РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

Продолжение.
Начало в предыдущем номере
——

– Наблюдение за каждым шагом – при хождении следует смотреть на собственные ноги, чтобы не отвлекаться на окружающее и добиться максимальной концентрации внимания в одном центре.

– Путешествие «с собственной территорией, землей», то есть суфий обязан представить, что он, «оставаясь на земле, путешествует от человека (себя) к ангелу».

– Наслаждение одиночеством среди людей – занимаясь мирскими делами, суфий постоянно размышляет о Боге. Это то, что по-персидски называется «халват дар анджуман» – в своей келье среди общества.

– Запоминание финала жизни – суфий не может забывать, чем кончается любая жизнь на Земле.

– Отстранение от окружающих реалий – следует постоянно поминать Бога, обращаться к Нему с мольбами и молитвами, произносить сакральные формулы.
– Наблюдение за мыслями – необходимо тщательно оберегать свой разум от проникновения негативных помыслов.

– Собирание собственной личности – суфий всегда должен быть в полном одиночестве, где бы он ни находился и кто бы его ни окружал. При этом он беспрерывно созерцает Всевышнего Создателя.

Абдул Халик аль-Гиджувани был автором ряда трактатов по богословию и суфизму, четыре из которых сохранились до наших дней.

Преемником Гиджувани являлся Ариф Ривгари, родившийся в Ривгаре, недалеко от Бухары и умерший в 1316 году.

За Ривгари в силсиле следуют Фахнава, Рамитани, Самаси, и наконец Кулал Сохари, который унаследовал Баха эд-Дину Накшбанду, имя, а точнее псевдоним которого закрепилось за данным тарикатом.

Как передают источники, Баха эд-Дин родился в селении Касри, расположенном недалеко от Бухары в 1318 году в семье таджика – ремесленника, который был ткачем и чеканщиком. Отсюда происходит его псевдоним Накшбанд (художник), чему суфии придают аллегорический смысл. Они считают, что шейх «рисует» сакральные формулы, означающие Высшую Истину на духовной субстанции мурида, и чеканит их на его сердце.

Хотя тарикат Накшбандийя идейно обосновал аль-Гиджувани, название получил от Баха эд-Дина, а корнями через Харкани и Бистами уходит в глубь веков, по традиции его основателем считается Абу Юсуф ал-Хамадани.

Шихаб эд-дин Накшбанд соединил в одном тарикате теоретические постулаты, выработанные очень популярным в тюркской среде Центральной Азии шейхом Ахмедом ал-Йасави (умер в 1166 году) с наследием Гиджувани и, упорядочив получившуюся практику, ввел дополнительно следующие три суфийских правила:
– Соблюдение временной паузы – суфий регулярно контролирует на что и как тратится отпущенное ему время.

– Соблюдение числовой паузы – мурид, ставший на суфийский Путь и принявший на себя вирд (обязательство), должен помнить произносятся ли сакральные формулы столько раз, сколько необходимо для выполнения вирда согласно требованиям тариката.

– Соблюдение сердечной паузы – суфий мысленно представляет свое сердце с запечатленном на нем арабским вензелем «Аллах».

Требуя от многочисленных учеников неукоснительно соблюдать исламские предписания согласно шариату, Накшбанд в то время не воспринимал популизм в религии. Он считал, что такие традиционные обряды и обычаи, как многодневные посты, показное нищенство и бродяжничество, публичные коллективные радения с музыкой, пением и танцами отвлекают мистика от искреннего и чистого богослужения.

Баха эд-Дин полагал, что так называемая «силсила ал-барака» (цепь благодати), согласно которой святость от основателя братства передается к ее действующему руководителю, с канонической точки зрения не обоснована, поскольку благодать может передаваться любому мистику Самим Богом непосредственно.

Отсюда вытекает отрицание необходимости мысленного видения муридом шейха (ратибат) при медитации (мушахада), чему в то время придавалось большое значение. Кстати, мушахада в некоторых звеньях Накшбандийя продолжает практиковаться.

Баха эд-Дин Бухари отдавал предпочтение тихому зикру (хафи) перед громким зикром (джахр). Современные его последователи в различных муридских братствах практикуют оба вида зикра, причем принято считать, что пред проведением коллективного громкого зикра необходимо удостовериться не создаст ли такое мероприятие какой-либо прблемы для себя или для других.

Наименование «Накшбандийя» утвердилось за тарикатом в конце XIV – в начале XV века, хотя процесс его идентификации в качестве самостоятельного и полноценного мистического ордена еще продолжался в течение нескольких десятилетий.

Накшбандийские структуры появились на разных континентах по всему мусульманскому миру, на базе этой мистической школы возникли несколько самостоятельных суфийских формирований.

После смерти Баха эд-Дина его преемником стал один из ближайших послушников и помощников покойного шейха, получивший известность в качестве его халифы, (заместителя), благочестивый и ученый мистик Ала эд-Дин Аттар (умер в 1400 году). Слово «аттар» означает «фармацевт», «аптекарь», «химик», что, в частности, указывает на профессиональную деятельность Ала эд-Дина. Действительно, его отец содержал небольшую аптечно-фармацевтическую фирму, которая досталась в наследство помощнику Накшбанда.

Аттар занимался, помимо прочего, и алхимией, которая пользовалась большой популярностью среди мистиков. Это занятие давало возможность не только «химичить» в прямом смысле, используя разнообразные вещества, в результате чего появлялись лекарства и препараты с невиданными свойствами, но и в переносном смысле, создавая посредством мистических вмешательств в личность человека новые, более совершенные духовные качества.

Под загадочным термином «красный лев» мистики-алхимики подразумевали не столько получение на основе свинца, олова, серы, ртути и других веществ и металлов высокопробного чистого золота, сколько воспитание на базе обычных человеческих качеств высоконравственной чистой личности.

Новый и своеобразный импульс тарикат Накшбандийя получил под руководством Убайдуллаха Ахрара (1404-1490), который, опираясь на своих многочисленных муридов, стал фактическим правителем обширного региона Центральной Азии. Он выдвинул не совсем характерный для религиозного ордена лозунг: «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью».

Этим постулатом умело оперировал другой выдающийся подвижник Накшбандийя Ходжа Бакибиллах (1563-1624), который развернул бурную деятельность ордена в Индии, начав с создания в Дели Ханаки – обители, которая служила базовой штаб-квартирой для многочисленных приверженцев тариката, проживавших на различных прилегающих землях.

Последователь и ученик Бакибиллаха, получивший от него ижазу в 1598 году, Ахмад Сирхинди (1564-1624) по прозванию «Муджадиди алфи Сани» (обновитель второго тысячелетия) стал вести активную наставническую деятельность и духовную практику, в результате чего образовалось относительно самостоятельное ответвление ордена под названием «Накшбандийя-Муджадидийя». На его основе возникли различные ордены, распространенные в ряде мусульманских стран. Отсюда, в частности, произошло братство «Халидийя», названное в честь известного ученого-мистика Халида аль-Багдади (1776-1827).
В Иране общины Накшбандийя появились в XV веке, шиитские группы этого ордена действуют там и в настоящее время.

В Турции данный тарикат наряду с орденами Бекташийя и Маулавийя получил довольно широкое распространение и влияние. В конце XIX века в одном только Стамбуле действовали 52 текке-обители Накшбандийя. Опасаясь чрезмерного влияния этого ордена на общество, турецкие власти в 1925 году запретили функционирование его структур. В 50-х годах ХХ века этот запрет перестал действовать, и тарикат, несмотря на настороженное отношение правящих кругов, возобновил свою деятельность.

В XVIII веке тарикат Накшбандийя начал распространяться на Северном Кавказе. В этом регионе получило дальнейшее развитие его центрально-азиатская ветвь, проникшая сюда через Северный Азербайджан и Южный Дагестан.

—–
Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Предстоящим летом в махачкалинском аэропорту ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов

В аэропорту столицы Дагестана летом текущего года ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов. Как рассказал глава Министерства по туризму РД...

Первая группа призывников из Махачкалы отправилась на армейскую службу

13 апреля на сборном пункте военного комиссариата столицы Дагестана на службу в армию проводили первую группу призывников. Об этом...

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако...

«Я знаю, кто тебя убил» – премьера триллера с Александром Яценко и Юлией Снигирь состоится 1 мая на Wink.ru

Трехлетняя девочка похищена в московском цирке, кто и за что мстит родителям ребенка? Премьера восьмисерийного психологического триллера «Я знаю,...
spot_imgspot_img

Сегодня в Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

В Махачкале для детей из Белгорода организовали экскурсию

14 апреля Управлением образования города Махачкала была организована экскурсия по экспозициям в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история»...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам