варианта нет. Необходимо менять ментальность людей путем введения религиозного образования, однако люди должны понять, что ислам, это не только молитва и форма одежды и т.д., а и образ жизни: не ври, не воруй, не убивай, не покушайся на общественное пространство… Эти ценности общие для всех.
(продолжение следует)
Шафи АКУШАЛИ, востоковед



