Продолжение. Нач. в №24
Немалую роль в сохранении прочности семейных отношений играли и такие факторы, как скудость, относительная бедность основной массы народа, когда время, силы и разум людей уходили на добывание хлеба насущного, особенно в тяжкие годы военных испытаний, когда оставшимся в тылу женщинам (ну, конечно, и старикам и детям вместе с ними) надо было кормить, обувать, одевать и тех, кто воевал на фронтах войны, и себя. Как гласит поговорка: «Не до жиру, быть бы живу». Все духовные, душевные, физические силы людей были направлены прежде всего на это. Иначе не было бы Великой Победы.
К тому же «железный занавес», который многие так ругают (и справедливо!), в данном случае сыграл и свою положительную роль, предохранив во многом душу народа от всех тех развращающих ум и чувства соблазнов, которыми уже тогда так славился западный мир.
Конечно, неоценима в деле сохранения верности и любви роль литературы и искусства в военные и послевоенные годы. Большая тема в этом плане, которая еще ждет своих исследователей, — это лирические песни о верности любимой (невесты, жены) бойцу, защитнику родной земли. Эти песни на протяжении всей войны, особенно в первые ее годы, были порой для бойца важнее хлеба. “Выездные бригады артистов, мастеров эстрады, певцов и певиц, которые сами нередко подвергали свои жизни опасности, несли на передовую все новые и новые песни о женской верности.
Ожидание мужа с фронтов Отечественной войны было не только проявлением женской любви и верности: эта тема теснейшим образом перекликалась, переплеталась и с другими вопросами о чести, достоинстве женщины, ее великой роли в сохранении, процветании, облагораживании жизни вообще. Эти мысли были на уме К. Симонова, поэтому, чувствуя, что в небольшом лирическом стихотворении этого всего не выскажешь, он развил эту тему спасительной женской верности и в пьесе под этим же названием «Жди меня», по которой затем был создан и кинофильм.
Тема верности и постоянства в любви и после войны длительное время сохранялась в советской литературе. Высоконравственное, целомудренное отношение к любовным чувствам и в послевоенные годы оставалось вдохновляющим фактором в поэзии, прозе, музыке, живописи — во всех сферах искусства. А главное — находило отклик в сердцах людей, основная масса которых ещё не была развращена нахлынувшим впоследствии грязным потоком бульварщины, вульгарщины, скудоумием периода вседозволенности и так называемой сексуальной революции. Вспоминаю, как благосклонно, например, слушатели воспринимали популярную в свое время певицу Ольгу Воронец с ее песней «А я люблю женатого», в которой девушка, влюбившаяся в женатого мужчину, говорит:

«Я от себя любовь таю,
А от него — тем более».

И завершает песню словами:

«С любовью справлюсь я сама,
А вместе нам не справиться».
Песня созвучна с библейской заповедью «Не пожелай жены ближнего твоего» (в данном случае — «не пожелай мужа ближней твоей»). «Пусть лучше вспыхнувшее во мне любовное чувство к человеку, имеющему семью, перегорит во мне, нежели в угоду своему чувству я разрушу сложившуюся семью». Эта поэзия находила в те годы понимание, отклик, благорасположение в сознании большинства.
Вот близкая по теме иная песня тех лет — о верности в дружбе вплоть до отказа от своего возможного счастья ради друга:
«Ну а случится, что он
влюблен,
А я — на его пути, —
Уйду с дороги. Таков закон:
Третий должен уйти».

Вероятно, если в наши дни какой-либо певец или певица отважились бы выступить с эстрады с подобными песнями на полном серьезе, они стали бы предметом насмешек и циничных выкриков. Песни с такой направленностью сейчас стали объектом пародий, материалом для юмористов. Для людей с психологией упомянутой в начале статьи Пати, автора заметки «Я ушла от старого, мужа», ближе, конечно, такие «жемчужины», как например, «Уйди, невеста, Я — на твое место» или «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой» и тому подобное. Эстрада, эфир, экраны переполнены музыкой и песнями, насаждающими поистине дьявольские ростки в душах людей, особенно молодежи, безусловно, крайне враждебные самому духу верности Отчизне, супругу (или супруге), семье, родителям, другу — духу бескорыстного служения людям во имя каких-то более высоких ценностей, чем нажива и наслаждение.
Сейчас, когда наша страна вроде бы начинает понемногу возвращаться на путь оздоровления общественных отношений и взаимоотношений человека с человеком, чрезвычайно важно, думается мне, обратить особое внимание на воспитание чистых, честных, благородных отношений между мужчиной и женщиной, ибо от этого в первую очередь зависит созидание социальной ячейки общества — семьи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь