Литературное сообщество Дагестана хорошо знакомо с поэтом Камилем Дадаевым. Его поэтическое перо представляет публике и лирические, и героические, и философские произведения. Особое место в его творчестве занимают стихотворения, наполненные духовным смыслом и содержанием. Поэтическое воплощение получили исламские темы, где Дадаев обращается к образу пророка, ангелов, исторических этюдов становления самой молодой религии. Уже несколько лет как состоялся творческий союз Камиля и музыканта и композитора из Нижнего Новгорода – Джавида Касимова.
Началом этой творческой дружбе стало обнаруженное в социальных сетях стихотворение Дадаева «Палестинский ифтар». «Я сразу понял: это песня, и мы списались. Камиль меня поддержал, и вот уже совместно написано и исполнено более двадцати песен и нашидов», – вспоминает Касимов. О Камиле композитор отзывается так: «Это поэт, глубокий и вдумчивый ювелир слова, Лукман, лечащий строками душу».
Спрашиваю Джавида, что для него вера?
«Вера для меня в первую очередь – осознанность пути, по которому идет верующий. Вера – понимание конечной цели, к которой идет верующий. Вера – стремление к познанию Того, Кто тебя позвал в это увлекательное путешествие, Кто обещает тебе в конце еще более прекрасное продолжение, которое будет продолжаться вечно».
Размышляя о сегодняшнем положении, Касимов говорит о необходимости в религии ислам, как и в других религиях, «освободиться от засилья однобокой ритуально-обрядовой формы, избавиться от национально-клановой формы и самое главное – перестать яростно искать и пропагандировать то, что нас разделяет и в самом исламе, и между различными конфессиями. А искать и пестовать то, что нас единит в беспощадной битве с Даджалем».
Понимая, что музыка в мусульманской идеализированной среде под запретом и как минимум не одобряется, не могу не задать вопрос и об этом:
«Дискуссии о музыке за полторы тысячи лет ислама особо никого не беспокоили, пока на сцену не вышли радикальные “мыслители”. Я не удивлюсь, если эти “мыслители” начнут жечь ноты Рахманинова и Гаджибекова. Все это мы проходили. “Мыслители” бренны, а искусство, делающее людей лучше, вечно. Как вечна вера, Писания и, к сожалению, глупость человеческая».
Говоря о начале и завязке творческого союза, Камиль Дадаев уверен, что первый блин не вышел «комом», а получился настоящий шедевр.
«Песня-нашид, посвященная Палестине, стала сразу хитом, многим она понравилась. Были, конечно, и хейтеры, которые писали гадости, в том числе и в личку. Но мы понимали: если есть реакция, значит, задели за живое», – вспоминает Камиль, и добавляет: «Но все это благодаря таланту и энтузиазму Джавида».
Тот же вопрос о вере, адресую поэту: «Сложный вопрос. Постоянный поиск. Для меня вера – это не готовые ответы и инструкция к действию. Это так не работает. Это постоянный поиск, рефлексия, вопрошание. Кто я? Зачем я здесь? В чем смысл моей жизни и миллиардов людей, населяющих планету? Чем я могу быть полезен людям? Что хорошего я могу привнести в этот мир? Творчество – лишь инструмент. Да и сами мы тоже лишь инструменты в руках Всевышнего. И если ты избран свыше для какой-то пусть и маленькой цели – будь готов со всей ответственностью исполнить свою роль».
Интересно узнать, что же вдохновляет поэта с такими зрелыми мыслями:
«Вдохновляет сама жизнь, люди, мир вокруг нас. Раньше много обращал внимание на какие-то социальные моменты, отношения. С возрастом фокус в творчестве меняется – сегодня вдохновляет красота мира, природа: даже обыденный закат, который мы наблюдаем каждый день, может вдохновить на новое стихотворение, или незаметный ручеек, дерево, одиноко стоящее на обрыве скалы. Это к вопросу о росте в творчестве. Но когда пишешь о природе, важно найти подход к ней, подобрать ключи – нащупать нужные формы, метафоры, образы. В этом мне сильно помогло знакомство с творчеством поэта Арсения Тарковского. Экзюпери тоже потрясающе описывает природу. Вот у них надо учиться», – с неподдельным восторгом говорит Дадаев.
А как ложится вера, религия на эту красоту, ведь тоже любопытно узнать?
Ответ поэта надо запомнить: «Важно не зацикливаться на внешних формах, на ритуальной части. Наше общество, да и в целом ислам сильно заритуализирован, мы внешней форме уделяем слишком много внимания, забывая о сути, о внутреннем содержании. Мы строим дом с красивым фасадом, дорогими воротам и к высоким забором – а в доме неуютно и холодно. Быть терпимее к другим – к любому другому человеку, не важно, кто он и откуда, какие у него цвет глаз, длина волос и бороды. Воспринимать другого не как соперника, противника, а как человека, у которого ты можешь чему-то научиться или научить его.
У каждого человека свой духовный путь, свой метод и способ обращения к Богу, свой опыт. Нельзя примерить на другого свой опыт или пройти по пути духовного роста, по которому прошел другой. Это все очень сложно. Проблемы взаимоотношений людей начинаются, когда кто-то решает, что его опыт самый лучший, универсальный и правильный, и хочет навязать его другим».
Прекрасно сказано, нам бы не забывать эти философские зерна, и, посеяв их в своем сознании, дарить людям добрые всходы. Этот творческий союз поэта и музыканта дарит зрителям и слушателям много духовных зерен: учит терпимости, красоте и созерцанию окружающего мира, который прекрасен настолько, насколько прекрасны наши мысли.









