Перед нами книга известного юриста Магомеда Магомедовича Камбатова «Завещание не имеет срока давности» (Пятигорск, 2021). Автор книги, достаточно потрудившись на высоких должностях в прокуратуре и в судебных инстанциях, проявил себя на литературном поприще.
Магомед Камбатов выбрал интересный жанр, в котором изложенные в книге события как основываются на реальных событиях, так и являются плодом авторского воображения.
У каждого человека есть маленький уголок – село, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Для Магомеда Магомедовича Камбатова «малой» родиной является село Тагада Тляратинского района, где некогда протекала спокойная и беззаботная жизнь, полная трудов, тревог, но вместе с тем яркая, наполненная бескорыстным, теплым, искренним отношением к делу, к людям.
Каждый человек не только должен изучать историю своего родного края, его традиции, достопримечательности, памятники, лучших людей, но и обязан сохранять историю, духовные ценности родного региона. В этом отношении М.М. Камбатов проделал большую работу по увековечению своего родного селения.
Мы будем иметь полную историю Дагестана тогда, когда будет написана история каждого селения нашего горного края, поэтому каждая новая книга вносит свою лепту в создание общей истории Дагестана.
В своей книге М.М. Камбатов преследует важную задачу – передать потомкам культуру, традиции и обычаи родного народа, воспитать у подрастающего поколения чувства уважения и любви к родной земле, родному языку, ответственности за судьбу родной культуры, сохранение истории.
На конкретных примерах, видимо, из своей юридической практики автор книги поднимает ряд важных проблем нравственного и правового воспитания, так или иначе затрагивающих вопросы преступления и наказания. Книга наполнена огромным числом примеров по адвокатской, судебной и прокурорской практике, в которых нашли отражение вопросы юриспруденции, идеи о верховенстве закона, о неприкосновенности частной собственности, равенстве сторон в судебном процессе и т.п.
Читатель убеждается в том, что автор книги – широко и глубоко образованный человек, сведущий в литературе, истории, искусстве, мастерски изображающий внутренний и внешний мир героев. Разнообразны характеры людей, изображенных в книге, своеобразны их судьбы, мотивы преступлений и проступков. Понять их – значит понять человека и тем самым порою предотвратить беду.
ГОРЦЫ: КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
В начале книги Магомед Камбатов дает краткую этнографическую характеристику горцев, точно и емко описывает их культуру, традиции, восторгается их мужеством. Отмечается, что дагестанские горцы очень самобытны, смелы, впечатлительны и в экстремальных условиях выносливы. Здесь очень сильны родоплеменные связи. По характеру горцы общительны и у них веселый нрав. Особо подчеркивается бережное отношение горцев к женщине, которая всегда была хранительницей домашнего очага. Для горцев природные и социальные трудности не представляли никаких проблем, для них важнее всего была личная свобода, которой они очень дорожили. Детально описано их жилье, расположение комнат, хозяйственные помещения и т.д. Горцы всегда жили в гармонии с природой.
С любовью автор описывает родное село Тагада, его горы, ледники, речки, которые создают гармоничную красоту горного края.
Автор пишет, что когда-то в детские и юношеские годы ему казалось, что их село – самый прекрасный уголок на планете. Тогда сельчане даже в мыслях не допускали, что их родное село когда-нибудь превратится в руины.
Будучи в отставке, автор посетил малую родину и решил написать книгу о родном селении Тагада и об анцухской трагедии, происшедшей в годы Кавказской войны.
У каждого села своя неповторимая, особая, самобытная история. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем все, что они нам оставили.
Однако ни для кого не секрет, что многие села в горах Дагестана вымирают и постепенно о них забывают, поэтому автор решил собрать подробный материал о своем селе и оставить его потомкам, которым будет интересно узнать о своей малой родине.
Социальная и семейная жизнь горцев испокон веков базировалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. В образе дедушки Османа хорошо показана горская мудрость, справедливость, ответственность перед джамаатом. Своему сыну Давуду дедушка Осман завещает соблюдать следующие жизненные принципы.
- Никто и никогда на твою семью не должен трудиться в качестве раба.
- Все люди перед Аллахом равны.
- Не осуждай человека только по национальной принадлежности и по религии.
- Защити честь и достоинство своей семьи и родины.
- Накопив материальное богатство, не теряй свой морально- нравственный облик.
- Не дружи с духовно бедными людьми.
- О завтрашнем дне надо заботиться сегодня.
- Не обижай женщин. Прояви к ним внимание.
- Будут трудности, преодолевай их, но никогда не становись на колени.
- Дал слово – выполни и т.д.
Особое значение дедушка Осман придавал воспитанию чести, достоинства, мужества, упорства, терпения, скромности, патриотизма, свободолюбия и отвращения к зависимости. Девушка Осман говорит, что каждый из нас после себя должен оставить хорошее воспоминание, в зависимости от наших поступков при жизни о нас могут сохранить память.
Определяющим нравственным стержнем горцев выступают намус (совесть), достоинство, мужество и честь. Лишиться их означает для горцев потерять жизнь. Здесь строго чтут обычаи предков.
Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Дагестана важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, эти нормы поведения способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в обществе и семье, определяли воспитание детей, взаимоотношения с соседями. У всех народов существовали свято оберегаемые моральные кодексы, совокупности норм и традиций.
Но суть бытия горцев была удручающей: условия жизни были суровыми, люди не имели возможности улучшать свой быт. Однако в этих невыносимых условиях жизнь горцев регламентировалась строгими традициями и обычаями, нарушение которых сурово каралось.
Важное место в книге отведено историческим событиям Кавказской войны. Однако автор дает этим событиям художественную окраску, приближенную к реалиям возможных военных действий того времени.
Старший отряда самообороны написал письмо командиру карательного корпуса армии, где просил оставить горцев в покое. Он писал, что силовыми методами и уничтожением жилища им горцев не покорить.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
Автор прослеживает в книге также вехи развития взаимоотношений между Грузией и Дагестаном. История маленького села Тагада тесно связана с историей всего Дагестана, что находит свое выражение во всем: в экономическом, культурном, социальном планах. Со знанием дела и подробно описаны дагестанско-грузинские отношения. Как известно, связи дагестанских народов с грузинским восходят к глубокой древности. Эти два народа волей судьбы оказались соседями и на протяжении веков оттачивали свои взаимоотношения, которые в разные периоды были представлены по-разному. В зависимости от политического климата в регионе грузины и дагестанцы не только поддерживали друг друга, но и всегда приходили на помощь и вместе отстаивали свою независимость.
Тесными были хозяйственные, политические и правовые отношения, особенно между приграничными народами Грузии и народами горного Дагестана, к примеру, анцухцами.
Магомед Камбатов показывает, что наши народы, являясь ближайшими соседями, связаны не только исторической, но и этнической общностью, на что указывают данные языка, археологии, антропологии и этнографии. Фольклорные материалы также свидетельствуют о дагестано-грузинских культурных связях.
Сегодня особую актуальность приобретает восстановление разносторонних многовековых взаимоотношений народов-соседей, связанных общекавказскими историческими судьбами. Огромный многовековой опыт, который складывался на протяжении веков между народами Дагестана и Грузии благодаря территориальной близости, торгово-экономическим взаимовыгодным интересам и другим объективным факторам может и должен быть использован в выстраивании отношений сотрудничества в различных сферах жизни в новых геополитических условиях.
В книге подробно описаны горские традиции и обычаи. Например, как провожали и встречали в селении гостей и сельчан, описаны внутренний распорядок и форма управления села, вопросы экологии и т.д.
Народные традиции и обычаи – это зеркало, это лицо народа. Изучая традиции и обычаи горских народов, можно проследить их многовековую историю. Традиционная культура каждого народа самобытна и неповторима при сходстве общих черт, объединяющих их в единый историко-культурный мир. Они затрагивают все без исключения стороны жизни, общества и тесно связаны с особенностями быта кавказских народов.
М.М. Камбатов как тонкий знаток горской жизни показывает, что общественная жизнь горцев регламентируется определенными устоявшимися в веках традициями, обычаями и обрядами. Адаты практически были неписаными законами жизни дагестанцев. Человек, допускавший отступления от обычаев, предавался презрению, отвергался обществом.
Среди горцев всегда бытовал неписанный закон, что принять гостя – это дело чести и достоинства, и его придерживались строго и неукоснительно. В книге автор показывает, что мужество и трудолюбие, взаимопомощь и взаимное уважение, скромность и честность, почитание старших и другие положительные черты характера горцев сложились под влиянием адатов.
Именно обычаи, нравы, традиции регулируют поведение в семье, обществе, в личных отношениях с другими людьми, т.е. они затрагивают все без исключения стороны жизни общества. Мы видим из книги, что в традициях и обычаях горцев в прошлом было много мудрого и интересного.
К сожалению, стирается память о прошлой истории, истончается и постепенно обрывается нить, связывающая поколения. Благодаря данной книге нам представилась возможность прикоснуться к трагической анцухской истории, приоткрыть краешек завесы, скрывающей то далекое время.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что книга Магомеда Камбатова «Завещание не имеет срока давности» – живое свидетельство о важных событиях, происходивших в горах Дагестана в разные периоды нашей истории.
Цель автора книги – воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к традиционному образу жизни горцев и их культурному наследию.
Книга М.М. Камбатова – это фундаментальный и интересный труд, охватывающий большой круг вопросов, имеющих очень важное значения для сохранения духовного наследия. Это завещание горцев для подрастающего поколения.
Магомед МАГОМЕДОВ, доктор филологических наук, профессор



