Российская прокуратура свое летоисчисление ведет с 12 января 1722 года, когда император Петр I подписал Указ об учреждении должности генерал-прокурора. В этом Указе было сказано «Сей чин яко око наше и стряпчий в делах государственных». Эти слова великого реформатора исключительно верно характеризовали предназначение прокуратуры, которое ей отводил Петр I 285 лет тому назад.
27 апреля 1722 г. последовал Указ «О должности генерал-прокурора», которым была определена основная функция прокурора на первоначальном этапе ее основания. Она состояла в надзоре за деятельностью тех учреждений при которых она состояла. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор — за деятельностью Синода.
За законностью деятельности коллегий надзирали прокуроры соответствующих коллегий. Правовые средства прокурорского реагирования состояли, главным образом, во внесении протеста на незаконные акты:
напоминание о необходимости выполнения должностными лицами законов, своих служебных обязанностей, а также представление донесений о бездеятельности и беззаконии поднадзорных лиц. Генерал-прокурор был вправе предлагать Сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным правом, то есть обладал полномочиями в сфере правотворчества.
Сам генерал-прокурор подчинялся только императору. Нижестоящие прокуроры осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей.
Прокуроры обладали полномочиями опротестования незаконных решений государственных органов, должностных лиц и судебных актов. Учрежденная Петром I прокуратура представляла собой следующую систему:
генерал-прокурор Правительственного Сената, подотчетный непосредственно главе государства — царю, представляющий собой высшую инстанцию;
помощники генерального прокурора и обер-прокуроры, состоящие при Сенате;
прокуроры коллегий и надзорных судов в губерниях.
Царский Указ о должности генерального прокурора содержал важнейший принцип независимости прокуратуры, который гласил: «Генерал и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего», то есть непосредственного царского — лично императору.
Прокуратура, являясь высшей формой государственного контроля в сфере надзора за исполнением законов, была призвана поддерживать существующий правопорядок, способствовать его укреплению в условиях кардинальных преобразований, осуществляемых царем-реформатором.
Важным обстоятельством, способствовавшим авторитету и значению прокуратуры, явилось и то, что на должность первого генерал-прокурора России был назначен умный, сообразительный и обаятельный граф из семьи бедного литовского органиста — Ягужинский Павел Иванович. Он был очень начитан, знал несколько иностранных языков, в 18 лет лично Петром I зачислен в Преображенский полк и к 27 годам получил звание камер-юнкера, а затем капитана гвардии. По поручению императора успешно вел важные дипломатические переговоры с русскими и датскими монархами.
Представляя Сенату Ягужинского П.И. на должность генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду видеть все». Ягужинский П.И. в начале своей карьеры служил денщиком Петра I, был гвардейским офицером и выполнял ответственные поручения царя, часто сопровождал его в заграничных поездках.
Многие современники считали, что генерал-прокурор Ягужинский П.И. по своей силе и значению являлся вторым лицом после царя в государстве. В этой должности он пребывал 14 лет, с 1722 по 1736 гг.
После смерти Петра I судьба прокуратуры складывалась непросто. Роль прокуратуры в государстве порой умалялась и даже сводилась на нет. В отдельные годы должность прокурора оставалась вообще не занятой, и прокуратура фактически бездействовала или даже упразднялась. Так было, например, в годы правления Екатерины I. И, наоборот, когда российская государственность находилась на подъеме, когда совершенствовалось законодательство, ограничивался произвол магнатов и чиновников, для прокуратуры наступали лучшие времена.
В годы правления Екатерины II происходило не только возвышение Генерал-прокурора над другими должностными лицами, но и была сформирована иерархическая стройная система прокуратуры как государственного полномочного надзорного органа. Это выражалось, в частности в том, что должность генерал-прокурора стали занимать представители самых знатных родов, что, кстати, обусловливало их абсолютную независимость.
Важным этапом в развитии прокурорской системы явилась губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в Законе «Учреждения в губерниях» 1775 г., в соответствии с которыми при судах были учреждены прокурорские должности.
Новый этап в развитии прокурорской системы и расширение полномочий прокуратуры наступили в связи с утверждением императором Александром II 29 сентября 1862 г. «Основных положений преобразования судебной власти в России», которым была осуществлена реорганизация прокурорских органов. Данный акт предусматривал учреждение при каждом суде прокурора, а при необходимости и его товарищей (помощников), которые утверждались министром юстиции (он же генерал-прокурор).
На протяжении нескольких лет после революции 1917 года российское социалистическое государство обходилось без прокуратуры. И только в 1922 г. по инициативе В.И. Ленина 26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре, которое стало правовой основой создания советской прокуратуры в составе Народного Комиссариата юстиции. Согласно этому Положению Народный Комиссариат юстиции являлся одновременно и прокурором республики. Вместе с тем в составе Народного Комиссариата юстиции был образован Отдел прокуратуры.
Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов. При Прокуроре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспекторы и консультанты.
Конституция СССР 1936 г. возлагала на Прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР (ст. 113).
Распад СССР привел к упразднению Прокуратуры СССР и образованию единой системы органов Прокуратуры Российской Федерации. Его отправным моментом является принятие 17 января 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который в обновленной редакции 1995 г. действует в настоящее время.
В систему органов прокуратуры Российской Федерации входят: прокуратуры субъектов Российской Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.
Современная Российская Прокуратура организована и осуществляет свою деятельность на основе принципов: законности, независимости, единства и централизации, а также гласности и внепартийности.
Прокурорский надзор — это деятельность специально уполномоченных государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и принятия мер к выявлению, предупреждению нарушений и восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий прокурора и правовых средств их осуществления.
Составной частью Генеральной прокуратуры Российской Федерации является Прокуратура Республики Дагестан , которую в настоящее время возглавляет Государственный советник юстиции 3-го класса Ткачев И.В.
Прокуратура Республики Дагестан включает в свой состав: Махачкалинскую межрайонную природоохранительную прокуратуру, Махачкалинскую транспортную прокуратуру, Махачкалинскую прокуратуру по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, военную прокуратуру и свыше 50 районных и городских прокуратур с общим штатом около 500 единиц.
Таким образом, Прокуратура — это единая централизованная независимая система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.