Говорят ребенок, не получивший материнской ласки в детстве, так и остается навсегда обделенным самым лучшим в мире к себе отношением… Так, возможно, и ребенок, не имевший возможности с детства посещать театр, одинок в своем мире сказок… Дагестанский государственный Театр кукол… Я с восхищением смотрела многие его спектакли. В это трудно поверить, но почти все постановки театра становились событиями в театральной жизни республики. И это не громкие слова. Каждодневный, емкий и упорный труд профессионалов своего дела сделал сегодня Театр кукол творческим коллективом высокого уровня, полностью соответствующего требованиям времени…
В начале 80-х годов прошлого века на сцене Дагестанского государственного Театра кукол был поставлен спектакль «Тайна персиковой косточки», полюбившийся маленькому зрителю. Через сказочные образы в нем раскрывалась идея торжества добра и справедливости над злом. Спектакль подкупал тонким юмором и обилием фольклорных мотивов. Сегодня на сцене театра он восстановлен.
Автор пьесы — драматург Шахризат Маллаева. Мать ее родом из селения Акуша Акушинского района. А акушинцы — народ с очень своеобразным чувством юмора, почти как англичане. Юмор акушинцев очень тонкий, необычный, видимо, зависит он от особенностей характера жителей этого села. Сами даргинцы о них говорят: «Акушинцы ловят зайца, сидя на арбе», имея в виду степенность их характера, выдержанность, силу воли.
Я слышала много добрых слов в адрес отца Шахризат — Шахбана. Многие годы он возглавлял совхоз «Сургинский», был также председателем колхоза имени М. Горького в родном селении Танты. Вместе со своей прекрасной половиной Аминат воспитал четырех сыновей и двух дочерей. Старшая сестра Шахризат Патимат Маллаева — известный в республике журналист, главный редактор районной газеты «Путь истины». Она много лет проработала корреспондентом республиканской газеты «Замана» (на даргинском языке). Конечно же, она всегда была добрым примером и наставником для Шахризат. Братья тоже занимаются творчеством и работают. Сейчас мама Шахризат живет вместе с ней: «После смерти отца я испугалась, что мама не выдержит потери доброго, заботливого друга жизни, — делится Шахризат, — и забрала ее к себе».
Муж Шахризат, Магомед, далек от творчества. Он — бизнесмен. К творчеству жены относится с пониманием, всегда и во всем поддерживает ее, зная, как нелегко разрываться между семьей и работой. У них растет дочь Диана. Так вот, первый драматургический опыт Шахризат не оказался единственным. Позже, работая в самом театре заведующей постановочной частью, она написала для театра вторую пьесу — «Кораблик желаний». Адресованная самым лучшим из людей — детям, она поднимает насущные проблемы нашей действительности и посвящена заботам маленького ребенка о здоровье собственной матери… Успех не заставил себя ждать. Спектакль полюбился не только юному зрителю, любят спектакль и сами актеры, занятые в нем. А это немаловажно. Мощный импульс любви, энергетика позитива, доброта души автора, закодированные в самом тексте произведения, находят свое воплощение на сцене… Актеры говорят, что им очень легко играть пьесы Шахризат.
«Писать для детей одно удовольствие», — говорит сама Шахризат. Ведь она растила прекрасную дочь Диану, постоянно читая ей любимые сказки, порой пересказывая их в вольной интерпретации, и дочь, возмущаясь, переправляла мать. Возможно, из этих бесед с дочерью и рождались сюжеты для будущих пьес. Возможно, сама душа автора сохранила в себе способность ярко и по-детски чисто смотреть на этот старый, старый мир… Так или иначе, но в своей многонациональной литературе мы сегодня имеем еще одного драматурга. И драматурга хорошего, чьи пьесы не пылятся в столе, а воплощаются на сцене детского театра.
«Пьеса и спектакль — понятия не тождественные. Пьеса — литературное произведение и требует своего воплощения на сцене. В спектакле пьеса оживает, в нем она получает как бы свою вторую жизнь, представляя собой сплав художественного слова, сценического действия, декорационного оформления, музыки и танца.
Каждый спектакль, конечно же, обращен к зрителю и зрителем дополнен, — делится своими мыслями Шахризат. — В спектакле мы встречаемся прежде всего с актером. У нас в театре много хороших актеров. И все они разные. Кто-то сразу раскрывается, как цветок под солнцем, кто-то бывает зажат очень долго, но сцена вытягивает душу актера наружу, и как бы он ни играл, того, чего нет внутри, не вытащить… Несомненно, большой актерский талант — это всегда широкая душа и серьезный труд… В театр я пришла не случайно, хотя и закончила факультет иностранных языков Дагестанского педагогического института. Долго и по-настоящему интересовалась театральным творчеством, работая в школе с детьми, превращала процесс учебы в творчество, игру, тогда дети и учатся охотнее и начинают любить твой предмет. Знание детской психологии — самое главное, если не сказать основное, в нашей работе. Очень люблю детей, их непосредственность, прямоту. Ребенок сразу чувствует фальшь, наигранность… Я часто приводила дочь на разные театральные представления. Следила за ее реакцией и примерно понимала, что ей интересно, а что нет.
Помогает мне в работе и четкое понимание цели и задачи, которые передо мной ставит директор театра Аминат Яхъяева. Она профессионал высокого класса, глубоко преданный искусству миссионер, на протяжении многих лет, вопреки всем трудностям, находит пути и формы совершенствования театрального искусства через актерское мастерство, режиссерские работы, драматургические поиски… Она неустанно приглашает высокопрофессиональных режиссеров из Астрахани, Тулы, Ленинграда, Волгограда, Софии (Болгария). Неоднократно проходя курсы повышения квалификации в творческих лабораториях самого С.В.Образцова, она пыталась подобным образом выйти на мировой уровень и не замыкаться на возможностях собственной труппы. Возродила старый опыт обменных гастролей по России. Только недавно наш театр вернулся с гастролей».
Города Волгоград и Астрахань рукоплескали дагестанскому театру. Спектакли в этих городах прошли с аншлагами, и это была «Тайна персиковой косточки». Зрители восторженно отзывались о спектакле. Было показано 20 спектаклей, которые посетило более 7 тысяч зрителей. Думаю, этот проект обменных спектаклей долго будет жить, потому что он способствует сближению культур, обмену опытом, профессиональному росту мастеров сцены.
По рассказам руководителя Аминат Яхъяевой, на гастролях происходит такое сплочение коллектива, что трудно даже придумать другой, более эффективный для этого способ. Актеры на гастролях хорошо чувствовали зрителя, к работе подходили творчески, и каждый спектакль был сыгран по-особому. Вернулись все окрыленные, готовые сворачивать горы.
Нынешние гастроли были расценены как лучшие. Ведь, в отличие от прошлого года («Щелкунчик»), в этом году театр предложил зрителю самобытное дагестанское искусство, и прежде всего, через национальную драматургию. В «Тайне персиковой косточки» произошло соединение народного и профессионального искусства через использование фольклора и современных сценических форм. Традиционные танцевальные жанры, стилизованный костюм, вокальное исполнительство — все это вместе взятое и создало тот праздник, который так понравился волгоградскому зрителю. Музыку к спектаклю написал заслуженный деятель искусств Дагестана Рамазан Фаталиев. Заняты актеры: Елена Турдахунова, Сергей Резницкий, Мариям Сулейманова, Наталья Тибилашвили, Булат Булатов. Ставил спектакль приглашенный из города Тулы режиссер Алексей Басов. Сценография Барият Умаровой.
Скоро на сцене Дагестанского театра кукол ожидаются обменные спектакли Астраханского театра кукол. Недавно с аншлагом прошли спектакли Волгоградского театра. И это еще не все: в этом году в Болгарии в рамках года России пройдет фестиваль российской культуры. Возможно, Дагестанский театр кукол станет его участником. Губернатор города Русе (Болгария) Мария Димова пригласила Дагестанский государственный Театр кукол на гастроли, и Агентство по культуре России рассматривает вопрос о включении его в план программы в число официальных участников фестиваля. Вот вам, как говорится, и международный уровень, который предполагался. Мне лично очень приятно, что в творческую жизнь моего любимого Театра кукол свою посильную лепту вносит хороший драматург и прекрасный человек Шахризат Маллаева.