Известная фраза «где родился – там и пригодился» не всегда бывает верной. Судьба Юрия Ханжова – художественного руководителя Детской филармонии Махачкалы, наставника фольклорных коллективов сложилась так, что он оказался в незнакомом Дагестане, но стал нужным и важным в нашей республике.
О МИССИИ, РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ЛЮБИМОМ ДЕЛЕ
– Вы родились в Новокуйбышевске. Как вы оказались в Дагестане? У вас были здесь родственники или что-то другое связывало с республикой?
– Все мое детство и юность я провел в Саратовской области. У музыканта образование достаточно долгое – сначала надо окончить музыкальную школу, училище, консерваторию. После окончания Саратовской консерватории встал вопрос о распределении. К тому времени я уже был женат на махачкалинке, которая училась вместе со мной. Когда я впервые приехал в Махачкалу, мне были непонятны местный уклад жизни, культура. Я получил распределение на музыкальный факультет ДГПУ, а буквально на второй день после моего приезда мне предложили работу руководителя народного хора «Волна». И я понял спустя годы, что у каждого человека есть своя миссия. Моя – быть здесь, о чем я не жалел никогда.
– Вы преподаете в Дагестанском педагогическом университете, одновременно работаете с детьми как художественный руководитель махачкалинской детской филармонии. С кем легче и интереснее работать?
– Детскую филармонию города Махачкалы я называю «поздним ребенком». У нас в Дагестане дети настолько талантливые, что я иногда слушаю их и у меня идут мурашки по коже. Я вижу, как этот маленький человек играет важную роль в искусстве. И если отвечать на вопрос, с кем легче работать, я скажу так: мы не работаем, мы занимаемся любимым делом. И с детьми я общаюсь на равных. Всегда перед выходом на сцену говорю им: если вы не хотите хотя бы одного часа в своей жизни работать, вы должны заниматься любимым делом, и тогда это будет в удовольствие.
При работе со студентами ставятся другие задачи. В высшем учебном заведении мы должны выполнять программы государственных стандартов. Что касается детей, я хочу объяснить – если их не любить, они чувствуют фальшь, поэтому задачи здесь иные, воспитательные. Я учу детей, что работать надо так, чтобы вызывать восхищение, а не умиление.
«ВОЛНА» ХРАНИТ ТРАДИЦИИ
– Расскажите о фольклорных ансамблях «Волна» и «Лукоморье», которые вы возглавляете долгие годы.
– Ансамбль «Волна» – один из старейших, был создан в 1957 году. Он участник декады в Москве на Кремлевской сцене в 60-х годах. Первый его руководитель Иван Лапин проработал 20 лет, потом приехал я и руковожу уже 35 лет. А детский ансамбль «Лукоморье» нам удалось создать уже позже. У каждого коллектива должна быть своя детская студия. Когда дети подрастают, они переходят во взрослый состав «Волны». Мы очень часто объединяем два коллектива для совместных выступлений.
– В народном хоре исполняют русские песни, собранные со всех регионов России?
– Это уникальное явление с исторической точки зрения, потому что у нас самый южный хор России. Во времена великого голода из центральных областей России, Поволжья и других регионов люди приезжали на юг и оставались здесь. Эти переселенцы привозили свою культуру, фольклор. Вот так и формировался наш репертуар. Даже костюмы, в которых мы выступаем, – это усредненный узнаваемый русский костюм.
– Вы обучались в консерватории на кафедре народных инструментов. Как считаете, вы состоялись как артист?
– Я думаю, о том, удалось мне реализоваться или нет, должны судить зрители. Я являюсь концертмейстером, аккомпанирую при выступлениях хору «Волна». А таких выступлений у нас бывает по 6-8 в месяц. Нас приглашают на фестивали, правительственные концерты, мероприятия, посвященные государственным датам. Вот так я и реализуюсь как артист.
О ЛЮБВИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДАГЕСТАНА И БОЛЬШИХ ПРОЕКТАХ
– У вас больше ста научных публикаций. Почему вас интересует именно музыкальное искусство Дагестана?
– Историей дагестанского искусства я занимаюсь более десяти лет. И если зайти в любую библиотеку и попросить книги по музыкальному искусству Дагестана, вам принесут одну-две книги под авторством музыковеда Манашира Якубова. Позже меня, как преподавателя, осенило: почему мы на наших лекциях должны говорить только о культуре России, не беря во внимание нашу, дагестанскую? И как-то я пришел в Национальную библиотеку, попросил газетные архивы для написания научной статьи. Как только я дотронулся до газеты, она рассыпалась на мелкие кусочки, и я вдруг представил, что с этими листочками рассыпаются судьбы людей, которые мы не успели зафиксировать. И если не записать их имена, не вспомнить выдающихся людей, то о них забудут, и от этого будут страдать наша культура и история.
– В прошлом году вы выиграли грант на издание монографии «Музыкальное инструментальное искусство Дагестана». Когда ждать презентации?
– В 2018 году я издал эту книгу на свои средства, небольшим тиражом и раздал в музыкальные учреждения и библиотеки. Сейчас эта книга будет иметь совершенно другой переплет, шрифт, листы. В настоящее время я занимаюсь написанием исторической хронологии по дагестанскому музыкальному искусству.
– У вас ведь не было никакого подспорья, когда вы писали монографии. Где находили информацию?
– Искал в архивах документы, находил людей, которые могли что-то рассказать. Общаясь с ними, у меня формировалось свое мнение. Обязательно указывал и письменные источники, и устные, которые предоставляли мне сведения. Когда я собираю материалы, проживаю жизнь этих людей, которых давно уже нет. Это важно: записать и сохранить. Когда у меня спрашивают, что для меня важнее – моя педагогическая деятельность, научная или концертная, это как спросить у родителя, какой ребенок для него любимее. Я безумно влюблен в свою работу, считаю важной и ответственной миссией изучать наше искусство.
Гюльшад ШИХКЕРИМОВА