ДАГЕСТАНСКАЯ СТОЛИЦА: КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ И ОБРАЗ, ИЛИ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Порт-Петровск — Махачкала — предмет, если так можно выразиться, «культурной любви» всех народов Дагестана, каждого дагестанца, махачкалинца, их обиталище и духовная экосфера. А истинная духовность всегда социальна и созидательна. Судьба, история дагестанской столицы интересовали и интересуют многих ученых, деятелей культуры, писателей и поэтов, художников, режиссеров, архитекторов России, Кавказа и мира…

Помню такой случай: во Дворце спорта Дагестанского пединститута шёл большой юбилейный (60 лет) поэтический вечер Расула Гамзатова. Вдруг сидевший в многолюдном президиуме Олжас Сулейменов предложил: «Пусть они (имелись в виду многочисленные знаменитости Союза) сочно говорят и читают стихи, а мы с тобой и Юлей (жена его друга Роберта Рождественского) поедем и посмотрим на Махачкалу». Так мы оказались на высшей точке склона Тарки-Тау, откуда открываются шири, просторы и пространства, словом, вся панорама нашей столицы. Именно отсюда видны физико-географический облик Махачкалы, ее пространство в целом — бескрайность, неосвоенность, девственность, рубежность (Европа versus Азия), ускоренные темпы расширения, горный и морской характер, — специфический механизм формирования образа города. По сути дела, территория города представляет собой двуединое пространство евразийского культурного ландшафта в том виде и в тех образах, в каких она была воспринята дагестанским и российским культурным истеблишментом.
Культурный ландшафт формировался в виде многослойной континуальности образов, хотя бы частично удовлетворявшей вкусам и запросам обитателей и гостей столицы. Проследить динамику формирования подобных образно-природных картин можно и по художественным текстам, фрагментам произведений многих писателей и поэтов Дагестана, к примеру, книга Вацлава Михальского «Семнадцать левых сапог» (о махачкалинских дачах), Феликса Бахшиева («Море лениво подкатывает к моим ногам волны, словно перелистывает свои страницы, но я ничего не могу в них прочесть. Ничего, кроме дикой и непокорной красоты, буйной любви к свободе и нежной чуткости… А может, именно это и написано на его страницах?»). Даже современный, знаменитый писатель, лауреат всех возможных и невозможных премий совсем молодой Дмитрий Быков в своем «ЖД» (2007) «добрался» до махачкалинских морских песков и жизни столицы. Певцами Махачкалы выступают немало дагестанских композиторов. Шамиль Сунгуров в своей ставшей народной песне «Тарки-Тау» выразил «меланхолическую душу родного города». В 1985 году в Москве была организована выставка работ художников Дагестана «Социалистическая Махачкала». А для меня эта выставка чуть не кончилась отставкой из-за того, что среди художественных произведений оказался портрет управляющего «Дагэнерго» Вагида Муслимова, который в те дни был снят с работы за свою двухкомнатную квартиру в Москве.
Творческие порывы, озарения, неординарные решения приходят при взгляде на город с высот Тарки-Тау. Не только знаменитому на весь мир писателю из Казахстана и супруге не менее знаменитого поэта века, но и Тихону Хренникову, Иосифу Кобзону, Василию Лановому, Николаю Доризо, Геннадию Зюганову, космонавту Игорю Волкову, представителям городов Болгарии, Германии, Кубы, Монголии, Венгрии, Югославии, Никарагуа, Канады, Италии, Франции, Индии, журналистам «Правды», «Известий», «Советской России», «Литературной газеты», «Литературной России», руководителям городов- побратимов Махачкалы: Сочи, Нальчика, Батуми, Грозного, Астрахани, многим соотечественникам из-за рубежа рассказывал я о Тарки-Тау, что культурные ландшафты, их элементы: проспекты и улицы, заводы и институты, фабрики и школы, больницы и детские сады, многоэтажные и одноэтажные, саманные дома, парки и стадионы… развивались как образ Дагестана, дагестанцев. Мы есть то, что мы думаем и делаем. Культурные ландшафты — пространство города — воспринимаются через призму культуры, социокультурных ценностей, знаков и символов. Любая культура занимается размещением и осмыслением занятого ею земного пространства. Жизнь культурного ландшафта — это взаимодействия, столкновения, притяжения различных образов. И наиболее яркими, запоминающимися символами Махачкалы являются море и горы. Естественно, эти природные условия влияют на характер, привычки, поведение махачкалинцев. Культура органически вписывается в природу, обретая поистине природно-климатическую образную кодовость.
Мой рассказ о Махачкале в большинстве случаев начинается так: в 1670 г. немецкий философ Лейбниц предсказал, что будущее России в том, что она превратится в колонию Швеции. Прогноз Лейбница, одного из самых светлых умов своей эпохи, наверное, реализовался бы, если бы на арене русской истории не появился Петр Великий. Появилось «дело Петра», которое и стало делом модернизации России. Оно в определенной мере стало и делом Дагестана. 12 августа 1722 года Петр I с криком «Виват!» бросил у подножия Анджи — Арки большой камень и воскликнул: «Здесь будет город!». И моментально на этом месте образовались груды камней («Петровские горки»). В 1987 году, когда впервые в истории города мы отмечали «День города», актер русского драматического театра в роли Петра I впечатляюще воссоздал этот исторический миг.
Черты Махачкалы: маяк, морской порт (единственный на Каспийском море в пределах Северного Кавказа, корни города), административно-политический центр на площади Ленина, аул Тарки, Анджи-Арка (отделяющая часть горы от моря). Вузовское озеро, озеро Ак-Гель, парк имени Ленинского комсомола и Родопский бульвар, железнодорожный вокзал, памятник Махачу Дахадаеву на привокзальной площади, Джума-мечеть (крупнейшая на юге страны), Свято-Успенский собор, национальная республиканская библиотека, проспект имени Расула Гамзатова, Русский, Кумыкский и Аварский театры, кинотеатры «Россия», «Махачкала», Дом печати, Дом радио и телевидения, Дагестанский научный центр Российской академии наук. Дагестанский государственный университет и другие вузы, площадь Петра I, городской Большой мост, памятник руководителям революционного подполья, мемориальный комплекс представителям русского народа, гостиница «Ленинград», завод им. Гаджиева, домостроительный комбинат, пивзавод (первое промышленное предприятие в городе; любимое место молодых ученых 70-80-х годов академии наук), памятники народным поэтам Дагестана — Гамзату Цадасе, Сулейману Стальскому, Эффенди Капиеву, Героям Советского Союза — Магомеду Гаджиеву, Амет-Хану Султану, генералу Магомеду Танкаеву, прославленному борцу Али Алиеву и многое другое — стали одним из высоких образов махачкалинского культурного ландшафта, средоточием ландшафтных идеалов, важнейшими элементами дагестанской цивилизации.
Если теперь перейти на другой язык или же в другом стиле осмыслить развитие города, то можно утверждать, что эти и многие другие его образы предопределены планировкой и архитектурой, в то же время в определенной степени сообразуются с окружающей природой. Определяющую практическую значимость имеет градостроительная деятельность Махачкалы, обеспечивающая ускоренные темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики и формирование инвестиционного потенциала Республики Дагестан.
Я не специалист по градостроительной политике, не планировал и не строил домов, но у меня есть свое видение проблемы: мне как человеку, вовлеченному в столичную жизнь, в 1976-1988 годах пришлось обобщать, готовить десятки и сотни докладов, записок, справок, проектов о строителях и градостроительной деятельности Махачкалы; изданы три небольшие книги о Махачкале, написанные мной. Мой взгляд может оказаться интересным в том смысле, что принадлежит рядовому горожанину.
Сущность градостроительства не в строительстве и расширении города, а в обеспечении концептуального подхода к организации территорий муниципального, республиканского и федерального уровней, то есть в формировании государственной политики, в первую очередь, в сфере земельных и имущественных отношений. Согласно действующему законодательству, любой вариант использования территорий города осуществляется в соответствии с концепцией нового Генерального плана Махачкалы, принятого в конце 2001 года. Но это не исключает многочисленных фактов самовольного захвата земли, незаконного строительства и целого ряда серьезных негативов. Мы имеем в виду приоритетный принцип. Основной принцип разработки градостроительной документации заключается в сочетании двух параллельных направлений: традиционное проектирование (от сборки и анализа исходных данных, через комплексную оценку участков и прогноз социально-экономического развития к проектному плану) и проектирование через инвестиционные предложения (от сбора информации по имеющимся инвестиционным предложениям через технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта к оценке его территориального — микрорайонного влияния и включения в проектный план). В принципе это новые подходы планирования, отвечающие требованиям нового законодательства и реалиям развития города. Администрацией разработана схема зон и объектов инвестирования. На ней отражены основные предложения по границам объектов первоочередного градостроительного планирования и развития, предложения по формированию инвестиционных зон (к примеру, новое городское водохранилище или «Лазурный берег») с определением мероприятий по их инфраструктурному обеспечению.
Как построены, вопрос другой, но факт остается фактом: культурный ландшафт столицы резко и заметно изменили сотни и сотни новых особняков практически новой столицы. Разработка проектов реконструкции районов индивидуальной застройки, освоение новых микрорайонов — одно из направлений градостроительной деятельности.
В Генеральном плане города и в плане социально-экономического развития выделены четыре типа районов: урбанизированные, природно-рекреационные, природно-аграрные, природоохранные. Определено развитие объектов пригородных зон (территории вторичного жилья: дачи, огородные участки), торгово-закупочные оптовые базы, торговые предприятия, рынки, места для массового кратковременного отдыха горожан, территории оздоровительных объектов и т.д., и т.п.
Градостроительная стратегия Администрации города и его общепризнанного мэра С.Д. Амирова является определяющим фактором формирования инвестиционного климата в Дагестане, повышения имиджа и авторитета его столицы. За последние годы изменился геокультурный образ Махачкалы благодаря гармонии, возникшей во взаимодействии внутренних и внешних её образов. Сегодня невозможно одним взглядом обозреть Махачкалу с высоты Тарки-Тау. Город вырос от Хушета до Сулака, поэтому не будем в юбилейные дни строго смотреть на него, ища недостатки. Надо делать всё, чтобы Махачкала становилась день ото дня краше. Все зависит только от каждого без исключения махачкалинца. Не надо перевоспитывать начальника домоуправления, корректировать главного архитектора, пытаться повлиять на мужа, жену, свекровь, тещу. Необходимо измениться самому, пересмотреть свое отношение к Махачкале и махачкалинцам.
Живи, здравствуй и плыви в будущее, город, похожий на белый пароход!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ветеранам СВО в Дагестане вручили ключи от новых автомобилей

В Дагестане ветеранам специальной военной операции вручили ключи от новых автомобилей «Москвич». Фонд «Защитники Отечества» передал эти машины военнослужащим, которые...

В Махачкале продолжается отлов безнадзорных животных

Представителями МБУ «Служба по работе с бродячими животными» активно продолжают работать над проблемой безнадзорных животных в Махачкале. На этот...

Видно на всех широтах: «Ростелеком» организовал онлайн-трансляцию международных соревнований по каратэ из Дагестана

«Ростелеком» выступил технологическим партнером Международных и Всероссийских соревнований по каратэ «Кубок Каспия», посвященных Году защитника Отечества и 80-летию Победы...

В Махачкале началось благоустройство новых территорий

В Махачкале стартовали мероприятия, направленные на благоустройство участков, ставших победителями федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» после онлайн-голосования 2024...
spot_imgspot_img

Уголовное дело в связи с массовым отравлением водой возбуждено в Дагестане

В республике Дагестан было возбуждено уголовное дело в связи с массовым отравлением жителей водой. Дело открыто по статье, касающейся...

«Решил поиграть в войну» – Сергей Меликов отреагировал на задержание главы Карабудахкентского района

Глава РД прокомментировал арест главы Карабудахкентского района Махмуда Амиралиева в своем телеграм-канале. Он назвал задержание чиновника – «тревожным сигналом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам