О ДУХОВНОЙ ЖАЖДЕ В ПУСТЫНЕ ЖИЗНИ

Египетский журнал «Аль-Муслим» в шестом номере за 1900 год напечатал статью Али Махфуза под заголовком «Мнение шейха Мухаммеда Абду о суфизме». В этой статье речь идет о взглядах на мусульманский мистицизм известного религиозного авторитета и общественного деятеля, главного муфтия (официального лидера мусульманской общины) Египта и председателя Административного совета старейшего и крупнейшего исламского университета «Аль-Азхар» в Каире Мухаммеда Абду. Автор статьи приводит следующее его высказывание:

«Некоторым историкам, исследовавшим историю Ислама, стало непонятно, в частности, то, что в него привнесено из области нововведений и традиций, испортивших его красоту. Причина, приведшая мусульман к такому невежеству, заключается в том, что они посчитали, будто суфизм сыграл одну из главных ролей в распространении невежества в их религии и отходе от истинного единобожия, в котором кроются залог спасения и действительность поступков, однако они ошибались…

Суфизм появился в первый век ислама и играл огромную роль в его становлении. Целью суфизма в то время было воспитание нравов, облагораживание душ, превращение исламских принципов в его сущность и постепенное ознакомление с мудростями и тайнами предписаний. Ученые-законоведы того времени, будучи блюстителями внешних форм шариата, отрицали знание ими тайн религии и обвиняли суфиев в неверии и заблуждении. Так как правительство было на стороне этих ученых, весьма в них нуждалось, суфии были вынуждены скрывать свое учение, вводить отличительные термины и символы, отказываясь принимать в свой круг кого-либо без определенных условий и долгих испытаний, они говорили, что тому, кто хочет быть с ними, в первую очередь необходимо стать учеником, затем муридом, после саликом, а затем он либо дойдет, либо не дойдет. Таким образом они испытывали ученика и наблюдали за его воспитанием в течение долгого времени, чтобы выяснить насколько истинна его решимость, а также удостовериться в том, что он не преследует цели разоблачения их тайн. А удостоверившись в его искренности, они вели его по пути шаг за шагом».

Такая большая цитата приводится здесь в виду важности мнения этого авторитетнейшего ученого-теолога, которого одни оппоненты обвиняли в излишней приверженности суфизму, а другие – в покровительстве ваххабизму. Абу аль-Маудиди в разделе о суфизме своей книги «Основы ислама» пишет:

«Наука фикха (право, юриспруденция) связана только с внешними поступками человека и требует исполнения предписаний в должной форме. Эта наука не касается состояний сердец. Суфизм же – наука, которая касается состояний сердец и изучает их. Фикх определяет, чтобы ты должным образом совершил омовение перед молитвой, исполнил молитву, обратившись в сторону Заповедной Мечети (Каабы – М.И.), выполнил все части молитвы и прочел в ней все то, что тебе предписано прочесть. Если ты выполнил все это, то в соответствии с этой наукой твоя молитва действительна.

Суфизм рассматривает, в каком состоянии находилось твое сердце во время выполнения молитвы. Было ли оно обращено к Своему Господу или нет? В какой степени эта молитва очистила твою душу? При достижении этих вещей, что является истинной целью и назначением предписаний молитвы, она считается совершенной с точки зрения суфизма.

…Воистину суфизм – это выражение любви к Аллаху и Его Посланнику, поглощенность этим, растворение в их Пути».

Теперь послушаем одного из самых авторитетных западных исследователей суфизма ХХ века Джона Спенсера Тирмингема. Он в своей книге «Суфийские ордены в исламе» пишет:

«Слово «суфий» я определяю очень широко, прилагая его ко всем, кто верит в возможность непосредственного приобщения к Богу и готов ради этого приложить всяческие усилия, дабы достичь того особого состояния, при котором такое приобщение станет реальным.

…Суфизм объемлет все мусульманские учения, цель которых – дать человеку возможность прямого общения с Богом, приближения к Истине (хакика – еще один специфический суфийский термин), использующий интуицию и эмоциональные способности, дремлющие и не раскрытые обычно до той поры, пока их не приведут в действие тренировкой под руководством наставника. Конечная цель подобной тренировки, которая считается «прохождением Пути (сулук ат-тарик), – сбросить завесу, скрывающую твое «я» от истины, и, таким образом, трансформироваться или погрузиться в нераздельное единство личности и истины.

…На практике суфизм – это, прежде всего, созерцательный и эмоциональный мистицизм. На самом деле этот путь, путь очищения. Суфийское учение и практика распространились по всему мусульманскому миру благодаря развитию различных путей мистического познания, которые внедрялись орденами и как религиозное движение приняли разнообразные формы».

Чтобы не утруждать читателя, не буду далее цитировать компетентных авторов, поскольку, как кажется, достаточно сопоставить приведенные выше высказывания, чтобы иметь определенное представление о предмете нашего исследования и разработки.

Если привести к общему знаменателю многочисленные суждения различных авторов о суфизме и сопоставить их с положениями Корана и сунны, то в целом можно прийти к следующим выводам:

Пророческая деятельность Мухаммеда, тексты Корана и сунны, а затем и некоторые труды ученых-богословов, созданные на их основе, побудили людей с мистическим умоустройством искать в них, и прежде всего в завораживающих и загадочных коранических словах сокрытые элементы, составляющие таинства бытия. Понимание основ этого таинства открыло бы Путь в Запредельный мир к постижению Божественной Истины, освещаемой несотворенным Источником света вечности.

При этом суфии исходят из ряда концептуальных положений мистического учения, в числе которых следующие:

некоторые коранические тексты имеют прямой смысл, некоторые – аллегорический, и другие – прямой и аллегорический одновременно, о чем говорил сам Пророк.
Приведенные в Коране повествования об определенных событиях, притчи, предания и сказания следует понимать как буквально и в отдельности, так и иносказательно и взаимосвязанно, из чего вытекают удивительные выводы, очевидные не для всех.

Кораническая литерология и нумерология непосредственно связаны с текстуальным смыслом и в совокупности образуют сложнейшую информационную систему, которую будет изучать не одно поколение поклонников знания.

Поиски Божественной Истины не начинаются с какой-либо даты в истории или места в пространстве, в этом отношении Искатель не имеет начала Пути, как, впрочем, не определен и его конец.

В процессе этих поисков путники разошлись по различным путям. Этих путей, называемых в суфизме «тарикатами», несколько десятков, двенадцать из которых считаются материнскими.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале стартовал религиозный форум “Мир нашему дому”

12 сентября в столице Дагестана стартовал религиозный форум «Мир нашему дому», в рамках которого на центральной площади города проходит...

В Махачкале организована прокурорская проверка с связи с перебоями в электроснабжении

Прокуратура республики начала проверку из-за перебоев с электроснабжением в столице Дагестана. По предварительной информации, сегодня, 12 сентября, на подстанции...

Кайтагскому району – 95 лет!

12 сентября в столице Дагестана проходят торжественные мероприятия, приуроченные к 95-летию со дня образования Кайтагского района. От имени администрации...

Руководитель УФНС России по Республике Дагестан Айдар Байрамов провел урок налоговой грамотности

Сегодня руководитель УФНС России по Республике Дагестан Айдар Байрамов провел урок налоговой грамотности для учащихся шестого класса МБОУ «Лицей № 39...
spot_imgspot_img

Торгово-офисное здание в Махачкале признали самовольным

Суд признал самовольным строением двухэтажное торгово-офисное здание в Махачкале, которое было возведено в отсутствие разрешительной документации и без учёта...

Мэр Махачкалы поздравил Сергея Меликова с Днем рождения

Мэр города Махачкалы Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное ко Дню рождения Главы Республики Дагестан...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам