Конечно, лифт все знают как удобное и практичное транспортное пассажирское средство передвижения по вертикали.
Так уж сложилась судьба, что мне лично не приходилось
жить в домах, оснащенных лифтами. Однако в ситуации, связанные с этим транспортом, приходилось попадать, и в весьма серьезные… Но это, как говорится, другой вопрос, скорее,
из разряда мемуарных — типа едем мы в лифте, и свет вдруг
гаснет…
Так что же сегодня происходит в лифтовом хозяйстве нашего любимого города, тем более, что жалоб и претензий на
его работу в редакцию практически не поступало, в отличие
от других предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
И сегодня мой собеседник — начальник муниципального
унитарного предприятия “Махачкала — лифт” Б.Я.ЯХЪЯЕВ.
— Баганд Яхъяевич, как вы
сегодня можете охарактеризовать состояние лифтового
хозяйства города?
— Начну с того, что сегодня наше предприятие обслуживает шестьсот шестьдесят
лифтов, то есть почти все, что есть в городе. Только за один
день в этом “вертикальном”
пассажирском транспорте перевозится до семидесяти тысяч человек. А это весьма высокий показатель в среднем
по России.
А ведь срок эксплуатации каждого лифта — двадцать пять лет, таких у нас более двадцати пяти процентов, причем этот транспорт считается транспортом повышенной опасности.
— Серьезнейший вопрос. И как же вы выходите из подобной ситуации?
— Пока лишь за счет наших высококвалифицированных специалистов, которые у нас работают, несмотря на все сложности экономической обстановки, мы способны произвести ремонт в необходимые сроки в несколько раз больше, чем положено по нормативам. А что делать? Как оставить людей без столь необходимого средства передвижения?
Жильцы, как правило, считают, что необходимой заменой изношенных лифтов мы и должны заниматься. Но это не под силу ни нашему предприятию, ни самим жителям. Назову такие цифры: один простейший новый лифт стоит порядка шестисот тысяч рублей плюс демонтаж старого, перевозка и монтаж нового, итого — не менее миллиона рублей.
У нас нет возможности приобретать новые лифты, а население платит только за эксплуатацию, да и эта оплата на сегодня составляет шестьдесят — семьдесят процентов в месяц.
Из этой "суммы" мы должны платить налоги, зарплату, приобретать запасные части и т.д.
— Но, как известно, в конце прошлого года решением Администрации города вы «отошли» от МУП "ГЕРЦ" и обязаны самостоятельно заниматься сбором платежей за уже предоставленные услуги. То есть это самоокупаемость предприятия (прежде называлась хозрасчетом), или иначе?
Вопрос на эту же тему: проще стало или, наоборот, прибавилось проблем?
— Да, это самоокупаемость предприятия, и мы полностью зависим от поступления платежей.
Но чтобы решить вопросы обновления и надежности лифтового хозяйства города, крайне необходима государственная финансовая поддержка.
Пока подобных решений, по крайней мере на 2007 год, нет. А это опять же новые сложности в эксплуатации и поддержке лифтового хозяйства в рабочем состоянии.
Повторю, что лишь благодаря хорошим, добросовестным специалистам аварийность у нас "нулевая", нет каких-либо инцидентов. Случаются вынужденные простои, но лишь из-за отсутствия электроэнергии.
Например, допустимый процент простоя лифтов от общего количества по ГОСТу в месяц до трех процентов. У нас — менее 0,5 процента.
Напомню, что у нас круглосуточно работает хорошо оснащенная аварийная служба. Телефон: 69-31-14.
А сам вариант самоокупаемости, уверен, гораздо лучше и проще для подобных предприятий. Мы теперь можем самостоятельно распоряжаться своими же средствами, распределять их по оперативной необходимости.
— На сегодня созданы десятки товариществ собственников жилья, каковы ваши взаимоотношения с ними?
— Нам, в общем-то, нет разницы кого обслуживать. ТСЖ по договору должны своевременно оплачивать за наши услуги до пятого числа каждого месяца в отдельно открытый у нас абонентный отдел.
По договорным обязательствам лифты от ТСЖ принимаются только в рабочем состоянии по решению "Гостехнадзора" и нашей комиссии. Не буду говорить о перспективах ТСЖ, но пока за наши услуги лишь несколько из них выплатили деньги, да и то частично. А это чревато неприятными для жильцов последствиями.
— Как мы видим, в городе возводится немало высотных жилых домов, но не муниципального подчинения. Однако без лифтов в них людям не обойтись. Этой работой также занимается ваше предприятие?
— В абсолютно подавляющем большинстве именно мы. И опять же только на договорном положении. То есть в нашей компетенции — доставка, монтаж, последующая эксплуатация, качество и надежность.
— А какова у вас техническая база? Достаточно ли этого для нормальной работы вашей службы?
— На сегодня у нас есть собственные ремонтные мастерские, оснащенные токарными, сверлильными станками, сварочными аппаратами. Здесь ремонтируются узлы и детали, подлежащие оперативной замене. И делается это максимум в течение дня.
Более сложное оборудование ремонтируется или изготавливается у наших надежных партнеров. Это Управление «Мослифт», завод «Карачаровский» (Москва), коллеги из Ростова-на-Дону и Краснодара.
В Махачкале хорошо налажен контакт с заводами им.М. Гаджиева, "Авиаагрегат", а также с некоторыми частными предприятиями, которые, например, занимаются перемоткой электродвигателей.
Чего недостаточно, так это автотранспорта. У нас всего две "технички" — развалюхи. Хотя бы получить еще две новые.
— Помнится, у вас и со связью были немалые проблемы.
— Городских номеров телефонов всего три на все управление, а этого также крайне мало. Есть радиосвязь со всеми тремя участками, но она старая и ненадежная.
Помогает наличие у начальников участков, мастеров, других инженерно-технических сотрудников сотовых мобильников. Так, производственные разговоры обязательно оплачиваются предприятием.
— Скажите, а самих специалистов у вас достаточно?
— Штат качественно и по численности укомплектован. Ощущается нехватка электромехаников по лифтам. А здесь необходимы люди с энергетическим образованием не ниже колледжа. Для их переподготовки мы имеем собственную базу обучения, учеба проводится за четыре месяца. Надежность обеспечения работой, а также вполне приличную для нашего города заработную плату гарантируем.
— А лифтеры? Нередко среди этого персонала встречаются старики да старушки весьма преклонного возраста, толку от которых…
— Прошли времена, когда лифтеры относились к ЖЭУ. Уже пять лет как лифтеры входят в штат нашего предприятия, подбираются в соответствии с требованиями по образованию, возрасту и здоровью. Они ежегодно проходят специальную аттестацию по профессии.
Случайных людей сегодня нет в лифтовом хозяйстве.
— Все еще немало жалоб от населения, врачей "Скорой помощи", работников аварийных служб ЖКХ и др. на то, что лифты отключаются в 23 часа? Что вы скажете по этому поводу?
— Есть подобное постановление Администрации г.Махачкалы 1996 года. Считаю его оправданным. И дело не в экономии электроэнергии, как обычно люди считают. Подобный режим работы лифтов выбран оптимально в сфере защиты самих людей от хулиганства, варварства и воровства на самих системах, которые, к сожалению, и сейчас имеют место. К тому же нельзя не сказать сегодня и о возможных случаях терроризма. И сам факт определенного режима работы лифта должен несколько дисциплинировать самих людей.
Не успел, значит, опоздал. А глубокая ночь, согласитесь, вовсе не для прогулок…
— Лично я солидарен с вами, спасибо за беседу.