В День города 14 октября по инициативе Департамента по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, Администрации г.Махачкалы, муниципальных образований районов и городов РД в сквере около здания Республиканского культурного центра был открыт «Городок умельцев». Здесь в нескольких установленных палатках были представлены наиболее известные национальные ремесла республики. В течение шести часов с 10-00 до 16-00 горожане и гости столицы могли полюбоваться шедеврами народного искусства Дагестана.
Честно говоря, я ожидал более пышного мероприятия, в результате у меня сложилось впечатление, будто очень многое тут не показано, но и то, что я увидел, в очередной раз меня поразило. Изделия можно было поделить примерно на две части: профессиональные и учебные работы. К профессиональным работам, в первую очередь, относились кубачинские шедевры. Хвалить их нет никакого смысла, так как те, кто их не видел, не поймут, те, кто видел, и так знают, какие они.
Взять, к примеру, металлические кувшины: раньше я думал: «Что можно изготовить в горах, имея в руках молоток, щипцы, резак и некоторые другие инструменты? Наверное, какую-нибудь примитивную посуду не слишком уж правильной формы с вмятинами от ударов молотка, стоящую больших денег лишь из-за того, что изготовлена она из серебра». Когда однажды их удалось увидеть своими глазами, то я сделал для себя открытие — Кубачи. Кажется, будто такое можно изготовить только на заводе, применяя сложную и точную технику. Например, носик кубачинского кувшина выглядит так, будто это застывающий, вытянутый в нить металл. Такая же у него и ручка. Корпус его имеет абсолютно правильную форму. Все это идеально отполировано. На поверхность нанесена очень сложная и замысловатая инкрустация.
На это лучше посмотреть собственными глазами. В палатке, где были представлены кубачинские изделия, находились не только кувшины, но и рюмки, вазы, сабли, кинжалы. Посреди палатки разместилась коробка с сервизом золотого отлива. Он стоил двести тридцать тысяч рублей. Гоцатлинский художественный комбинат представил ассортимент поменьше кубачинского, но впечатление от него было почти такое же. Различие заключалось не в качестве, а в стиле исполнения. Тут меньше инкрустаций и больше полировки, и посуда за счет этого буквально сверкала.
Нечто совсем иное представил Унцукуль. Тут все было из дерева: большие вазы, ступы, ложки, конторки. Достопримечательностью этой палатки была ваза с Гербом Махачкалы, сделанная на заказ. Здешние изделия лично меня впечатлили не так, как кубачинские и гоцатлинские, но их можно лучше использовать на практике (обставить, например, рабочий кабинет, офис). Межгюльская ковровая фабрика (Хивский район) представила несколько ковров. На одних был красный фон, на других — белый. Это ковры повседневного пользования. До шедевров табасаранского ковроткачества им было далеко. Шедевры, как известно, очень дорогие, и их, наверное, побоялись
привезти сюда.
Учебные работы представили в основном студенты ДГПУ, которые изготавливали балхарские игрушки и посуду из глины, ковали мельхиоровые ювелирные украшения, занимались резьбой по дереву и ткали ковер прямо на глазах у людей. Это были студенты художественно-графического факультета.
Как стало известно, на этой выставке заключались договора об изготовлении и поставке представленной продукции. Все эти изделия очень высоко ценятся в мире, и поэтому руководству республики необходимо чаще проводить подобные мероприятия, так как выставки эти являются хорошей рекламой.
Ну а мастерам и умельцам нужно развивать и совершенствовать наследие предков, чтобы наша культура не исчезла, да и материальное положение свое дагестанцы могут улучшить за счет этого, и тогда, я думаю, не придется горцам оставлять родные села и переезжать в города.