Подводя итоги 2025 года, можно уверенно сказать: сфера образования Махачкалы живет в режиме постоянного развития и решения сложных задач. Новый руководитель Управления образования городской администрации Шаганэ Баймурзаева, имея серьезный опыт, столкнулась с колоссальной нагрузкой и целым рядом вызовов – от финансовых долгов до вопросов качества обучения и безопасности детей. Однако год завершается не только с решением многих острых проблем, но и с целым набором достижений и амбициозных планов. О том, как удалось стабилизировать ситуацию и каким видится будущее столичного образования, руководитель УО рассказала в эксклюзивном интервью нашему изданию.
– Шаганэ Баймурзаевна, вы относительно недавно возглавили управление, и нагрузка, несомненно, колоссальная. С какими главными вызовами вы столкнулись в первую очередь?
– Прежде всего необходимо было в сжатые сроки, до начала нового учебного года, решить ряд ключевых проблем. Первое – ликвидация задолженностей по коммунальным платежам (электроснабжение, водоснабжение, газ). Благодаря ресурсной поддержке и волевому решению главы города Джамбулата Шапиевича команде удалось оперативно изыскать необходимые средства и полностью закрыть все долги. Ни в одной образовательной организации счета не заблокированы.
Второе важнейшее направление работы – организация питания. Это прямое поручение главы города: выстроить систему максимально прозрачно, объективно и под постоянным контролем.
Отдельное и не менее значимое направление – воспитательная работа. В современных условиях, когда любая конфликтная ситуация может в считаные минуты оказаться в социальных сетях, крайне важно вести системную разъяснительную работу как с детьми, так и с родителями.
Сегодня нашей основной целевой аудиторией являются родители, особенно тех обучающихся, которые находятся в зоне особого внимания. Мы выходим с ними на прямой контакт, проводим индивидуальные беседы, разъясняем позиции и принимаемые меры. В большинстве случаев удается выстроить конструктивный диалог и получить обратную связь. Благодаря этому значительная часть проблем уже снята.
В отдельных, исключительных ситуациях при необходимости мы подключаем подразделения по делам несовершеннолетних и другие профильные службы. В любом случае Управление образования использует все возможные ресурсы и инструменты, чтобы не допускать конфликтных ситуаций в школах и между обучающимися.
– Помимо погашения долгов образовательных учреждений, какие еще ключевые задачи вы поставили во главу угла, начав свою работу в Управлении образования города?
– Я пришла в управление в достаточно напряженный период – в разгар распределения детей по школам, что традиционно сопровождается повышенной социальной напряженностью и обращениями со стороны родителей. Этот процесс сразу был взят под особый контроль, чтобы обеспечить максимальную открытость и соблюдение прав всех участников.
Одновременно в приоритетном порядке был поставлен вопрос поддержки детей участников Специальной военной операции. Наша задача заключалась в том, чтобы в максимально сжатые сроки и в прозрачном порядке обеспечить предоставление положенных мер социальной поддержки, в том числе бесплатного питания в образовательных учреждениях, а также внеочередного зачисления в детские сады и школы города.
Еще одно важное направление работы – сокращение количества детей, находящихся на семейной форме обучения. Если в прошлом году таких обучающихся насчитывалось порядка 429 человек, то на сегодняшний день их осталось 29, то есть около 400 детей возвращены в систему очного образования.
Мы осознаем риски, связанные с данной формой обучения: это затрудненный контроль не только за качеством образования, но и за воспитательным, в том числе патриотическим компонентом. Именно поэтому проводится адресная работа с семьями, разъясняются преимущества обучения в образовательной организации, и в результате значительное число детей удалось вернуть в нормальное образовательное русло.
– Последние годы, до назначения на должность руководителя управления, вы возглавляли Республиканский физико-математический лицей-интернат. Многие отмечают, что вам удалось на новый уровень поднять престиж лицея, выстроить работу согласно новым стандартам образования. Как этот опыт помогает вам сейчас, на посту руководителя всей городской системы образования? Круг задач на новом месте, конечно, неизмеримо шире.
– Задачи действительно масштабнее, больше хозяйственных вопросов. Но, уверяю вас, суть управления одна: будь то лицей или целое управление – это в основе одно и то же. Просто теперь в твоем ведении не одно учреждение, а множество.
Что мне помогает? Во-первых, умение объединять команду вокруг важной цели. А еще мне всегда везло на единомышленников. И здесь, на новом месте работы, к счастью, так же: коллектив управления, директора школ и заведующие садами – все настроены на работу. Мы выстроили четкое взаимодействие. Для меня не принципиально, какую должность занимает человек: если специалист компетентен, я могу доверить ему ответственную, ключевую задачу, назначить координатором направления – и команда будет работать с ним как с ответственным лицом. Такой подход повышает ответственность и вовлеченность каждого.
Еще мне очень помогало всегда критическое мышление и привычка все просчитывать. У меня математический склад ума, это как игра в шахматы: нужно всегда думать на несколько ходов вперед, моделировать варианты. Именно такой подход, как показывает практика, позволяет находить наиболее взвешенные и эффективные решения.
– Одна из самых чувствительных тем последних лет – качество школьного питания. Как удалось навести порядок в этой сфере после прошлых скандалов?
– Наша принципиальная позиция, так же, как и позиция главы города, – полное недопущение любых фальсификатов в питании школьников и воспитанников детских садов. Речь идет прежде всего о качестве и безопасности продуктов, которые ежедневно получают дети.
Закупка продуктов питания осуществляется не Управлением образования напрямую – эти процедуры в установленном порядке проводятся через аукционы уполномоченным органом, МКУ «Горзаказ». Однако контроль качества поставляемой продукции – это наша прямая и безусловная ответственность.
Для этого в структуре управления функционирует профильный отдел, который на ежедневной основе осуществляет мониторинг качества питания в образовательных организациях. Проверки проводятся как планово, так и внепланово. Я лично регулярно выезжаю в школы и детские сады, проверяю организацию питания на местах.
Могу с полной ответственностью заявить: некачественные продукты, в том числе фальсификаты, такие как пальмовое масло, в питании наших детей недопустимы и не будут допущены. Это принципиальная позиция. Вся команда четко понимает: при выявлении нарушений меры будут приниматься жесткие и незамедлительные, вплоть до расторжения контрактов и привлечения виновных к ответственности.
– Безопасность школ – еще одна тема, которая вызывает большие обсуждения среди родителей школьников, детсадовцев. Что можете по этому вопросу сказать?
– Главой города принято важное решение: со следующего года в каждой организации будут не один, а два охранника. На это уже заложены деньги в бюджете. Оплачивать их будет администрация города. Ни о каких сборах с родителей речи не идет.
Кроме того, мы провели масштабную работу по пожарной безопасности с ГО и ЧС, собрали все проблемы учреждений, чтобы заложить средства на их решение. Школа должна быть готова к любым проверкам всегда, ведь главное – безопасность детей и всего учебного процесса.
– Давайте перейдем к качеству образования. Какие проекты запущены для его повышения?
– У нас амбициозные планы. Все началось с выявления слабых мест: мы определили 10 школ с самыми низкими результатами ЕГЭ за последние годы и разработали для них индивидуальные дорожные карты.
Но главное – мы запустили крупный управленческий проект, который вовлекает абсолютно всех учителей. Раньше проводились просто семинары, а теперь программа построена как серия тренингов, педагогических мастерских, квестов, деловых игр и брейн-рингов. В каждом таком потоке участвуют педагоги разного уровня: от самых сильных до тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.
Это живой обмен практиками, а не формальное повышение квалификации. Цель проекта – познакомить учителей с новыми технологиями, игровыми методами и элементами геймификации, которые уже доказали свою эффективность в других регионах и странах.
– А как обстоят дела с подготовкой к ЕГЭ и объективностью экзаменов?
– В этом году мы достигли важного результата: в Махачкале не было ни одного случая утечки материалов ЕГЭ. Для нас это серьезный показатель.
Сейчас ведется планомерная подготовка пунктов проведения экзаменов (ППЭ). За каждым пунктом, помимо директора школы, закреплен ответственный руководитель со стороны управления. Мы лично проводим обучение всех организаторов, настраиваем их на создание доброжелательной и нестрессовой атмосферы для ребенка. Даже отличник может не показать свой результат, если испытывает психологическое давление.
Кроме того, во всех школах организованы бесплатные консультации и курсы по подготовке к ЕГЭ в рамках часов внеурочной деятельности.
– Какие планы на будущий год вы наметили для себя и своей команды?
– Планы у нас амбициозные. Запускаем легализацию школьных буфетов во всех школах – это важно как для удобства старшеклассников, так и для дополнительных налоговых отчислений. Продолжим проект по созданию школьных кластеров, где сильные школы будут шефствовать над слабыми по профильным направлениям. Также продолжится работа по внедрению новых образовательных методик и технологий.
Главный капитал – это профессиональная команда и понимание того, что в центре любой реформы стоит ребенок: его здоровье, безопасность и будущее. На этой основе строятся планы на следующий год, который, судя по проектам и направлениям, заданным главой города Джамбулатом Шапиевичем, обещает быть не менее насыщенным и результативным.
Мадина АХМЕДОВА









