145 лет на трудовой вахте

 ОКНО НА ВОСТОК

История Махачкалинского морского торгового порта неразрывно связана с именем Петра Великого. Именно ему принадлежит идея строительства на дагестанском берегу Каспия нового порта, и около 300 лет назад император даже указал место, где необходимо его возводить. Летом 1722 года русские войска и флот под командованием адмирала Петра Михайлова (Петра I) на Восточный Кавказ совершили поход, который завершился временным присоединением к России прикаспийских областей. Главной целью Персидского похода было обеспечение безопасности и интересов русских купцов на Каспийском море и ограничение турецкой экспансии на Кавказе и в Закавказье. Каспийское море, известное еще в древней Руси как Хвалынское, по планам царя, должно было находиться под контролем России. И поэтому он настойчиво приказывал астраханскому воеводе Ивану Мусину-Пушкину укреплять дружеские и торговые отношения с дагестанскими горцами: «…тот народ в ласке содержать и стороне его величества склонить».

 

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-ПОРТ

Кавказская война была в разгаре, и военные все чаще задумывались об устройстве вблизи крепости Петровское небольшой искусственной гавани для стоянки судов с провиантом для войск. В 1951 году военно-инженерное ведомство России выкупило по соседству с военным укреплением часть побережья Каспийского моря. Первым делом решили построить маяк. Наместник Кавказа Михаил Воронцов уже в феврале 1852 года в Санкт-Петербург сообщает: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю я в 1850 году признал необходимым устроить маяки в городе Дербенте и Петровском укреплении. Из них маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен».

 Каменная восьмигранная башня поднималась над землей на 33 фута, и свет маяка был виден в море почти на 30 верст. Правда, этот воронцовский маяк на Петровской горке работал недолго. Строили его, как выяснилось, не по проекту, без учета гидрографических требований, видимо, случайные люди, и скоро его пришлось снести. В 1866 году на горе Анжи-Арка возвели новый маяк, который, кстати, действует и сегодня.

В 1857 г. укрепление Петровское преобразовали в город Петровск.

Петровск неожиданно стал важным военно-стратегическим пунктом на юге страны. Речь по сути шла о строительстве на Каспии новой российской военно-морской базы.

 

ПРОЕКТ ФАЛЬКЕНГАГЕНА

Строительство порта с первых дней шло не гладко. В первую очередь, вышла заминка с проектом. В докладной записке отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности России говорится: составленные разными лицами первые шесть проектов признаны неудовлетворительными. Следует отметить, что всего в Министерство путей сообщения в течение трех лет на конкурс поступило более десяти проектов. Специальная комиссия, наконец, в 1859 году одобрила проект, представленный военным инженером Адольфом Даниловичем Фалькенгагеном. Несмотря на такую экзотическую фамилию, он был из дворян Волынской губернии, а не английский инженер, как пишут некоторые историки.

На берегу Каспийского моря, несмотря на высочайшую поддержку, работы на стройке нового порта продвигались вперед крайне медленно.

Непосредственно строительство гавани началось только с 1 апреля 1861 года. Как сообщает в отчете инженер-подполковник Фалькенгаген, именно тогда приступили к сооружению молов.

Акты о завершении работ подписаны 28 октября (10 ноября) 1870 года. А 19 ноября 1870 года, как рассказывают историки, пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии.

 

ПЕТРОВСКИЙ ПОРТ

Новый портовый город на Каспии с окончанием постройки гавани стал важным центром торговли. Очень скоро порт, строившийся первоначально как военно-морская база России на Кавказе, приобрел в основном торговое и транзитное значение.

В 1900 году снова был поднят вопрос о расширении Петровского порта – объемы грузооборота росли. Возрастало его значение в регионе как крупного торгового порта на Каспийском море. Проектом предусматривалось удлинение Южного мола на 430 метров и строительство нового Северного мола длиной 1000 метров. Но проект не был реализован. Причина – отсутствие средств в казне.

В 1915 году в городе построили нефтеперегонный завод. В Петровске начали перерабатывать грозненскую нефть, потом ее через морской порт отгружали в районы Поволжья. С каждым годом увеличивался грузооборот. Встал вопрос о необходимости строительства параллельно существующему нового Северного мола на 3 причала. Петровский порт стал центром экономики Дагестана и южными морскими воротами России.

 

«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»

В годы гражданской войны англичане превратили Петровский порт в свою главную военно-морскую базу для блокады советской Астрахани. Отсюда шло снабжение деньгами, военным снаряжением и техникой уральского белоказачества, гурьевских белогвардейцев и терских казачьих отрядов. В складах Северного мола англичане устроили мастерскую по ремонту военных кораблей и авиационной техники. На внешней бровке мола построили специальный спуск на воду для прошедших ремонт гидросамолетов. Вся территория порта была обнесена колючей проволокой.

В апреле 1920 года части Красной Армии и дагестанские отряды красных партизан освободили Порт-Петровск. Перед новыми властями встала ответственная задача – обеспечить бесперебойную работу порта. Его территория была в развалинах, из семи грузовых складов четыре были уничтожены, в бухте затоплены суда, плавали мины. Но, несмотря на тяжелые условия, портовики в первую послевоенную навигацию переработали 313 тысяч тонн груза, в том числе нефти и нефтепродуктов более 200 тысяч тонн. В 1923 году Управление порта своими силами организовало ремонт Северного мола, по нему проложило нефтепровод, заканчивающийся тремя нефтеналивными баками. К концу 1924 года Петровский порт уже являлся портом 3-го разряда с приписанными к нему пунктами Дербентом и фортом Урицким.

В советские годы Махачкалинский морской торговый порт начал быстро развиваться. Доля порта в общем объеме регионального товарооборота увеличивалась с каждым годом. «Махачкалинским» порт начал именоваться с 25 января 1929 года. Тогда постановлением ЦИКа СНК Порт-Петровск был переименован в порт Махачкала.

 

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

В годы Великой Отечественной войны порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа. Порт был первым на Каспии, через который перегружалась значительная часть продовольствия.

Коллектив порта внес достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских агрессоров в годы Великой Отечественной войны. Только в 1945 году в порту было обработано свыше 3 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены правительственными наградами.

 

ГОДЫ СОЗИДАНИЯ

В послевоенный период расширяется производственная деятельность Махачкалинского торгового порта, налаживается стабильное морское транспортное сообщение с прикаспийскими городами Астрахань, Красноводск, Гурьев и другими Порт в те годы успешно выполнял пятилетние планы. В 1960 году перевыполнил обязательства по досрочному выполнению плана по нефтеперевалке, по увеличению переработки грузов комплексной механизацией, по сокращению времени обработки нефтеналивных судов, по внедрению рационализаторских предложений и экономии электроэнергии.

 С 1 января 1987 года порт переведен на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Отказ от административно-хозяйственных методов управления стал одной из главных задач, решение которой было связано с развитием экономики. К середине 80-х годов Махачкалинский торговый порт – один из самых высокомеханизированных на Каспии.

 

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

В конце 90-х совместным решением Правительства Республики Дагестан и Министерства транспорта Российской Федерации принята программа реконструкции Махачкалинского морского торгового порта. Главная цель – укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии

Но в 2010 году Махачкалинский морской торговый порт неожиданно оказался на краю банкротства. Суда проданы, краны заложены. Предприятие, как позже выяснилось, имело задолженность по зарплате, налогам и кредитам. Общая сумма долга доходила до 2 млрд рублей. Объем грузооборота порта упал до минимума.

 Федеральное агентство морского и речного транспорта приняло решение о смене руководства предприятия. В порт пришли новые менеджеры. Нашей команде удалось вывести предприятие из тяжелейшего кризиса, погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Более чем в два раза выросла среднемесячная зарплата портовиков. Погашены задолженности по кредитам и займам более чем на 300 млн рублей, проведена реструктуризация части долгов, оставшихся от прежнего руководства. Сохранили костяк коллектива (здесь трудятся свыше 500 человек), восстановлены связи с партнерами, растут объемы грузоперевозок. Несмотря на определенные трудности, вызванные европейскими санкциями, предприятие завершает последние годы с прибылями.

Новый импульс развитию порта, как рассчитывает коллектив предприятия, даст предстоящая приватизация. Полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов солидарен с портовиками. Во время своего визита в порт он заявил, что при приватизации порта приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта.

Махачкалинский морской торговый порт держит курс на развитие. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

На ул.Ярагского в Махачкале инвентаризировали объекты предпринимательства

– Да мы не против, озеленяйте, – представительница одной из фирм доброжелательно улыбается участникам рейда. Глагол «озеленять» в этот...

«Сделано в России»: В Пекине пройдет фестиваль-ярмарка продукции из российских регионов

Ярмарка, организованная Российским экспортным центром (РЭЦ, Группа ВЭБ) при поддержке правительств России и Китая, продлится три дня - с...

Искусственный интеллект в новой версии Smart Fraud Detection 4.3: создание новых правил и моделей борьбы с фродом с помощью нейросетей

«Фаззи Лоджик Лабс» и «Ростелеком» выпустили актуальное обновление флагманского продукта Smart Fraud Detection 4.3. Это интеллектуальная система противодействия мошенничеству...

Генпрокуратура и Банк России запустили информационную кампанию по кибербезопасности «Клади трубку»

Генеральная прокуратура и Банк России запустили информационную кампанию по кибербезопасности «Клади трубку». 👮‍♂ Противодействовать мошенничеству — это общая задача! Вместе...
spot_imgspot_img

Махачкала на волне спорта

Масштабный праздник собрал чемпионов и любителей ЗОЖ На городском пляже столицы прошел масштабный фестиваль спорта «Здоровое Отечество - Спортивная Махачкала»,...

Исмаил Гаджибеков вновь на вершине

Исмаил Гаджибеков завоевал четвертую в карьере золотую медаль Чемпионата России по тяжелой атлетике. Дагестанский спортсмен преуспел на соревнованиях в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам