«Сладостей на свете много,
Но ты самая сладкая, мама моя», — поется в известной лезгинской песне о матери. Наверное, нет на свете такого ребенка, который не спел бы песню о матери, и не найдется такой матери, которая не спела колыбельную своему малышу. Тема о материнских заботах вечная, и с каждым разом, сколько бы мы ни говорили и ни писали, она будет нам казаться не до конца исследованной, не до конца спетой песней.
Когда мы начинаем разговор о современной женщине, матери-горянке, сразу в нашем воображении появляется образ деловой женщины. Мы, особенно в последние 20 лет, воспринимаем как естественный образ жизни: женщина-мать, женщина-бизнесмен и т.д. Особенно в трудном положении во времена так называемой перестройки оказались многодетные матери. От безысходности, чтобы прокормить большую семью, многие женщины начали заниматься бизнесом. Оставив детей на попечении мужей, матери, жены — «челночницы» вынуждены были ездить за товаром в заграничные страны.
Но были и такие горянки, которые, несмотря ни на какие социальные трудности, проблемы, старались оставаться, прежде всего, матерями, преодолевая все жизненные трудности, растили, воспитывали достойных детей, оставались до конца преданными профессии педагога. Таковой оказалась героиня нашего очерка АМИНАТ КУРБАНОВА — мать шестерых детей: пяти дочерей и одного, как говорят горцы, сына-джигита.
ЗДЕСЬ ГНЕЗДЯТСЯ ОРЛЫ
Селение Сиух в Хунзахском районе считается самым высокогорным. Оно, подобно орлиному гнезду, возвышается на самой скалистой вершине. Солнечные лучи каждое утро сначала падают на Сиух, а потом и на другие селения района. Сиухцы, как и все горцы, трудолюбивы и, несмотря на суровый горный климат, очень доброжелательны.
Омара Шахрудинова хорошо знают во всем Хунзахском районе. В военные годы он был самым молодым 17- летним директором сельской школы в Хунзахском районе. И справлялся молодой, как говорили, еще как следует не обросший щетиной учитель, в пример другим. После войны Омар получил высшее образование — профессию педагога-математика.
В послевоенные годы, когда республика особенно нуждалась в молодых, профессиональных кадрах, к нам в Дагестан начали направлять русских — молодых медиков, учителей и т.д. И вот в один из прекрасных дней на пороге Сиухской школы появилась молодая, красивая женщина, как говорят аварцы — гIурусал. Оказалась она учительницей русского языка, направленной из поселка Краснович Брянской области, — Екатерина Егоровна Кожемякина. Чуть погодя пошли разговоры в маленьком Сиухе: Омар-муаллим, директор школы, женится на гIурусал Екатерине Егоровне. Многие сиухские молодые девушки мечтали о молодом учителе математики, директоре школы, а судьба распорядилась иначе. Но вскоре сиухцы начали с уважением относиться к русской красавице, видя ее трудолюбие, особую любовь к маленьким сиухцам, которых она учила азам русской грамматики.
Омар — муаллим и Екатерина Егоровна вырастили и воспитали пятерых детей — двоих девочек и троих джигитов. Семья Шахрудиновых слыла одной из самых авторитетных, уважаемых семей Хунзахского района. Ныне трое из Шахрудиновых педагоги — пошли по стопам родителей, а двое выбрали профессию строителей.
Наша героиня, дочка Омара Шахрудинова, Аминат Омаровна, по образованию педагог — филолог.
ИЗ СИУХА В КУГ — СУДЬБА!
Передо мной лежит раскрытый семейный альбом. Аминат Омаровна среди фотографий старается найти семейное фото, но, видя, что все старания тщетны, смеется. — Вот так бывает, чан руш (на лезгинском уменьшительно-ласкательное «дочка»), — говорит она,- дети взрослеют, обзаводятся своими семьями и стараются все ценное, дорогое из родительского дома унести к своим очагам!
Аминат Омаровна, не найдя фотографии, где вместе собралась вся семья, показывает мне отдельные фотографии детей, внуков, зятьев. Среди них я остановилась на одной фотографии, где Аминат Омаровна и ее супруг Балафенди Рамазанович сидят за праздничным столом одни, задумчивые. Видя, что я так внимательно рассматриваю эту фотографию, в ее голосе появляется легкая грусть.
— Это мы с Балафенди, когда дети после праздника разбежались, кто по своим делам, друзьям, домой…
— Аминат Омаровна, — спрашиваю я, — а как Вы познакомились с Балафенди Рамазановичем?
— Мы вместе учились на одном факультете тогдашнего педагогического института. Правда, Балафенди Рамазанович был на несколько лет старше меня. Как бывает в студенческие годы — общежитие, экскурсии, вечера … На одном из вечеров нас и познакомили. Я тогда училась на втором курсе, а он был студентом четвертого курса. Наша студенческая дружба не была долгой, Балафенди сразу по-мужски заявил: «Я намерен на тебе жениться, но знай, у меня семья большая, ответственности будет много. Нас в семье 10 детей, а я самый старший в семье и намерен вместе с родителями всех их поднять на ноги. Родители у меня немолодые, у них вся надежда на то, что я им смогу помочь». Вот так. Все честно. Как и подобает настоящему мужчине, горцу. Мне всегда нравилась и до сих пор нравится эта черта его характера.
Конечно, как и бывает в таких случаях, с обеих сторон родители поначалу отнеслись с недоверием к молодым, к их чувствам. Но, вспоминая свою молодость, свою любовь, Омар-муаллим дал согласие отдать руку и сердце своей дочери молодому студенту, будущему педагогу. Конечно же, многие в Хунзахском районе хотели породниться с семьей Шахрудиновых, были среди них и такие, которые долго носили обиду на Омар-муаллима, что Аминат не вошла в их семью, но судьба распорядилась иначе.
— Естественно, — продолжает наш разговор Аминат Омаровна, — поначалу после замужества мне было очень трудно. Особенно когда ты не знаешь языка, на котором разговаривают рядом с тобой живущие люди. И я всеми силами старалась учить лезгинский язык. Дала себе слово — буду разговаривать на лезгинском не хуже самих кугцев.
Действительно, молодая невестка быстро научилась лезгинскому языку. Поначалу кугцы внимательно присматривались к аварской гуьзел (красавице), потом, видя, как она шустра во всем, стали даже завидовать ее свекрови Кевсер. Кевсер не могла нарадоваться, что ее сноха самая лучшая в селении. Не ошибся ее сын в выборе невестки. Кугцы начали с большим уважением относиться к Аминат — учительнице русского языка и литературы. Она, Аминат Омаровна, как грамотный педагог сразу же нашла общий язык и с детьми в школе.
— У Балафенди была мечта, — говорит Аминат Омаровна,- продолжить учебу — поступить в аспирантуру. Оставив меня с маленькими девочками — родились они у меня подряд, между дочерьми было год-два разницы, Балафенди поехал в Махачкалу. Поступил в аспирантуру. А я без него осталась с большой семьей, с нелегкой работой. Потом, переженив всех братьев, сестер, мы окончательно обосновались в Махачкале. Свекровь Кевсер до конца жизни жила рядом с нами. В Махачкале Балафенди предложили работать в педагогическом университете, а я устроилась работать в детский сад. Я боялась за своих детей, сельское воспитание, сельский круг общения сильно отличаются от городского. Ты дома одно говоришь детям, а на городских улицах их учат совсем другому. Слава Аллаху, я от многого смогла уберечь своих дочерей и сына, который у нас родился в Махачкале. Честно сказать, я не люблю хвалить своих детей. Но если выпадает один раз такой момент, почему же их не похвалить? После таких слов она с улыбкой добавляет: «Все они сами выбрали будущую профессию — решили поступить в педагогический университет, правда, по разным специальностям: в нашей семье есть представители почти всех специальностей — филологи, правоведы, преподаватели иностранных языков, педагоги-психологи… Мария, вторая дочка, в совершенстве владеет, помимо родных языков, испанским, английским, французским языками. Долгое время проработала переводчицей во Франции… Честно сказать, если мне Аллах дал бы шанс заново избрать свою судьбу, я бы беспрекословно выбрала бы тот же путь. И нисколько не жалею, что связала свою судьбу с Балафенди Рамазановичем, с селением Куг».
Аминат Омаровна сейчас работает в Институте повышения квалификации учителей, а Балафенди Рамазанович — профессор, доктор филологических наук, проректор по учебной работе Даггоспедуниверситета. Семья у них интернациональная — зятья тоже дагестанцы — кумык, аварец, лезгин — главное, настоящие горцы и хорошие семьянины.
У них большая, гостеприимная, дружная семья. Как говорит Аминат Омаровна, без гостей ни одного дня не бывает. А по праздникам, особенно на 8 Марта, все десять братьев и сестер Балафенди Рамазановича вместе со своими детьми приходят поздравить самую любимую невестку — Аминат, ведь она наравне с матерью воспитывала их, поставила на правильный путь, переженила, выдала замуж… И сейчас, когда они нуждаются в совете, помощи, первым долгом приходят к своей невестке Аминат. Она для них непререкаемый авторитет, ее наставления самые ценные и необходимые.