Аварийность на дорогах является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу безопасности на государственном уровне. Ни для кого не секрет, что по дорожно-транспортным происшествиям статистика неутешительна. Ситуация с аварийностью на дорогах столицы остается сложной. Выступить на нашей странице с обсуждением этой проблемы мы попросили командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкале Юсупа СУЛЕЙМАНОВА.
– По сравнению с прошлым годом, наблюдается значительное увеличение показателей аварийности. С начала года на территории Махачкалы зарегистрировано 216 ДТП, в которых 26 человек погибли и 245 получили травмы (за аналогичный период прошлого года эти цифры составляют соответственно182-26-209). За последний год количество транспорта в Махачкале значительно возросло. Как следствие, это обстоятельство прибавило проблем в обеспечении безопасности дорожного движения.
Основными причинами ДТП с тяжкими последствиями являются превышение скорости, выезд на полосу встречного движения и управление автотранспортом в состоянии опьянения. К сожалению, появилось и такое явление, как сознательное невыполнение участниками дорожного движения правил безопасности. Нарочито наглое, с риском для жизни, своей и чужой, поведение на дороге новой поросли участников движения становится нормой жизни.
Как ни странно, одним из факторов, сопутствующих автоавариям, являются неудовлетворительные дорожные условия. Несмотря на проведенные строительство новых дорог и модернизацию старой дорожной сети, наши улицы способствуют совершению ДТП. Вместе с тем остается проблема отсутствия уличного освещения. Это одна из основных причин ДТП в темное время суток.
Особую озабоченность вызывают наезды на пешеходов, с места совершения которых водители скрываются. Пытаясь уйти от ответственности, они оставляют пострадавших в беспомощном состоянии и уезжают. . Бывают случаи, когда пострадавших пешеходов, окажи им помощь, можно было еще спасти. В этом году остались неустановленными 8 из 20 таких водителей-преступников. По их вине погибло три пешехода и пять стали инвалидами. Так, 26 января примерно в 20:10 напротив дома 81 по проспекту Гамидова до сих пор неустановленный водитель, управляя автомашиной, предположительно ВАЗ-2107 белого цвета, сбил переходившую проезжую часть дороги 22-летнюю девушку, которая от полученных травм скончалась в больнице. Поздно ночью 30 апреля на проспекте и. Шамиля напротив Развлекательного комплекса «Сити» неизвестный водитель на автомашине ВАЗ-2109 красного цвета сбил переходившего проезжую часть дороги горожанина, который от полученных телесных повреждений также скончался в РОТЦ. 5 июля также ночью в районе АЗС «Согратль», расположенной по проспекту Акушинского, автомашиной «Мерседес-600» был сбит пешеход, который от полученных телесных повреждений скончался в РКБ. В связи с этим милиция обращается с просьбой ко всем, кто имеет какую-либо информацию по данным происшествиям, позвонить по телефонам 68-05-85, 99-66-30 или 02. Анонимность и вознаграждение гарантируются.
Борьбу с нарушителями Правил дорожного движения сотрудниками Госавтоинспекции пришлось значительно ужесточить. За первое полугодие сего года нашим подразделением было выявлено 42400 нарушений правил дорожного движения (за АППГ 39800), за управление машиной в нетрезвом состоянии задержано 824 водителя (за АППГ 625), за выезд на полосу встречного движения 4597 (за АППГ 3606), за превышение скорости движения – 5791 (за АППГ 2699). В суд направлено 2935 административных материалов на лишение прав управления.
Между тем было бы несправедливо считать, что все ДТП происходят только по вине водителей. Поведение пешеходов на дорогах также оставляет желать лучшего. Помимо проведенных в три этапа операций «Пешеход», личным составом отдельного батальона ДПС ежедневно проводится профилактическая работа с пешеходами, в результате которой за первое полугодие 2007 года к административной ответственности были привлечены 2094 пешехода (за АППГ 721).
Особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Известно, какую работу проводят сотрудники ОБ ДПС в школах и дошкольных учреждениях города. Проведены смотры-конкурсы «Безопасные дороги – Детям», «Законы дорог» и первый этап Всероссийской операции «Внимание – Дети!», проводятся беседы с учителями и воспитателями по вопросам организации учебного процесса по знанию Правил дорожного движения и лекции-занятия с детьми. Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, оградить детей от беды на дорогах крайне тяжело.
При детальном анализе выясняется, что столь неутешительная ситуация сложилась вовсе не из-за недоработок инспекторов ДПС. Сегодня мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дорогах. Это касается всех участников движения: и водителей, и пешеходов. Не только я, но и другие сотрудники ГИБДД полагаем, что исправить ситуацию одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов вряд ли удастся. Несомненно, в сложившихся условиях наибольшую актуальность приобретает пропагандистская, информационная работа. Речь идет о воспитании внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей. В обществе должно быть, например, жесткое неприятие хамства на дорогах, лихачества, вождения автомобиля в алкогольном и наркотическом опьянении. В этой связи необходима долгосрочная программа по воспитанию участников дорожного движения.