— Во всех городах наши специалисты находили «звездочки» — хороших учителей, на основе работы которых можно было строить преподавание их коллегам из других школ, — заметила заместитель министра образования и науки Нателла Мусалаева и вместе с тем подчеркнула недостаточность внимания к их опыту со стороны руководителей методкабинетов и Управлений образования городов.
Правильная работа с детьми, создающая психологическую атмосферу для развития у учащихся начальной школы желания изучать иностранный язык, – одно из требований новых подходов к обучению иностранных языков на раннем этапе. МОУ «Гимназия № 11» была избрана местом проведения семинара именно потому, что здесь имеется хороший опыт в этом направлении. Методист по иностранным языкам Управления образования города Махачкалы Ольга Яхъяева свою педагогическую практику совершенствует в гимназии № 11:
— В этой школе я училась, здесь и преподаю. Сидя в кабинете, невозможно давать рекомендации практического характера. В этом году Управление образования Махачкалы совместно с Министерством образования и науки РД в десяти школах города открыло экспериментальную площадку под названием «Оксфордское качество». Совместный проект Оксфордского университета и Московского института открытого образования разработан не только для школ с углубленным изучением английского языка, но и для школ обычных.
С учетом особенностей каждой из школ были подобраны учебно-методические материалы. В комплект, разработанный в Оксфорде, входят и книга для учителя, и игрушки, и картинки. Учебник расписан поурочно, и привлекать дополнительный материал нет необходимости. Новая методика пока рекомендуется для городских школ.
— Хотя эта программа может работать и в селах, по ней можно научить детей, которые не говорят на русском языке, английскому языку. Даже родитель, который не знает иностранного языка, может включить диск и сам вместе с ребенком научиться говорить, — разъясняет Ольга Михайловна.
Все участники семинара признали артистические способности учителя английского языка Калимат Набиевны Гаджиевой, которая провела мастер-класс в подопечном ей
4-м «А».
— Педагог младших классов должен быть актером, не обладая этим качеством, трудно работать с малышами. Дети – прирожденные артисты и им не стоит труда включиться в игру, – благодарность от имени учителей иностранных языков выразила преподаватель школы № 19 Севда Гусейнова. — Калимат Набиевна использовала все формы работы с учащимися начальной школы: и аудирование, и письмо, и игры, и сценки. И все это не назидательно и доступно.
— Педагоги использовали индивидуальные, групповые, фронтальные режимы опроса. Хотя уроки проводились на иностранном языке – чувствовалась обратная связь, — наблюдения педагогов из Каспийска относились и к мастер-классу Калимат Набиевны, и к уроку французского языка, проведенному Наидой Магомедовой в 3-м «Б».
«Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков», подчеркнуто в «Новых подходах к обучению иностранному языку на раннем этапе». – «Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке».
В гимназии № 11 тринадцать начальных классов изучают английский язык, четыре группы французского языка. Об их работе информировала участников обсуждения руководитель методического объединения МОУ Зинаида Муслимова. В этом учебном году все вторые классы ведут молодые учителя. Одна из молодых специалистов Лейла Кунжуева провела мастер-класс в 4-м «Д» классе.
Новаторство ее метода было в том, что урок проходил в компьютерном классе, дети усваивали английские названия цветов и других атрибутов «Маминого дня» с помощью картинок на мониторе. Директор гимназии № 11, поддержавшая настойчивое стремление Лейлы Алисултановны заниматься в компьютерном классе, поделилась идеей: со следующего года проводить подобные занятия по каждой дисциплине хотя бы один час в неделю.
— В январе 2000 года в России была принята концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом работы образовательного учреждения должна стать не просто система знаний умений и навыков, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, — напомнила участникам семинара главный специалист министерства образования и науки Людмила Зеленина.
— Новизна предмета не оставляет равнодушным ни одного ребенка, — заметила в своем выступлении заместитель директора по УВР гимназии №13 Лада Акбулатова.
Старший преподаватель иностранных языков при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров Зинаида Мамонтова отметила, что даже в обучении языкам на ранней стадии нельзя зацикливаться на одной технологии – игре. Есть проектная технология, обучение сотрудничеству и другие формы преподавания, эффективные не только в старших классах.
— В октябре 2009 года 14 учителей, которые обучают раннему английскому, были командированы в Москву на семинар, в работе которого участвовало руководство города во главе с мэром Юрием Лужковым, – вспоминает методист УО г.Махачкалы Ольга Яхьяева. — Совместно с компанией «Веди» были организованы семинары с приглашением методистов города Волгограда. В ближайшее время хотим пригласить специалистов из Москвы на семинар, по итогам которого лучшие учителя будут отправлены на подготовку в Оксфордский университет.
О связях с зарубежными учебными заведениями в следующем номере газеты мы поговорим с руководителем ООО «Веди» Магомедом Алиевым.