Конкурс — всегда игра. А если это конкурс музыкальный, то это игра в буквальном смысле этого слова.
Играть перед публикой всегда волнительно и ответственно. А когда представляешь страну, даже такая спокойная девочка, как махачкалинка Карина Ильясова, скажет:
— Я боюсь республику подвести .
Не подвела! Вернулась из Киева с международного фестиваля — конкурса детского и юношеского творчества «Метелица» с дипломом первой степени. Всего через месяц после своего десятилетия рискнула ученица музыкальной школы
№5 состязаться с лучшими. Впрочем, решилась на этот смелый шаг ее педагог Ольга Михайловна Сыпало. Преподаватель, реально оценивающий возможности каждого своего ученика, узнав от своих дочерей-музыкантов о предстоящих в 2007 году конкурсах, выбрала самый престижный.
Кроме Ольги Михайловны, в этой зарубежной поездке Карину сопровождала мама Людмила Евгеньевна. Знакомая не только по фильмам ситуация — юная пианистка готовится к выходу на сцену, рядом две женщины. И по степени их напряжения не определить, кто мама, а кто учитель. А начавшая выступать еще в шесть лет Карина потом, после выступления, выдаст свое волнение вздохом:
— Сыграла. Какое облегчение…
— Волнение как у тебя внешне проявляется? Теряешься?
— Нет. Стараюсь собраться.
Будто с последним аккордом слетает с плеч чугунная пелерина. Начиная с первого выступления четыре года назад в Каспийске на региональном фестивале, это ощущение становится все ощутимее и загадочнее. Состояние победителя испытывает характер. Слава и общение с известными людьми и смущает, и вдохновляет. В юбилейный для музыкальной школы год после конкурса ансамблей в педуниверситете Карина играла с оркестром под руководством Станислава Хржановского. В прошлом году выступала на первом республиканском конкурсе «Таланты нового века», а во втором будет участвовать уже как дипломант международного конкурса.
— Мы собираемся участвовать и в новом проекте известной дагестанской пианистки Зарифы Абдулаевой. — Ольга Михайловна с каждым днем убеждается в своей прозорливости в отношении таланта ученицы.
Нашла, что искала, в детском саду недалеко от музыкальной школы. Обнаружить в пятилетней девочке склонность к музыке — это было несложно. Но увидеть характер, ведущий к победе, удается только настоящему учителю.
— Ты будешь первым музыкантом в нашем роду,- сказал тогда папа. Героическая гибель отца, полковника Арзулума Ильясова ускорила взросление юной пианистки. Внутренние размышления об ответственности вслух выражаются скупо.
Столько испытаний прошли вместе Карина и Ольга Михайловна, настоящий союз педагога с учеником. Другой преподаватель не смог бы так раскрыть ученика. Она бежит из лицея сюда, а у Ольги Михайловны термос с чаем готов, — кем больше гордится заместитель директора музыкальной школы по учебной части Асият Ахмедовна Гаджиева, сразу и не определишь,- по телефону слушает, как Карина играет дома.
Среди рук, которые ведут девочку по ступенькам к совершенству, и бабушкины. Это она провожает и встречает Карину. Это ей десятилетняя пианистка сочиняет «Экспромты» и подбирает на слух популярную музыку вроде «Бумера». Правда, Аэлита Васильевна Рембовская считает музыку лишь хобби и надеется, что в будущем у внучки будет «серьезная профессия».
— А чем не серьезна моя профессия ? — у Ольги Михайловны Сыпало проявляется мировоззренческое противостояние в борьбе за талантливого музыканта.
Понимание музыки разного плана и способность жить ею — это знак свыше. Чувствуется и рука, и душа: играет ли Карина «К Элизе», «Сонату Фа мажор» Бетховена или «Лирическую пьесу № 7» Готфрида Гасанова. Именно эти три произведения и были представлены на международном конкурсе «Метелица», открывшем имя юной дагестанской пианистки музыкальному миру.