В прошедшие выходные в Махачкале дети радовались. Появились пять новеньких дворовых территорий – комфортные и развлекательные точки настроения, игр и досуга детворы. Дети просили больших дядь не останавливаться; еще больше открывать, благоустраивать и оживлять новые места. Руководство столицы должно услышать.
Между тем отвоевывать красоту, движение и скорость в мире «бистро» и дофамина непросто. Вот появилась выделенная линия в столице – для нас это новшество; пока всего 450 метров на проспекте Шамиля – от Троллейбусного кольца до ул. Агасиева – это всего ничего, но только начало. Как говорит заместитель мэра Махачкалы Гаджимурад Муртузалиев, в скорых планах – располосовать выделенной линией и весь проспект Акушинского. Вот здорово! – Думаю, неужели можно будет на общественном транспорте весь длиннющий проспект, почти всегда стоящий в пробках, проехать с ветерком?! Не верится… «А как же те 450 метров, автолюбитель понимает, что это не для него? – уточняю у заместителя градоначальника. – Да, понимает, хотя есть отдельные автомобилисты, которые заезжают на выделенную полосу, но их очень мало, а потом это же еще и штраф!»
Ведь выделенная полоса используется и для спецтранспорта: карета скорой, пожарная машина – для которых счет идет на минуты – должны успеть на помощь! А это нужно понять даже самым нерадивым авто-единоличникам – их мало, и меня это, признаюсь, обрадовало. Неужели наш махачкалинский – такой малодисциплинированный, неуемный, вечно спешащий автомобилист начинает расти – и культурно, и человечески?
«Для них эта полоса должна быть – табу!» – подчеркивает Муртузалиев.
Буква «А» на выделенной полосе уже стала мемом – блогеры шутят, что это полоса для аварцев. Нет, дорогие, не для Аварцев, не для Агульцев и не для Азербайджанцев. Выделенная полоса для архиважных людей, которые понимают, что это не твое! И наезжать на чужое нельзя ни при каких обстоятельствах!
Вот, к примеру, в других городах на инвалидной полосе никто не паркуется – это признак порядочности и совести. Мало ли, может ты штрафа не боишься, товарища дорожного инспектора – тоже. Но совесть то (особенно с религиозной окраской в республике глубоко верующих людей) всегда пристегнута… должна быть, по крайне мере.
Это в других городах, а в наших на такие мелочи, как литеры, указывающие на место стоянок или проезда (прохода) других – особенно не обращают внимание. Пока только учатся, хотя заместитель мэра меня и немного обнадежил информацией, что окультуривается наш автомобилист, все равно верю глазам своим: на тротуарах (а эта священная территория пешеходов) паркуются все-таки автомобили. На пр. Акушинского, ул. Гаджиева, Гоголя, Аджиева… Да мало ли где еще! Но они как истуканы стоят, мешая проходу мам с колясками, пожилых людей и детей-школьников, которым ну нельзя выходить на проезжую часть.
Уважать чужое пространство и табуированные полосы мы только учимся – главное, что учимся. Но процесс обучения проходит тяжело и должен быть ускорен. Другого выхода у нас нет – цивилизация должна прийти и в наш прекрасный город скоростей. Только сейчас время скоростей для общественного транспорта и спецтехники. Им надо успеть! И тротуары освободите, будьте любезны. И пешеходам дайте место!
Ханжан КУРБАНОВ, член Общественной палаты, политолог



