К своему 150-летнему юбилею наш город с каждым днем усиленными темпами преображается и хорошеет. Но самое грандиозное и значительное для юбилея сделано еще раньше, в прошлые годы. Память о людях, живших и, как мы, любивших и развивавших город, людях, которых уже нет, осталась только в надписях на кладбищенских памятниках, наверное, на самом старом из сохранившихся кладбищ, так называемом «русском кладбище» Махачкалы. Я не оговорился, написав «так называемом», ибо по сути это интернациональное кладбище, принявшее на вечный покой останки павших в ВОВ, «афганцев», Героев Советского Союза и России, почетных граждан и др.
Земля, как вода и воздух, дается всем и принимает всех, без различия возраста, национальности и вероисповедания. По надписям на памятниках можно воссоздать «справочник» видных деятелей города: главы церкви, городского главы, уездного секретаря и других представителей интеллигенции. Возможно, со временем появится историк, подобный Булачу Гаджиеву, способный оживить исторические личности. Судя по эпитафиям, кладбище «заселилось» более 150 лет тому назад.
Шли годы, менялись жители и городские власти, но за все 150 лет кладбище не имело такой ограды, какая сделана усилиями Саида Джапаровича Амирова. Только за это одно благородное дело, направленное на сохранение памяти предков, С.Д.Амиров заслужил признание. На кладбище подведена вода, чтобы посетители могли набрать воду, полить цветы на могилах, совершить при выходе омовение.
Все сделано для блага родственников и друзей, приходящих навестить могилы своих близких, отдать дань уважения и памяти. Вот только сами живые (не все, конечно) по-разному воспринимают эти блага. Приходя проведать, ставят у могилы букеты цветов, при следующем посещении сердобольные родственники берут увядшие цветы (это уже мусор) и со «своей» могилы бросают на соседнюю, под чужую ограду, в лучшем случае где-то недалеко, чтобы не утруждать себя. Вот так кладбище с красивой внешней оградой внутри местами обрастает мусорными свалками, к которым «ни подойти, ни подъехать».
Ограда могилы моей тещи — свежевыкрашена, ухожена, но набросали мусор до уровня верха ограды, а рядом стоящий трехметровый памятник какому-то знатному горожанину засыпан почти доверху.
Издали, глядя на кладбище, видно, что это зеленый оазис, так необходимый для нашего города: здесь много хвойных деревьев (туя), есть и лиственные, растут кусты сирени, цветы. Все создает обстановку умиротворения и покоя. Это хорошо — вечный покой, но вот в жару кто-то поджигает сухую траву и мусор на свалке, огонь переходит на деревья, а это угроза не только зелени, но и надгробиям.
Естественно, небольшому штату кладбищенских рабочих не под силу разгребать мусорные завалы. В первую очередь, нужно выносить «свой мусор» и не на соседние могилы и «свалки», а оставлять у главных ворот, откуда его вывозит спецмашина.
Как необходимо сознательное отношение живых к памяти не только своих усопших родственников, но и лежащих в соседних могилах.