СТАНОВЛЕНИЕ АЛБАНИСТИКИ КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ И ЛЕЗГИНСКИЕ НАРОДЫ

В работе прошедшего недавно в Москве в Академии государственной службы при Президенте РФ Международного симпозиума «Кавказская Албания и лезгинские народы: история, культурное наследие и современность» участвовал и кандидат филологических наук, известный лезгинский поэт Фейзудин Нагиев. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями о работе этого форума и ответить на некоторые интересующие нас вопросы.- Фейзудин Рамазанович, этот научный симпозиум был представительным, расскажите, пожалуйста, об организаторах, участниках и основных вопросах, которые на нем обсуждались.
— В оргкомитет по подготовке симпозиума входили представители ведущих отечественных научных учреждений, государственных и общественных структур: Института языкознания РАН, Института философии РАН, Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Академии государственной службы при Президенте РФ, Министерства регионального развития РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА).
В работе симпозиума участвовали ученые из России, Армении, Швейцарии, Грузии, Украины, Франции, занимающиеся проблемами истории и письменности Кавказской Албании, что и придало мероприятию международный статус и подняло интеллектуальную планку этого значимого научного форума. По общему признанию участников этого третьего по счету форума по албанистике (первые два проходили, соответственно, в Баку и Ереване), вопреки всевозможным слухам и устрашающим прогнозам некоторых «доброжелателей»,он прошел достаточно организованно и конструктивно. Открывая симпозиум, директор Института философии академик РАН, наш земляк Абдусалам Гусейнов призвал всех участников проявлять корректность и не политизировать научные данные и предположения.
Доклады участников не выходили за пределы обсуждаемой темы и были посвящены вопросам истории, культуры, языка, религии, а также письменности Кавказской Албании и лезгинских народов, которые, по мнению большинства выступавших, и составляли коренное население этого государства.
— Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом государстве и об основных проблемах албанистики.
— Кавказская Албания, или, как ее называют лезгинские народы, Алпан, Алупан, наряду с Арменией и Иверией, была одним из древнейших закавказских государств. Пределы Кавказской Албании (Алупана) простирались от реки Арас до города-крепости Чула (территория современного Дербента) и верхних отрогов Самурского хребта, называемых в народе Къирав или Цирав (есть даже местная порода овец «цирав»). Обратите внимание: армяне называют южную пограничную реку Алупана Араксом, а азербайджанцы – Аразом. Но исконное название реки — Арас, что означает «военная», «спорная», ибо за этой рекой простиралась недружественная к албанам страна Мидия (возможно, поэтому «мидяй» – «мидянин» по-лезгински означает «враг»). Слово «арас» в лезгинском языке имеет следующие значения: 1) «арасун» (расун) — насиловать, покорить силой; 2) «расун» — штопать, ремонтировать, мастерить, реконструировать, моделировать, плести; 3) «арас» — война, военный; 4) «арс» — воин, военачальник, царствующий князь; этот титул присоединялся к имени царствующей особы, например, Арс-Ваган, Арс-Вален. Любопытно,что слово «арас», перекликается с именем древнегреческого бога войны Ареса.
Граница Кавказской Албании с востока на запад шла от Каспийского моря до пределов Восточной Грузии с включением (в различные исторические периоды) Кахетии, Эретии (всего междуречья Иори и Алазани), Кардмана (совр. Гардабани) и Гогарены.
Жили на этой территории в основном лезгинские народы: йыхбы, рутулы-михеды, яргулы — агулы, чилбы, жэки, хыны-хоны -хновы, кимилы, фийи — фивы, фриги, мики, леги, гелы, гилы, гаргары, касы, эджеры, эры, кахи, лацы, карды, гугары, ути, цоды, гаргары, арцы, сисаки — цицек, тапыры-таваспары и др. В настоящее время многие из этих племен ассимилировались в других народах (в том числе и в лезгинском) и исчезли. А названия некоторых народов и племен сохранились в названиях населенных пунктов и родов.
В Алупане среди лекских племен жили также и другие племена: дидуры, гунны, мосхи-мушки (маскуты), шаки, саки (скифы), хазары, гохтанцы, марды (курды), баласаканы (талыши), таты…
Хотя археологический материал подтверждает, что территория от Дербента до реки Арас представляет непрерывную Чула-арасскую археологическую культуру, но ученые, исходя, видимо, из политических соображений, разделяют ее на Куро-аракскую, приписываемую Армении, и Ялойлу-тепинскую, приписываемую Азербайджану, культуры.
А что касается современных проблем албанистики, то это в основном вопросы о границах Кавказской Албании, о ее этносах, этнических территориях и их локализации, о религии, языке и письменности… К сожалению, алупанских письменных памятников на сегодняшний день сохранилось очень мало.
— Чем объяснить такое малое количество сохранившихся памятников этой древней письменности?
— В силу многих исторических причин материальное и духовное наследие Алупана было с годами утеряно. Ввиду важного стратегического положения (владение проходом ЧIула) Алупан не раз становился ареной и жестоких баталий, и опустошительных набегов как для полчищ степного мира (сарматов, алан, массагетов, гуннов, хазар, тюрков-огузов, монголо-татар…), так и для южных империй (Ирана, Восточного Рима – Византии, Арабского халифата и других).
В результате военных сражений и церковных споров погибали не только старинные пергаменты с письменами, но и тексты на камнях. Духовную литературу Алупанской автокефальной (самостоятельной) апостольской церкви, проповедовавшей византийское православие — дифизитство, уничтожала и армянская просветительская монофизитская церковь. Использовав вражду между Халифатом и Византией, Армянская григорианская церковь добилась упразднения арабами византийского православия в Алупане. По наущению армянского католикоса Елии арабами были казнены многие непокорившиеся церковные служители Алупана, в том числе алупанский католикос Нерсес-Бахур и царица Спрама. С того времени, как православие было заменено армянским григорианством (монофизитством) и Гандзасар попал в духовное подчинение Эчмиадзина, алупанским католикосам вменялось рукополагаться у армянского католикоса.
В этот период после предварительного перевода на армянский язык почти полностью была уничтожена алупанская церковная литература.
— Можно ли сегодня говорить о какой-то научной базе албанистики? Если да, то назовите наиболее значимые достижения этой науки.
— На сегодня скудную материальную базу албанистики составляют отдельные, чудом сохранившиеся фрагменты алупанского письменного наследия. Среди них — найденный в 1937 г. профессором И.В.Абуладзе в Матенадаране в старинной армянской рукописи XV в. список алупанского алфавита из 52 букв. Найденные в Мингечауре письмена на подсвечниках успешно расшифрованы профессором Ярали Яралиевым, хотя, как известно, некоторая часть исследователей относится к этой расшифровке скептически. Мне тоже удалось расшифровать письмена на могильных плитах из Кудкашена и Варташена, а также синхронное письмо алупанскими и арабскими буквами VIII в. в селении Куруш Докузпаринского района. Эти расшифровки опубликованы в журнале «Возрождение» и моей монографии «Етим Эмин. Путь к истине» в 2000-2002 гг.
Пожалуй, самым большим достижением можно считать алупанские тексты на грузинских палимпсестах (это использованные вторично, после снятия первого текста, пергаменты), которые были обнаружены директором Института рукописей им. К.Кикелидзе членом-корреспондентом НАН Грузии Зазой Николаевичем Алексидзе в монастыре святой Екатерины на Синае. Эти тексты, датируемые IV веком, позволяют перенести время возникновения алупанской письменности на целое столетие назад и высказать сомнения в авторстве создания алупанского алфавита Месропом Маштоцем. В настоящее время эти тексты, а их около трехсот, подготовлены для издания на английском языке, и мы с нетерпением ждем их публикации, ибо их расшифровка, возможно, снимет многие дискуссионные на сегодня вопросы.
Научную базу албанистики составляют источники латинских, греко-римских, алупанских, древнеармянских, древнегрузинских и арабских авторов, начиная с античности и до раннего средневековья. Эти источники дополняют труды и исследования русских, армянских, грузинских, азербайджанских, европейских и дагестанских ученых.
Историческая наука всегда была небеспристрастной, но труды некоторых современных авторов зачастую пестрят надуманными утверждениями. Албанистика сегодня настолько политизирована (хотя она была политизирована еще во времена армяно-алупанских церковных борений), что научная истина зачастую оказывается окутанной туманом политической конъюнктуры.
— Если коротко, о чем идут основные споры?
— На сегодня в албанистике сложилось несколько исторических традиционных школ. К сожалению, азербайджанские ученые не приехали на этот форум, как отмечают СМИ, по политическим соображениям. Азербайджанская историческая традиция отождествляет понятия «Алупан» и «Азербайджан», «алупанец» и «азербайджанец». Некоторые ученые этой школы считают алупанцев этническими тюрками, хотя авторитетные ученые считают, что в этногенезе азербайджанцев принимали участие персы, тюрки и кавказские народы.
Грузинская историческая традиция считает, что не только Кахетия, Эретия, Гогарена всегда находились в составе Грузии, но также и все южное побережье реки Кур вместе с провинцией Кардман.
Армянская историческая традиция, исходящая из армянской церковной идеологии, оспаривающей апостольское начало Алупанской церкви и ее первичность по отношению к Армянской церкви, включает весь Южный Алупан (правобережье реки Кур) с более чем тремя десятками его областей и этносами в состав Великой Армении.
Споры вызывают и даты принятия христианства Алупаном и Арменией, хотя у алупанского историка Моисея Дасхуранви ясно сказано, что на 43-м году греческого летоисчисления «просветился Алупан». И произошло это от апостола Елише в Северном Алупане – Лпине в селении Киш. В 315-316 гг. (на 272 года позже!) вместе с Арменией уже от Григория Просветителя «просветился» Южный Алупан (правобережье реки Кур). По свидетельству М. Дасхуранви, принятие христианства Урнайром в 315-316 г. году было повторным «просветлением» Алупана, который еще в апостольской период узнал «о спасительном явлении истинного солнца».
Как я уже говорил, дискуссионными остаются вопросы северной, западной и южной границ. Хорошо, что восточной границей является Каспийское море, и его невозможно никуда отодвигать. Хотя местонахождение южной и северной границ определяется легко при привлечении ономастического материала, и проходят они соответственно по реке Арас и горным отрогам Самурского хребта Цирав, ряд ученых отодвигает северную границу до реки Терек и Каранайских гор, а южную сужает до реки Кур.
На точность дат, приведенных в начале ответа на Ваш вопрос, указывают и синайские тексты. Ничего противоречащего истине нет в том, что алупанцы, получившие крещение на 270 лет раньше армян, и письменностью овладели на сто с лишним лет раньше.
— Фейзудин Рамазанович, албанские храмы сохранились?
— В свое время в Иерусалиме алупанцы построили несколько десятков церквей и монастырей. Но в период арабского завоевания и после распада государства Алупан эти церкви были потеряны.
Сегодня из алупанских христианских храмов и церквей частично или полностью сохранились: храм (330-340 гг.) в крепости Нарын-Кала в г.Дербенте, куда в 552 г. был перенесен патриарший престол; храм апостола Григориса (357 г.) на месте его гибели на поле Ватнеан (около поселка Белиджи); первая на Кавказе церковь апостола Елише в селении Киш (I в.); Лекит (IV-V вв.); церковь в сел. Даш-Салахлы Казахского района (Республика Азербайджан.); Агогланский и Хотованский монастыри; Амарас (IV-V вв.) и Алупанский патриарший кафедральный собор Гандзасар 1216-1238 гг. на (правобережье реки Кур); монастырь Давид-Гареджи V в. в Грузии и другие.
Эти храмы могли бы после соответствующей реставрации быть задействованы по своему функциональному назначению.
(Кстати, белиджинскую церковь апостола Григориса реставрирует, как я слышал, армянская община).
— А что за нация албанцы?
— Албанцы – не тюрки, не азербайджанцы и не армяне. Такого этноса не было вообще. Кавказская Албания — это название государства, страны, такое же, как Дагестан или Азербайджан. Говоря о древнем государстве, невозможно не указывать его границы.
— Наверное, прежде всего, из-за этого под любое обсуждение проблем албанистики и подводят политическую подоплеку?
— Майский симпозиум в Москве был задуман как чисто научная дискуссия и, как признали многие его участники, стал первым этапом в развитии этой области науки.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Кизилюрт получил новые скорости мобильного интернета

Более 30 тысячам жителей этого города в Дагестане теперь доступен высокоскоростной интернет, достигающий 75 Мбит/с. Это стало возможным после...

Центр поддержки предпринимательства РД приглашает на фестиваль народных мастеров и художников России

Центр поддержки предпринимательства Республики Дагестан сообщает о приеме заявок для участия в Фестивале народных мастеров и  художников России 2025...

В МегаФон теперь можно перейти со своим тарифом

МегаФон запустил услугу по переносу тарифа: абоненты любых операторов могут оформить сим-карту в МегаФоне и перенести на неё «копию»...

«Динамо» Махачкала уступило «Пари НН» на выезде

Махачкалинское «Динамо» в пятом туре РПЛ встречалась в Саранске с нижегородским «Пари НН». Дагестанская команда уступила – 0:2. На...
spot_imgspot_img

Профессор Абдулмуслим Муртазалиев: на голосовании в Махачкале избирателям есть из кого выбирать

В Дагестане, согласно сообщению Избирательной комиссии Республики Дагестан, завершился этап регистрации кандидатов в депутаты в местные органы власти. По...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам