В минувший понедельник Глава города Махачкалы, председатель Совета муниципальных образований Республики Дагестан Саид Амиров принял у себя делегацию Совета
муфтиев России, совершающую визит на Северный Кавказ в
формате “Миссия мира”.
Глава делегации, шейх
Равиль Гайнутдин — председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного
управления мусульман Европейской части России, сердечно поприветствовал мэра
столицы и всех собравшихся.
А на встречу со столь представительной делегацией были
приглашены муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев,
имамы махачкалинских мечетей, председатели религиозных общин, представители общественности, так или иначе
связанные с делами религии.
Саид Джапарович выступил
с небольшой, но очень содержательной речью. Вот что он
сказал:
— Глубокочтимый Равиль Хазрат! Уважаемые члены Совета муфтиев России! Уважаемые братья и сестры!
Разрешите сердечно поблагодарить председателя Совета
муфтиев России шейха Равиля
Гайнутдина, всех членов делегации Совета муфтиев России за посещение Северного
Кавказа и Дагестана с миссией
мира, за внимание к жизни наших верующих, к их заботам и
проблемам.
Северный Кавказ и Дагестан являются самыми сложными регионами России в
национальном и конфессиональном отношении. Кавказ
соединяет Север и Юг, Восток
и Запад, здесь представлены
все мировые и традиционные
религии, проживает более 30
коренных национальностей,
пересекаются культуры, традиции, соответственно экономические и политические
интересы многих стран и народов.
Не случайно, что именно отсюда проходила дуга нестабильности и напряженности, возникшая в связи с развалом Советского Союза. Естественно, что установление социальной стабильности, мира и согласия между народами Кавказа имеет огромное политическое, духовное и моральное значение для России и других стран – наших соседей.
Чтобы понять, как нашим народам строить будущее, необходимо учиться на уроках прошлого. История последних 15 лет постсоветского периода дает нам поучительные примеры, особенно это касается Дагестана, где национальное и религиозное в самосознании людей тесно переплелись.
Работая в качестве заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан, я занимался и вопросами взаимоотношений с религиозными и общественными организациями. Мы помним, как в условиях демократизации общественной жизни у народов России резко возрос интерес к своей истории, национальной культуре и традициям. Вместе с этим в условиях кризиса и ослабления власти обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях. В эти противоречия стали вовлекаться разные социальные группировки, в том числе общинные, клановые и преступные. Появились национальные движения, которые пытались перевести существующие проблемы в политическую плоскость, обсуждали проблемы государственного и национально-территориального устройства, учета баланса интересов всех национальных групп, их представительства в органах власти и многое другое.
Возня политиков вокруг национальных проблем, игра на национальных чувствах, поиск так называемой «исторической правды» в земельных вопросах, а также нежелание считаться со сложившимися реалиями приводили к обострению национальных отношений. С другой стороны, это приводило к опасным тенденциям, могущим привести к расколу верующих Дагестана по религиозному принципу.
Была проведена большая работа, в результате которой удалось сохранить единство мусульманской общины, объединить все религиозные организации вокруг Духовного управления мусульман Дагестана. Мы всегда решительно выступали против переноса каких-либо проблем и противоречий межнационального характера на почву религиозных отношений.
Религия обладает огромным потенциалом для сглаживания социальных противоречий. Религия, как общая система ценностей, должна объединять людей, смягчать те противоречия, которые складываются между людьми, народами и странами. В Дагестане посредническая, примирительная роль религиозных авторитетов всегда была велика. За ними оставалось последнее слово, когда другие средства были исчерпаны. В этом отношении и политики, и наши дагестанские алимы оказались на высоте.
Но нас поджидала другая опасность, если можно так выразиться, духовная зараза – проникновение в религиозную среду ваххабизма.
Представители так называемого «чистого ислама» стали появляться в различных религиозных общинах. И наши дагестанские родители, которые направляли своих детей получить религиозное образование в Пакистан или Египет, не знали, какими они вернутся, что будут пропагандировать. Этим каналом влияния воспользовались зарубежные центры, которые привлекали на свою сторону неопытную молодежь. С другой стороны, для отдельных амбициозных деятелей с протестным мышлением и далеко идущими политическими целями ваххабизм был удобным средством достижения своих целей.
В Дагестане ваххабиты проиграли идейную борьбу с представителями традиционного ислама, потому что народ их не поддержал. Это показали события 1999 года, когда с территории Чечни к нам вторглись бандформирования экстремистов и международных террористов. Последовавшие события упрочили единство Дагестана и России, выявили подлинное лицо экстремистских и террористических организаций.
Возникает вопрос, почему в Дагестане по большому счету чистый ислам не прошел, а в Чечне привел к масштабной трагедии народа? Ответ прост. Потому что им хотели воспользоваться амбициозные политики и главари клановых группировок. По их вине несколько молодых поколений народа Чеченской Республики были принесены в жертву бессмысленной войне. Общество было дезорганизовано, люди не имели возможности жить по-человечески, приобщаться к духовным ценностям, культуре, образованию. Это – страшные уроки.
Поэтому важно понять и отделять сущность ислама как религии мира и добра, позиции истинно верующих от экстремистов и фанатиков, спекулирующих на проблемах религии.
Большое значение в этом плане имеют решения Всемирного саммита религиозных лидеров, состоявшегося в Москве 3 — 5 июля 2006 года.
Мы помним выступления на этой встрече Президента РФ В.В.Путина, Патриарха Московского и Всея Руси его Святейшества Алексия II, высокочтимого Муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В них красной нитью проходила основная идея: религия не может быть использована для разделения цивилизаций, а должна объединять человечество, потому что сегодня она в состоянии соединять разные культуры и народы.
Сошлюсь на пример нашего Дагестана, где при всех языковых, этнических, культурных, религиозных многообразиях тысячелетиями сохраняется уникальное единство. И современные поколения должны упрочить это достояние наших народов.
В самые сложные периоды у нас не было конфликтов на межконфессиональной почве. Борьба за свою религиозную, культурную и этническую самобытность и самоутверждение у нас не была направлена на другие народы и религии. Те силы, которые хотели извлечь выгоду, используя религиозный и национальный факторы, и в Дагестане, и на Кавказе по большому счету остались в проигрыше.
Сегодня Советом муфтиев России сделан важный и ответственный шаг – посещение регионов Юга России с миссией мира.
Здесь, как подчеркивалось, во всем своем многообразии исторически переплелись народы, религии и культуры. Если через диалог и взаимопонимание, утверждение терпимости и примирительного отношения к представителям другой национальности и веры, достижение мира и согласия мы разрешим проблемы Кавказа, как подчеркивал Президент РФ В.В.Путин, остальное в нашем доме – России будет решать намного легче и проще.
Если Кавказ перейдет из зоны напряженности в зону согласия и мира, России ничего не угрожает. Я знаю, что делегация муфтиев посетила Чеченскую Республику. Сейчас появилась надежда, что на многострадальной чеченской земле воцарятся мир и согласие, народ восстановит экономику, дети будут учиться. От усилий религиозных организаций во многом зависит, как скоро в полном объеме Чеченская Республика войдет в российское сообщество.
Мы не должны забывать, что Президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров был в свое время муфтием Чечни и первым избрал дорогу примирения и согласия. Ради этого он отдал свою жизнь.
Мы помним и первого муфтия Дагестана Сайид-Мухаммада Хаджи Абубакарова, который совершил человеческий и духовный подвиг во имя мира в нашей республике и погиб от рук террористов.
Их пример учит всех нас дорожить достигнутым и думать о лучшем будущем для наших народов.
Еще раз благодарю Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, всех членов Совета муфтиев России за их труд и благие деяния во имя Всевышнего и людей.
В ответ шейх Равиль Гайнутдин высказал слова благодарности за приглашение посетить Махачкалу, встретиться с главой столицы и его соратниками. Далее он поведал о целях и задачах "Миссии мира". А цель одна — укреплять братские связи, развивать сотрудничество, нести мир и благополучие народам.
Ислам — религия мира, призванная стабилизировать обстановку на Кавказе, способствовать экономическому развитию региона, нравственному очищению и духовному развитию людей. Дагестан — пример того, как в мире и согласии живут люди различных национальностей и вероисповеданий.
Далее шейх Равиль Гайнутдин отметил, как изменилась, похорошела Махачкала, и главная заслуга в том — мэра столицы.
— Вознаградит Вас Аллах за труды праведные, за дела благородные во имя людей, — так закончил он свое выступление, обращаясь к Саиду Джапаровичу.
Глава города объявил собравшимся о присвоении шейху Равилю Гайнутдину звания Почетного Гражданина города Махачкалы. Постановление зачитал председатель Махачкалинского городского Собрания Ризван Газимагомедов. Он же и надел алую ленту на плечо шейха. В свою очередь шейх Равиль Гайнутдин принес в дар мэру столицы уникальный экземпляр священного Корана, изданный в типографии Ватикана.
Желающих выступить было много. И все они говорили о мире, дружбе, благотворном влиянии ислама на людей и события. Все мы хотим мира и благополучия.
И эта встреча у Главы города — яркий пример дружбы, взаимопонимания, братских связей на основе одной из самых влиятельных религий мира — ислама.