Как — то зимой в маршрутке я нечаянно высказала свои мысли вслух, когда увидела, как оголилась часть спины у выходящей девушки. «Совсем не думают эти молодые о своем здоровье в погоне за модой!», — сказала я пожилой женщине, сидевшей рядом. На что тут же от парня напротив получила, как говорят, по зубам: « Что вам надо, старые сплетницы?!» Тогда я ответила, что мне — ничего, а вот той девочке когда — нибудь придется стать женой такого же молодого человека, как он, а затем и матерью. И дай Бог, чтобы при этом все было благополучно. Я совсем забыла про тот случай. Но этим летом я посещала очередные курсы повышения квалификации по теории и методике преподавания математики в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров. Проходя по коридору, мы с подругой обратили внимание на табличку «Кафедра валеологии». В мозгу сразу промелькнуло: это как — то связано с биологией, но как — ни я, ни она не знали. Курсы оказались на редкость насыщенными и плодотворными (об этом я еще скажу). И вот, представьте, напоследок перед нами, усталыми и переполненными математическими знаниями, появляется очередной преподаватель, явно не математик. Естественная реакция аудитории: «Ну зачем это надо!». Но, как выяснилось впоследствии, такая лекция нужна всем: и математикам, и филологам, и историкам, а главное — нашим детям. Ведь валеология — это наука о форматировании, сохранении и укреплении здоровья человека. Затаив дыхание, я слушала два часа, не замечая времени, настолько необычным и нужным как по форме, так и по содержанию было все, о чем рассказывал Сейфула Мусаевич. Действительно, кого мы, учителя, будем обучать своим наукам, если в России и в Дагестане огромное количество больных детей? Причиной тому на 30% служит ухудшение экологии, на 7% — недостатки в медицинском обслуживании, на 20% наследственный фактор. Итого, человеку остается упорно бороться самому за оставшиеся 43% здоровья.
Вот почему так важно, чтобы и родители, и дети вели здоровый образ жизни, и сами не вредили себе в угоду амбициям, каким-то вредным привычкам, наконец, моде. У Сейфулы Мусаевича свой необычный подход к вопросу о борьбе с наркотиками и ко многим другим злободневным темам, что, безусловно, заслуживает внимания и пропаганды в среде подрастающего поколения. Цитата из лекции: «Мир состоит из двух начал: свет и тьма, огонь и вода,…, мужчина и женщина. Женщина — главный природный носитель…» Вот тогда и всплыл в моей памяти эпизод в маршрутке. Какого ребенка и как сможет родить девушка, которая сама будет больна. Обидно, почему она сейчас не думает об этом. Так, давайте поможем ей, а заодно и Правительству России по реализации национального проекта «Здоровье». Да, в нашей школе дети изучают много нужных и полезных дисциплин. Мы, взрослые, хотим, чтобы они выросли разносторонне развитыми, но еще и, безусловно, здоровыми.
Недавно в школьных программах появился новый предмет ОБЖ (охрана безопасности жизнедеятельности человека). Но его изучение нацеливает ребенка на определенное поведение в экстремальных ситуациях. А как научить наших детей сохранять здоровье в повседневной жизни? Вот эта, я считаю, задача из задач! Но она вполне разрешима. Надо только Министерству просвещения обязательно найти в программах общеобразовательных школ место «слову» таких учителей, как Сейфула Мусаевич.
Что же касается непосредственно математики, то хочется выразить сердечную признательность всем преподавателям, которые терпеливо, щедро и от всей души делились с нами своими знаниями. Большое спасибо Мирзоеву Султану Мамаевичу — методисту кафедры математики за прекрасную и продуманную организацию. Особо хочу поблагодарить Эфендиева Эльмира Исаевича, Загирова Назима Шихейбековича, Умаханова Айвара Ярахмедовича, Степанову Валентину Евгеньевну и Юзбекову Мафи. От них мы получили массу полезной информации, касающейся процедуры проведения, содержания и оценки Единого государственного экзамена по математике. Лично я как предметник узнала ответы на все неразрешимые до этого времени вопросы.