В преддверии Нового года в столице Дагестана подвели итоги муниципального этапа республиканского конкурса «Учитель года – 2026». Насыщенный финальный день стал настоящим праздником педагогического мастерства, где проводились открытые уроки, креативные мастер-классы и живой, открытый диалог на заключительном брифинге. Торжественной и в то же время очень искренней точкой этого интеллектуального марафона стала встреча в стенах гостеприимного Лицея №5, где пять финалистов – лучшие учителя махачкалинских образовательных учреждений по итогам строгих отборочных туров – предстали со своими кейсами перед широкой аудиторией.

В финале этого престижного состязания выступили 5 ярких представителей педагогического сообщества города: учитель литературы гимназии №7 Екатерина Антонова, преподаватель математики гимназии №28 Гюлендам Мирзоева, учитель биологии и химии школы №36 Эльвира Халилов, педагог по основам безопасности и защиты Родины гимназии №38 Гаджирасул Гаджикасумов и учитель математики школы №53 Фарида Раджабова. Сначала каждый из них продемонстрировал свой профессионализм, проведя для коллег и жюри мастер-классы – сжатые, яркие презентации своих уникальных методик. А затем, собравшись за одним столом на брифинге, они ответили на вопросы экспертов, родителей и самих школьников, проявив не только знания, но и гибкость ума, остроумие и настоящую гражданскую позицию.

Именно в этом открытом разговоре, далеком от формальностей, особенно ярко раскрылись педагогические философии.

Учитель основ безопасности и защиты Родины гимназии №38 Гаджирасул Гаджикасумов, казалось бы, классический педагог, покорил аудиторию своим смелым подходом. На своем мастер-классе он не просто рассказывал, а вовлекал зрителей в созданный им цифровой мир. На брифинге, отвечая на вопросы, объяснял свою мотивацию: «Многие думают, что ОБЖ и защита Родины – это только автомат Калашникова и строевая. На этом все и заканчивается. А я хочу показать детям, что можно по-другому. Когда они в виртуальной реальности участвуют в ликвидации того же пожара, их реакция и вовлеченность совершенно иные. Они не просто слушают теорию – они проживают ситуацию». Его главный инструмент – собственные VR-очки, купленные им же почти десять лет назад после посещения одного из музеев, где он увидел, какой информативной и воздействующей на эмоциональное восприятие может быть экскурсия с 3D-погружением. «Мы не можем уйти от новых технологий, – убежден педагог. — Тем более смартфоны у каждого ребенка в кармане. И чем дети будут использовать их как развлечение, пусть лучше научатся применять для работы на уроке, для собственного саморазвития. Я пришел на этот конкурс не столько ради победы, хотя, конечно же, нацелен на успех, а с целью поделиться своими наработками, положительным опытом соединения традиционного подхода и цифровых технологий».

Совершенно иной, но столь же созидательный путь избрала математик Фарида Раджабова. Ее мастер-класс стал откровением для многих: она показала, как инструменты искусственного интеллекта могут стать верными помощниками в творческом процессе подготовки к урокам. «Я сама относительно недавно начала изучать нейросети, и мне открылся новый мир, – делилась она. – Это могут быть не только поурочные разработки, но и создание ребусов, кроссвордов, целых квестов. Абсолютно любое мое желание я могу воплотить с помощью этого инструмента». При этом Фарида Абутдиновна находит удивительный баланс между высокими технологиями и глубокими культурными корнями. В своей методической мастерской она строила урок геометрии вокруг дагестанских узоров, помогая детям через математику постигать культурный код своего народа. «Был страх, что ИИ захватит мир. Но он идет к нам, и лучше использовать его в благих целях, – говорит педагог. – А с другой стороны, мы, учителя, не должны останавливаться на одной идее, быть всесторонне развиты, соединяя в своей работе и традицию, и инновацию».

Мнения опытных членов жюри, среди которых были победители прошлых лет и уважаемые представители педагогической и преподавательской сферы, добавили глубины портрету современного учителя. Кандидат филологических наук, преподаватель Дагестанского государственного университета Артём Плохарский отметил, что именно на брифинге, когда все финалисты отвечали на одни и те же вопросы, ярче всего проявились лидерские качества, эрудиция и гибкость мышления. «Мастер-класс – это одно, а в ходе брифинга они показали себя в импровизации, в открытом диалоге. Несмотря на итоги, считаю, что все участники уже победители, потому что работают в очень ответственном и непростом направлении. Учитель в наше время несет на себе огромную нагрузку. Что бы хотелось пожелать? Несмотря на тот бюрократический вал, который, увы, имеет место быть, я бы рекомендовал каждому находить силы, возможности и стремиться к постоянному саморазвитию. Хорошие книги, качественные фильмы, театры, погружение в мир искусства, постижение интересного опыта других коллег… продолжать можно долго. Картина мира должна постоянно расширяться», – подчеркнул эксперт.

Другой член жюри итогового смотра Светлана Борзова, призер республиканского этапа – 2025, подметила, что такой конкурс – это мощнейший импульс для саморазвития. «Я рекомендую всем по возможности участвовать в этом масштабном и знаковом событии. Если не ради победы, то хотя бы для того, чтобы познакомиться с копытом других коллег, выйти за горизонт своей школы. В наше стремительно меняющееся время очень важно быть в постоянном поиске новых подходов».

О ключевом значении конкурса для всего учительского сообщества рассказала Марина Гаджиева, заместитель начальника методического отдела Управления образования Махачкалы, один из главных организаторов события.

«Для нас как для организаторов, главная цель конкурса – даже не выявление победителей, а создание мощной среды для профессионального роста всех педагогов города, – подчеркнула она. – Учителя, прошедшие через этот марафон, неоднократно говорили, что эти несколько дней – лучшие курсы повышения квалификации из возможных. Здесь происходит уникальный интенсив: педагоги глубоко рефлексируют, изучают огромное количество методического материала и, что самое ценное, учатся друг у друга в процессе живого общения. Конкурс дарит не только опыт, но и профессиональных друзей, создает то самое сообщество, в котором можно искать поддержку и вдохновение. И, наконец, это редкая возможность посмотреть на себя со стороны, выйдя за рамки ежедневной рутины. В будни такой взгляд просто нивелируется».

Однако сквозь оптимизм и гордость за коллег прозвучала и тревожная нота. Педагоги и члены жюри открыто говорили о немалой бюрократической нагрузке, которая съедает время, предназначенное для творчества и живого общения с детьми. Марина Гаджиева в этом контексте видит спасение в грамотной цифровизации и развитии профессиональной солидарности. Она уверена, что разумное использование цифровых платформ и электронных систем, таких как «Электронное образование Дагестана», может взять на себя рутину, а постоянный обмен опытом, в том числе на всероссийском уровне, – стать неиссякаемым источником вдохновения и новых сил для преодоления общих трудностей.

Муниципальный этап «Учителя года – 2026» в Махачкале стал яркой демонстрацией того, как живет и развивается современная школа, в которой сегодня в приоритете диалог между смелым экспериментом и мудрой традицией. Двое победителей муниципального этапа конкурса – Екатерина Антонова и Гаджирасул Гаджикасумов – теперь готовятся к общереспубликанскому смотру. Каждый из них нацелен на победу и доказать своим личным примером, как можно и нужно находить время для главного: вдохновения, творчества и для того, чтобы зажигать в детских глазах неподдельный интерес и давать детям глубокие знания.

Мадина АХМЕДОВА Фото: Руслан АЛИБЕКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь