Пока они продвигались по Южному Дагестану с боями, наступила осень – монголы не смогли пробиться через перевалы Кокма-Дага, которых защищали объединенные войска Шамхала, вольных обществ Даргинии, Андаляла, Аварии. Монголы вынуждены были зимовать в Юждаге, а весною 1240 г. подошли к столице шамхальства Казикумух. События эти известны, но конкретных фактов мало, те, что есть, противоречивы. Вот именно тогда монголы утвердили в Казикумухе династию шамхалов – чингисидов, которых спустя 25 лет ликвидировал Абумуслим-Гази-Каландар; восстановил в шамхальстве правление династии шамхалов-хашимитов. Но это события последующего периода исторического процесса.
Что же происходило в 13-м столетии на Северном Кавказе и Руси?
Там есть на что обратить внимание исследователям – тем, кто занимается проблемами государственности и религиозных проблем государств – и великих, и малых. Все познается в сравнении, ничего другого диалектика как таковая не предлагает.
Начнем с империи Чингисхана, а потом перейдем к России (вернее – Московской Руси), гражданами которой мы являемся и будем являться в обозримом будущем.
Монголия имеет давние традиции государственности. Классовое общество и государственность впервые в Центральной Азии сложились на территории Монголии (у так называемых хунну еще в 3-м веке до н.э.) – называлось оно державой хуннов на пространствах от Великой китайской стены на юге до Байкала на севере. Потом государство Сянби, Жужанский каганат, Тюркский каганат, Уйгурское ханство, Киданская империя Ляо (9 – 12-е века н.э.). В 1125 г. последнего киданского императора захватили чжурчжены (жители Приамурья, овладевшие Северным Китаем). Империя хунну распалась, между феодалами (нойонами) в Монголии началась борьба за власть; часть территории вошла в состав нового государства – чжурчженской империи Цэинь, образовавшейся на территории Монголии, Манчжурии и Северного Китая, но между нойонами войны не прекращались.
Темучин родился в 1162 г. в семье одного из самых влиятельных и сильных нойонов Есугэйбатора, дед которого был в свое время ханом. Есугэй погиб в междоусобной борьбе в 1166г. Нукеры и войско Есугэя покинули Темучина и его мать, улус Есугэя распался, наследие отца – фамильные земли и стада – было разграблено, малолетний Темучин остался ни с чем, но в этих сложных жизненных ситуациях ему удалось выжить. В скором времени он вступит в длительную борьбу, сложную и беспощадную борьбу за возвращение отцовского наследия. Воссоздал отцовский улус и набрал надежное собственное войско, добился восстановления титула хана. На курултае, состоявшемся в 1206 г., монгольские нойоны провозгласили Темучина Чингисханом (великим ханом).
Чингисхан пришел к власти в сложной тогда для Монголии международной и внутренней ситуации: с востока усилилась агрессия со стороны чжурчженей, с юга – те же чжурчжени, овладевшие Северным Китаем, а с запада – мусульманские правители Азии. Военно-административная система Чингисхана была создана для отражения прежде всего этих агрессий. Это уже потом она превратилась в страшную силу, претендующую на мировое господство.
К 1240 году был завоеван Северный Китай, захвачены Хорезмское государство, Русь, Иран. После этого наступила некоторая военная передышка, и среди победителей начался раскол. Сам Чингисхан и его дети умерли, а внуки, управляющие улусами в разных концах империи, приезжают в столицу Каракорум лишь изредка и то для того, чтобы избрать нового кагана и обсудить дальнейшую военную политику империи, а к родственникам – владетелям других улусов относятся как к соперникам в борьбе за верховную власть в Каракоруме. В 1241 г. умер Угэдэй, на трон Каракорума претендентов в разных семьях Чингисова дома оказалось много, они никак не могли договориться между собой 5 лет, наконец курултай состоялся в 1246 г., на котором избрали верховным ханом сына Угэдэя, Гуюка – злейшего врага Батыя.
Положение Батыя и русских княжеств стало резко ухудшаться.
Новоявленный каган в Каракоруме в своем послании Батыю потребовал от него, чтобы он подготовил свой улус к предстоящему новому походу на Запад, обвинил Батыя, что он в свое время не выполнил завет деда Чингисхана «дойти до моря франков», и что он, Гуюк, вознамерен осуществить этот завет. Батый уклонился от прямого ответа, стал тянуть время, надеясь получить поддержку от правителей княжеств Руси.
Тут мы должны вернуться к событиям, о которых умалчивает историография России. Еще в 1242 году Батый приглашал к себе в Сарай князя Ярослава на тайные переговоры. Батый предложил князю Ярославу, который по традиции считался великим князем Руси (управлял Киевом и Новгородом), союз со взаимными обязательствами: Батый гарантирует самоуправление княжеств Руси и невмешательство в религиозную жизнь их жителей, а Ярослав должен собирать дань (налоги) с княжеств Руси и доставлять ее в Орду, а не в Каракорум. Подробности неизвестны, но, видимо, договоренность такая была достигнута. Ярослав тогда задумался о долговременном союзе с победителями и возможности как-то откупиться от новых набегов и нашествий завоевателей; тем более что веротерпимость допускала полное равенство религий и проповедь православия не только на Руси, но и во всей многонациональной империи.
В этой связи возникает вопрос: что заставило Батыя пойти на такие (приемлемые) соглашения с великим князем Руси Ярославом и его сыном Александром Невским, который прославился к тому времени своими победами над шведами на Неве в 1240 г. и рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 г., совпавших по времени как раз с монгольскими завоеваниями в Европе? Были на то у Батыя основания, он придерживался тех же взглядов на проблему взаимоотношений завоевателей и завоеванных стран, что и его отец Джучи, управлявший в свое время этим же западным улусом. Джучи первым из окружения Чингисхана осознал, что одними завоеваниями, грабежами, истреблением покоренных народов создать государство невозможно, необходимо как-то найти общий язык и налаживать отношения взаимотерпимости, сосуществования с учетом взаимных интересов народов многонационального сообщества. Попытка отца закончилась его гибелью. Чингисхан обвинил старшего сына в претензиях на власть и в государственной измене. Джучи был замучен на допросах и погиб. Согласно «Сокровенному сказанию» монголов, девизом Чингисхана было: «Кто поднимает руку на природного хана, того следует казнить». Но в 1242 году сын Джучи, внук Чингисхана – Батый, не видя другого варианта действий, предложил великому князю Руси Ярославу союз – не равноправный, но все же союз со взаимными обязательствами – приемлемый для Руси и ее князя. Союз этот оправдал себя полностью, более того, именно с него началось собирание княжеств, на которые распалась в свое время Киевская Русь, в единое централизованное государство и возвышение Московской Руси.
В 1246 году произошли два события: одно – трагическое, другое – благоприятное для Руси.
В 1246 году великого князя Руси Ярослава вызвали в Каракорум (обратим внимание, не в Золотую Орду, а в столицу Монгольской империи) на избрание нового верховного хана империи, а собирались избрать одного из внуков Чингисхана – Гуюка, того самого, о котором говорилось выше. Его избрали, но были и противники, оспаривающие его права на трон первого лица в империи, эту партию возглавил Батый – внук Чингисхана от старшего сына Джучи. События эти описаны в разных источниках разными авторами, в том числе европейскими: к примеру, присутствовавший в ставке, где происходил курултай, францисканский монах Плано Карпини, посланный туда Папой Римским Иннокентием, записал немало ценных наблюдений. Он застал в ставке курултая князя Руси Ярослава (отца Александра Невского), двух сыновей царя Грузии, послов аббасидского халифа Мустасима, китайских вельмож, султанов мусульманских государств и др., прибывших в Каракорум по этому случаю… Князь Ярослав был отравлен по доносу своего же боярина и умер там. Батый не признал Гуюка в качестве кагана и отказался давать присягу на верность. Отношения между новоизбранным каганом и Батыем продолжали обостряться. После возвращения из Каракорума Батый сам (без санкции верховной власти кагана!) назначил Александра Невского, которому исполнилось 26 лет, князем Киевским и Новгородским, а его младшему брату дал стольный град Владимир. Это был демонстративный шаг Батыя, он стал игнорировать указания из Каракорума. В скором времени развитие событий стало приобретать характер начала гражданской войны. Каган Гуюк объявил общую мобилизацию. В 1248 году две монгольские армии, возглавляемые Гуюком и Батыем, двинулись навстречу друг другу. Но вдруг неожиданно погибает Гуюк, кто-то из сторонников Батыя убрал чингисова внука от третьего его сына ради сохранения единства Монгольской империи. В 1251 году в Каракоруме собирается очередной курултай. Сторонники Батыя одержат победу: его друг Менгу станет каганом, а сам Батый будет провозглашен старшиной в роде Чингисидов и тем самым гарантирован от вмешательства Каракорума в дела самоуправления и политики улуса Джучи, который в скором времени станет Золотоордынским государством.
Важное значение для Руси имели принятые на курултае решения по военным вопросам. Огромная профессиональная армия требовала боевого применения – какому из трех направлений: Западная Европа, Ближний Восток, Юговосточная Азия – отдать предпочтение? В отношении Азии договорились, но по другим направлениям возникли разногласия. Батый был против вмешательства чужих войск в жизнь своего улуса, куда входила и Русь (а восточная граница улуса Джучи еще со времен Чингисхана проходила по реке Иртыш). Поэтому в скором времени «монголоименные» армии из Азии двинутся через Среднюю Азию и Иран на Ближний Восток громить мусульманские государства. Командовать ими будет полководец Хулагу, брат кагана Менгу, а начальником штаба станет христианин – несторианин Кит-Бука – талантливый дипломат, знающий языки Востока, способный договориваться с христианами Сирии и Малой Азии, искать пути сближения с франками – крестоносцами, оказавшимися там после известных крестовых походов на Ближний Восток.
После захвата Ирана Хулагу начал покорение Ирака, в 1258 году захватил Багдад и убил последнего халифа вместе с родственниками. Аббасидский халифат был распущен, собранные в казне халифата огромные богатства достались победителю. Для их хранения Хулагу-хан приказал воздвигнуть на острове в Урмийском озере неприступную крепость, выбрал в качестве своей резиденции город Тариз в северо-западном Иране и начал создавать собственный эмират – будущее Хулагидское государство с претензиями на Закавказье и земли к северу до границ Золотой Орды. Как видим, Хулагу-хан не собирался возвращаться в Монголию, поэтому создал собственное государство – независимое. Точно так же поступит и новый правитель Золотой Орды (грозного Батыя уже не было в живых), родной брат Батыя, мусульманин Берке – давний враг Хулагу, и эти двое скоро начнут кровавую усобицу – бесконечные войны за обладание Кавказом и, прежде всего, Дагестаном. Войны эти продолжались многие годы и имели разрушительные последствия для Дагестана, особенно для плоскостных районов… Вот от каких бедствий избавил Русь хан Батый, имевший решающее слово на курултае 1251 года в Каракоруме, тогда еще столице Монгольской империи, не пропустив войска Хулагу-хана через территорию своего улуса.
Тут мы должны вернуться к судьбе того самого начальника штаба Хулагу-хана монгольского «дипломата» Кит-Бука (христианина). Так вот, «франки» Ближнего Востока не приняли его «предложение» об объединении сил против мусульман Передней Азии, наоборот, поддержали египетского правителя Бейбарса, прибывшего на помощь единоверцам (степняка тоже, с непонятной судьбой – то ли бывшего заложника из знатного тюркского племени, то ли молодого в свое время гуляма, служившего у аббасидских халифов, но есть и другие версии судьбы этой выдающейся личности). Не встречавшие нигде серьезного сопротивления «монголы» с востока впервые столкнулись с серьезной военной силой, никто из противников не мог преодолеть другого, и вот тут «дипломат» Кит-Бука послал парламентеров с вопросом: мы стоим друг друга, но как нам быть далее? Ответ Бейбарса был кратким: решить вопрос в личном поединке! Поединок такой состоялся: Кит-Бука погиб, и на этом закончилась «дипломатия монголов» на Ближнем Востоке, хотя были «малоазийские государства сельджуков», на которых они могли бы ориентироваться. Вот почему Хулагу-хан так скоро забыл завет деда «дойти до моря франков» и занялся поспешно благополучием собственной персоны и потомков, создавая государство Хулагидов (Ильханов). На этом можно было бы оставить вопрос хулагидских и золотоордынских внуков Чингисхана, если бы не одно обстоятельство – события 1318 г. в Дагестане. Так кто же был монгольский полководец Каутаршах, который командовал войсками, напавшими на Кази-кумух «с восточной стороны», а войска вилайата Авар и Хайдака – с «западной стороны»? Кто вмешался в гражданскую войну, продолжавшуюся в Дагестане на протяжении 24 лет, – золотоордынцы или хулагиды? Именно в 1318 году приняли ритуальную смерть 70 воинов в одной из мечетей Казикумуха. Город был разрушен, значительная часть населения истреблена, династия Шамхалов пострадала, но она сохранилась, семьи из шамхальского рода были вывезены к тому времени из Лакии и находились далеко от мест событий – в Южном Дагестане. По поводу дальнейшей судьбы этих людей некий совет улемов Дагестана распространил специальную религиозную фетву (текст которой сохранился) с грозным наставлением к жителям Нагорного и Южного Дагестана обратить внимание на этих несчастных и помочь им чем можно в сложившейся ситуации, быть может, они поэтому и выжили.