Рэп, хип-хоп, r`n`b – эти западные музыкальные течения с легкой руки российских шоуменов стремительно укрепили свои позиции на отечественной эстраде, причем повсеместно. Дагестанские продюсеры, уловив спрос народных масс, создали «местную» альтернативу западным r’ n’bишникам и рэпперам, предложив слушателю музыкальную продукцию в виде незатейливых мотивов с аналогичным подбором текстов. Раскрученные ими в сжатые сроки «звезды» и группы уже пожинают плоды популярности: имя работает на исполнителя, независимо от качества композиции, не говоря уже о вокале и хореографии «звездного» певца (что зачастую подменяется хождением по сцене с ритмичным размахиванием рук).
Велик соблазн пройти многотрудный путь, сделав лишь несколько шагов к заветной цели, но «он ведет к популярности, а не к признанию», – считает Эмиль Курбанов – художественный руководитель молодежной группы «VIVID». Участники творческого коллектива – Зарифа, Рисалат и Кямран – на сцене сравнительно недавно, но уже запомнились публике яркими, оригинальными выступлениями на «Партия – Party 2 и 3», «Виват, студент», Дне города, мероприятиях общереспубликанского и городского значения. Ведь не случайно название группы с английского переводится как «яркий, живой».
– Сегодня r’n’b на пике популярности. Вы заведомо избрали беспроигрышный вариант?
Зарифа: – Не совсем так. Мы видим себя в разных стилях, поэтому не относимся однозначно ни к одному из них. Музыку, с которой мы выходим к публике, можно характеризовать как синтез восточных, джазовых, попсовых мелодий.
Рисалат: – Идти по проторенной дороге – значит быть посредственным. Тогда мы попросту перестанем быть «VIVID»: займем ряды тех, кто штурмует сцену количеством, а не качеством песен.
Эмиль Мусаевич: – Творчество определяет непрекращающийся поиск. Наш союз вдохновлен любовью к истинному музыкальному искусству, поэтому мы стремимся уйти от тотальной безвкусицы, исподволь навязываемой массовому зрителю звездами российского и местного значения. Желая занять собственную нишу, мы привлекаем к сотрудничеству профессиональных композиторов и поэтов, которые помогут создать неповторимый репертуар группы «VIVID».
– Дагестанская эстрада пестрит исполнителями разного уровня и направлений. Не боитесь, что «VIVID» растворится в бурном песенном потоке?
Эмиль Мусаевич: – Исполнителей, действительно, много, а по сути профессионалов – раз-два, и обчелся. Знаете, когда всемирно известного Ж.Ж.Кусто спросили, что он ценит в людях превыше всего, тот, не задумываясь, ответил: «Компетентность». Так вот, современные мегазвезды, как правило, – бывшие работники разных сфер деятельности, далеких от музыкальной жизни и искусства в целом. Многие поют под «фанеру», что является имитацией пения, и ни для кого не секрет, что компьютерная обработка голоса творит чудеса.
В противовес таким звездам мы создаем профессиональную группу, которая будет добиваться признания не только у широкой аудитории слушателей, но и у настоящих музыкантов – профессионалов. Не скрою, это тяжелый, но единственно верный путь к успеху.
– Но, согласитесь, сегодня массовый зритель слушает все, что ему предлагает отечественный шоу-бизнес.
Эмиль Мусаевич: – Сказывается отсутствие музыкального вкуса. Настоящий артист не должен идти на поводу у толпы, напротив, должен вести за собой слушателя. Это происходит в том случае, если ему есть что сказать, а точнее, спеть и представить публике.
Популярность – явление преходящее, и сегодняшние звезды через несколько лет уйдут в тираж: им на смену придут такие же «скороспелки». А талантам, как известно, надо помогать.
– Возвращаясь к теме собственного стиля: как он интерпретируется VIVID?
Эмиль Мусаевич: – Джазовая музыка, этнокультура, поп-культура, r’n’b – единство многообразия контрастных музыкальных течений позволит «VIVID» выйти на качественно иной уровень – оригинальный, но не вычурный.
Мы ориентируемся на признанных профессионалов – группу «Песняры», в творчестве которой гармонично сочетались фольклор, джаз, рок и классика – эти рудименты национального разнообразия дали блестящий всплеск эстрадного искусства.
В этом плане нам глубоко импонирует творчество современного певца Адиля Уцумиева, сочетающего в себе высокий профессионализм и неподражаемое обаяние. Нам чужды визуальные эффекты, которые приводят к утрате искренности. Искусство рождается в творческом процессе, а мы стремимся к постоянному развитию, поиску новых форм и их качественной интерпретации. «VIVID» – своего рода протест антитворчеству, автоматизированному, конвейерному способу создания музыки и певцов, коммерциализации искусства в целом.
Забегая вперед, хочу сказать, что мы планируем концертную программу в лучших традициях эстрадного жанра: не просто группа «VIVID» вышла на сцену и спела, но вовлекла зрителя в цельное театрализованное представление, где каждое действие сопряжено с идеей постановки. Мы стремимся избежать «отчетной» системы подачи музыкального материала: театрализованное представление предполагает собственную композицию, заданную общей концепцией музыки. Иными словами, мы и сами должны знать, что хотим сказать зрителю своей сольной программой.
– Каким будет ваш первый шаг на профессиональном поприще?
Эмиль Мусаевич: – «VIVID» заявит себя в сочинском конкурсе «Союз талантов России». Он пройдет в марте следующего года, поэтому сейчас мы тщательно готовимся к выступлению. Уже записали две песни на болгарском языке – кстати, ребята учили тексты песен не в произвольном порядке, а с участием преподавателя ДГУ по болгарскому языку Натальи Илиевны Стояновой. «VIVID» будет оценивать компетентное жюри, в числе которого композиторы А.Журбин, Р.Ибрагимов, балетмейстер В.Михайлов, эксперт международного класса В.Вашкуров, и мы рассчитываем на серьезный результат.
– Желаю творческих успехов.