Во вторник в Институте геологии Дагестанского научного центра РАН прошла пресс-конференция. Поводом для встречи с представителями СМИ послужили публикации с необоснованной информацией о произошедших в июле сейсмических процессах.
Трехбалльные землетрясения 4 и 23 июля автор связал с заполнением котлована Ирганайской ГЭС.
— Автор вводит общество в заблуждение, — определенно ответил директор Института геологии ДНЦ РАН Василий Черкашин.
— Абсолютно никакой связи между заполнением гидростанции и землетрясением нет, — утверждал руководитель пресс-службы Сулакского гидрокаскада Магомед Гамзатов.
— Не всегда при строительстве каждой ГЭС случаются сейсмические волнения, — объяснила начальник сейсмической станции «Махачкала» Наталья Пономарева.
— Скифская плита со стороны Аравии сдавливает границу платформенной части, которая проходит по Дагестану. Здесь всегда будут происходить землетрясения, и отношения они к водохранилищам не имеют, — добавил старший научный сотрудник ИГ ДНЦ РАН Шамиль Идармачев.
Для молодых гор Кавказа естественна сейсмическая активность. Периодические волнения земли в 2-3 балла не позволяют накапливаться энергии. Гораздо опаснее затишье, которое влечет многобалльное землетрясение.
Проблема, связанная со строительством гидроэлектростанций, есть во всем мире, и при заполнении водохранилища происходят толчки. Но тектоника Дагестана такова, что небольшие землетрясения, связанные с работами на ГЭС, настолько локальны, что на расстоянии незаметны. Эпицентр зафиксированного 23 июля толчка находился в 4 километрах от Махачкалы, и поэтому жители столицы уловили его. Предыдущий толчок 4 июля, произошедший в 90 километрах от столицы, горожане даже не ощутили.
И самое главное — геологи до начала строительства гидроэлектростанций несколько лет наблюдают место, где будет створ плотины, и только потом дают разрешение на строительство. На Ирганайской ГЭС вела работы зарекомендовавшая себя организация «Ленгидропроект», и были учтены все штатные и нештатные ситуации.
В ходе пресс-конференции Василий Черкашин и Наталья Пономарева ответили и на другие вопросы журналистов о сейсмологической ситуации в Дагестане и возможностях сейсмологов прогнозировать ее.
— Мы убеждаем Правительство, что надо проводить очень грамотный сейсмологический мониторинг, но на науку в последние годы отпускается очень мало финансовых средств. Мы решили, что будем делать мониторинг сами, — признался директор Института геологии.
— Фоновый сейсмический режим, который сейчас наблюдается, — нормальное состояние в Дагестане, — убедила начальник сейсмической станции «Махачкала». — Затишье уже закончилось, и земля вернулась в обычный режим.
Так что бояться сюрпризов природы не стоит. И винить гидростроителей — тоже.