ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА СВЯТО И НЕПРИКОСНОВЕННО

Окончание. Начало в №38

На примере многих народов мира, в том числе и северокавказских народов, депортированных в Сибирь и Среднюю Азию, он пришел к выводу о том, что «любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной, этнической системе воспитания». Это – истина, ее нельзя забывать никогда.
Испокон веков на этнокультуре горских народов формировались личности гуманистической ориентации, люди, ставящие честь, человеческое достоинство, долг перед родиной, верность в дружбе, справедливость, доброе имя выше всего, даже жизни.
Безосновательное упразднение курса «Подготовка юношей и девушек к жизни», изучаемого в 10-11-х классах, сокращение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» до 2-х недельных часов вместо прежних 5 часов, снижение доли национально-регионального компонента образования до 10-15% вместо установленных 25% – это ли не волюнтаризм и неуважение к национальной культуре?
Формирование личности в нашем обществе должно происходить под интегрированным, гармонически организованным воздействием национальной, общероссийской, общечеловеческой культур, утверждается в руководящих документах, научных концепциях, относящихся к системе образования.
Те жалких два часа, «великодушно» оставленные господином министром в учебном плане на долю этнокультуры, потребностей предмета совершенно не удовлетворяют. Этого не может не знать и тот, чья рука немилосердно урезает, сводит предмет на нет. Но зато эти два часа позволяют министру смело отрапортовать в вышестоящие инстанции, что в школах Дагестана изучению этнокультуры уделяется огромное внимание, как это он делает в своих выступлениях и интервью.
Выдающийся писатель-гуманист Ч.Айтматов в одном из своих публицистических выступлений, касаясь значения языка и духовной культуры в исторической судьбе народа, сказал, что каждый народ хочет быть не только сытым, но и вечным. А общеизвестная историческая истина заключается в том, что народ жив, пока живы его язык и традиции. А долговечность языка и традиций народа прямо зависит от того, как семья и школа формируют у подрастающих поколений духовную потребность в них. Юноши и девушки, выходящие в самостоятельную жизнь, овладев духовно-нравственным наследием народов, благородными традициями уважения к старшим, почитания родителей, защиты чести, достоинства, жизни женщины, поддержания высокого престижа джамаата (общества), верности Родине и родному очагу, добрососедства, куначества, гостеприимства не только между отдельными людьми, но и народами, трудовой взаимопомощи, поддержки человека, оказавшегося в беде, и другими моральными установлениями народа, никогда не ступят на скользкие, кривые тропы аморальной жизни: наркомании, алкоголизма, половой распущенности, враждебности к представителям других наций и конфессий. Традиционное воспитание прочно, как гранитная скала.
В обращениях ЮНЕСКО к правительствам государств подчеркивается, что стратегия возрождения культур включает в себя:
– признание роли родного языка;
– признание власти самого народа;
– образование учителей на родных языках;
– развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами;
– признание ценностей культуры в процессе образования. Российская Федерация – член этой международной организации, принимающий активное участие в разработке всех ее документов. Все приведенное выше, относящееся к национальной культуре, обязательно для России, а значит, и для Дагестана.
Очевидно, что учебный план, разработанный министром Гасановым и его командой, полностью игнорирует приведенные выше критерии. Разработан он келейно, в узком кругу высоких должностных лиц, но не специалистов по этнокультуре. Между тем в вузах, научных учреждениях и школах республики работают ученые-педагоги, от советов и рекомендаций которых учебный план намного выиграл бы, повысились бы его социально-педагогическая значимость и соответствие принципам Закона РФ «Об образовании».
Такими компетентными экспертами по рассматриваемому вопросу могли бы быть доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации З.Гасанов, чьи фундаментальные труды получили высокое признание у научно-педагогической общественности страны, Ш.А.Мирзоев, один из авторов концепции этнокультурного воспитания и учебно-методической литературы по инновационным предметам, ученые-исследователи различных актуальных проблем этнопедагогики А.М.Магомедов, З.М.Магомедова, З.Я.Якубов, педагоги-практики Ч.М. Меджидова, А.П.Хорошевская,М.К. Шамхалов и др. Своеволие в решении судьбы этнокультурных дисциплин ни во что не ставит большой многолетний творческий труд ученых-разработчиков предметов, угодивших «под нож» Министерства. На основе долгосрочной экспериментальной работы мною разработаны два учебника, 4 программы, 4 методических пособия для учителей; 6 научно-методических работ, ориентированных на помощь учителю, не изданы. В условиях, когда общество ожидает от школы резкого повышения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся, исключение из воспитательного процесса этнокультурного фактора крайне негативно, ущербно отражается на формировании личности. Прежде чем взяться за сомнительные волюнтаристские эксперименты, сокращения, упразднения, вытеснения из дагестанской школы этнокультуры народов республики экспериментаторам следовало бы узнать мнение на этот счет самих учащихся, для которых созданы эти предметы, их учителей и родителей.
При введении этих предметов было проведено анкетирование всех трех групп заинтересованных лиц, и они единодушно одобрили нововведение. Интересно знать, как смотрит на бесцеремонное вмешательство в свою духовную культуру, игнорирование ее неприкосновенности многонациональный дагестанский народ – полноправный наследник и обладатель всех нематериальных ценностей, святынь, завещанных ему предками.
Разрушение преемственных духовных связей между поколениями народа, противодействие передаче новым поколениям традиционной культуры народа, независимо от того, предпринимаются ли эти ущербные для будущего народа действия сознательно или по невежеству, должны получить надлежащую оценку и решительно быть пресечены. На наш взгляд, преподавание этнокультурных предметов в дагестанской школе должно быть поднято на ту высоту, которая соответствует их социальной значимости, роли в формировании будущего народа – подрастающих его поколений.
Считаем необходимым осуществление следующих реальных действий, направленных на обеспечение высокого статуса изучения народной духовной культуры учащимися:
1. Пересмотр рассматриваемого учебного плана в сторону увеличения учебного времени, требуемого для приобщения учащихся к этнокультурным ценностям.
2. Ввести изучение этнокультуры, начиная со старшего дошкольного возраста, а в школе – с 1-го по 11-й класс включительно.
3. Считать совершенно необоснованным упразднение курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» в 10-11-х классах со ссылкой на профильное образование. Такое «обоснование» является выдуманным и шатким с социально-педагогической позиции, ибо в овладении нравственно-этической зрелостью, подготовленностью к трудовой, семейной и общественной жизни нуждаются все без исключения старшеклассники.
4. До конца 2007 года провести научно-практическую конференцию, посвященную состоянию преподавания этнокультурных предметов в дагестанской национальной школе и путям его коренного совершенствования в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» и указаниями Президента страны о государственной поддержке традиционной народной культуры
5. Ввести изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 1-2-х классах по учебнику «Мудрые адаты народа», разработанному с учетом особенностей развития младшего школьного возраста по фольклорной методике.
6. Обеспечить издание научно-методических трудов, разработанных учеными НИИ педагогики в помощь учителям этнокультурных предметов.
7. Организовать разработку и издание хрестоматий по этнокультуре, занимательных материалов о народных традициях для учащихся всех возрастов.
8. Практиковать проведение школьных олимпиад по этнокультурным предметам.
9. Ввести выпускной экзамен по этнокультурным предметам в 11-м классе с внесением итоговой отметки в документ об окончании школы.
10. Организовать республиканский центр по защите, развитию этнокультуры народов Дагестана с низовыми организациями в районах и городах республики.
11. Издать сборник избранных докладов молодых исследователей на республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее».
12. Организовать и проводить альтернативные курсы подготовки учителей этнокультурных предметов на базе экспериментальной площадки Ленинкентской гимназии.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам