ВГЛУБЬ ПО ЛЕКЕТСКОЙ ДОРОГЕ: ЛЕГЕНДЫ, ФАКТЫ, ПРЕДАНИЯ ВЕКОВ

Продолжение. Начало в № 47

Мидийское царство стало ведущей мировой державой к востоку от Малой Азии. Оно существовало 120 лет. История сохранила имена царей Мидии и годы их правления. Выдающимся из правителей Мидии являлся Киаксар (625 — 585 гг.) — тот, который изгнал скифов из Передней Азии; покорил Ассирию и Урарту, захватил Восточную Анатолию и установил границу с Лидийским царством по реке Галис; покорил Закавказье и решил вторгнуться на Северный Кавказ через Лекетскую дорогу. Грузинский автор прошлого Леонти Мровели, описавший события вторжения Киаксара с войском в Страну гор, в своем труде «Жизнь картлийских царей» называет его Кейкавусом, а в армянских источниках он обозначен как Кекапос. Грузинские и армянские источники называют его царем Персии, но это не так. Он был царем Мидии. Древний Иран стал называться Персией после прихода к власти Ахеменидской династии Персиды.
В мировой историографии существует мнение: история Мидии темна и непонятна. Но это не так. История Мидии очень четко отслеживается, по имеющимся источникам Востока со времени возникновения царства до его падения. При сыне Киаксара, последнем мидийском царе Астиаге (585 — 550 гг.) продолжались противостояния и войны с Лидийским царством в Малой Азии, Нововавилонским царством, воинственными массагетскими племенами к востоку от Каспия. Экономическое положение стало ухудшаться, начались волнения покоренных народов и племен. В 553 году до н.э. восстание против Астиага возглавил правитель Персиды из рода Ахеменидов Кир, «носивший, как и другие подвластные Мидии правители областей, царский титул». По данным Геродота, Кир приходился Астиагу внуком по материнской линии. Восстания в Мидийском царстве продолжались три года. Астиаг проявил в этой борьбе большую энергию и силу воли, но отвлечение армии на запад против Лидии и Вавилона, на востоке против массагетов и измена в собственных рядах решили исход этой борьбы: в 550 году до н.э. последний царь Мидии был свергнут. В результате победы Кира над Астиагом власть переходит к персам. Так возникла великая держава Ахеменидов, заложившая основы великой иранской цивилизации и культуры, оказавшая огромное влияние на развитие древнего и средневекового миров, в том числе Страны гор на многие века вперед.
Восточный Кавказ представлял интерес для Ирана не только природными ресурсами, но и, что особенно важно, своим стратегическим положением. Через нынешний Дагестан в Иран (Мидийское царство, Ахеменидская империя, Парфянское царство, Сасанидская империя) совершались нашествия времен великих переселений народов, вторжения и грабительские набеги с севера. Внешняя опасность ставила правителей Ирана перед необходимостью строительства на Восточном Кавказе городов и крепостей с гарнизонами, а также урегулирования взаимоотношений с союзами племен и их вождями в Нагорном Дагестане, где находились горные проходы на юг в Закавказье, Иран и Передний Восток. Для строительства укреплений и гарнизонных поселений нужен был труд многих тысяч людей, их нужно было где-то разместить, обеспечить всем необходимым и защитить. Иран осознавал, что без привлечения на свою сторону местного населения и его племенных вождей-старшин осуществление этих намерений невозможно, поэтому правители Ирана уделяли столько внимания политической ситуации в Стране гор, посещали этот край. В народном фольклоре Дагестана сохранились предания-легенды, сохранившие отдаленные отзвуки событий далеких эпох иранско-дагестанских взаимоотношений, о характере этих отношений. Так, к примеру, известный в республике краевед Магомед-Хан Пашаев (потомок шамхалов Дагестана, сделавший очень многое для популяризации прошлого нашего края) в свое время опубликовал материал о посещении одним из шахов Мидии Нагорного Дагестана (причем дважды) и установившихся после этого родственных отношениях между ним и местным правителем. Зачем Мидан-шаху был нужен правитель нагорья Страны гор, не для того ли, чтобы обезопасить северную границу Мидии, получая информацию оттуда? Владения Мидан-шахов простирались на западе до Центральной Анатолии, на востоке до Аральского моря и Амударьи, а на севере до Кавказских гор. Мидия в последствии станет ядром будущих иранских империй — Ахеменидской, Парфянской, Сасанидской.
Последние столетия эпохи до нашей эры и первые столетия новой эры были насыщенны судьбоносными событиями для Ирана (нашествие Александра Македонского и развал Ахеменидской империи; возникновение Парфянского царства на ее обломках; приход к власти Сасанидской династии и создание новой империи; частые войны на востоке против массагетов и других воинственных племен; противостояние Римской империи и войны на западе; вторжения кочевников с севера и т.д.) и Восточного Кавказа, через который совершались нашествия с севера сармато-аланами, гуннами и др.
Новое возвышение Ирана и выдвижение его в ряд великих мировых держав произошло при династии Сасанидов (226 — 651 гг. н. э.). Именно шахиншахи этой династии начали осуществление и завершили программу строительства известных оборонительных комплексов на Восточном Кавказе (Дербентских, Горной стены и других, в их числе и ряда крепостей в Нагорном Дагестане). К форсированию этой программы Иран подтолкнули и непредвиденные ранее события на Кавказе и в самом Иране в 371 г. н.э. В этом году пришедшие из Центральной Азии гуннские племена перешли Волгу и двинулись на юг, что спровоцировало очередное великое переселение народов. В этом же году произошло известное Дзиравское сражение в Армении между Римской империей и Ираном, которое Иран проиграл. (Вспомним, в этом сражении центральным корпусом армии Ирана командовал царь Шаргир (дагестанец), который погиб в сражении). Зададимся вопросом, случайно ли совпали по времени эти два события? Вряд ли… Гунны разграбили Закавказье и сопредельные территории Переднего Востока, Иран с трудом вытеснил их оттуда. Византия (тогда еще Римская империя, которая распаласъ на Западную и Восточную позднее — в 396 г. н.э.) помогла Ирану в этой борьбе, потому что от этих нашествий страдали и ее восточные провинции, а когда Иран приступил к сооружению дербентских и других оборонительных сооружений на Кавказе, участвовала в финансировании этих объектов. Быть может, поэтому и стало возможным выполнение этой грандиозной по масштабам программы.
Когда и кто сооружал «длинные стены» к северу от Апшеронского полуострова (Бешбармакская, Шабранская, Белиджинская, в регионах Семендера и Чирюрта), информации нет, а что касается Дербентских сооружений и Горной стены, строительство их начал шахиншах Иездегерд II из династии Сасанидов (438 — 457 гг. н.э.), продолжил его внук Кавад I (488 — 531 гг.), а завершил его сын Хосров I Ануширван (531 — 579 гг.).
Работы на дербентских сооружениях и Горной стене протяженностью 40 км выполнялись одновременно. Строительство осуществляли лучшие иранские и зависимых от него стран инженеры, руководил стройкой некий Барзиши. Сооружения не имели аналогов на Переднем и Ближнем Востоке по объемам работ и назначению.
Строительство осуществлялось и в Нагорном Дагестане. Строились крепости на наиболее опасных участках Лекетской дороги, поселения для гарнизонов; для оборонных целей приспосабливались так называемые природные крепости путем дополнительного оборудования их препятствиями (об одном из таких объектов несколько позже).
Еще до завершения дербентских сооружений Ануширван разместил в городе гарнизон из жителей бывшей Албании, ставшей одной из провинцией Ирана, и подвластной Армении. В городе и поселениях к югу стали размещаться иранские колонисты, так началось освоение Ираном этого края. А что касается нагорного Дагестана, Ануширван стремился привлечь к охране горных проходов дагестанские племена и племенные союзы, их старшин-вождей. И как пишет профессор Расул Магомедов: «Восточные авторы IX-X вв., хорошо знакомые с персидскими источниками сасанидского периода, сообщают, что сасаниды заключали договоры об охране проходов с дагестанской племенной верхушкой». Ануширван оставил заметный след в истории Дагестана, он впервые осуществил административно-территориальную реформу в крае, утвердил местных племенных вождей-старшин в своих правах и присвоил им титулы шахов. К примеру,»племени Туман он отдал во владение земли от Ихрана (современная Авария) до Хамри (название города-крепости, располагавшегося на реке Гамриозень) и назначил туда правителя, которого называли Туман-шах». Кроме того, Ануширван «построил город (шехер) в Кумуке (речь идет об исторической области Гумик в центре Нагорного Дагестана) и назначил там правителя из своего рода. Вплоть до Ихрана, где находился трон Гелбаха, образовали семь областей». И что примечательно, эту же схему административного обустройства Страны гор сохранил арабский полководец Абумуслим-Маслама, прибывший в Нагорный Дагестан в 733 г. для распространения ислама. Единственное, что изменил Маслама в сложившейся системе структур в Дагестане, — он назначил прибывшего вместе с ним в Дагестан Шахбала Курайшита верховным правителем (валием) Дагестана. Маслама женил Шахбала на дочери Туман-шаха, вызволенного из заложничества в Халифате. От этого брака пошла династия Шамхалов Страны гор (тогда термина-понятия «Дагестан» не было, Нагорный Дагестан называли Лекетией, а дорогу по нему — Лекетской).
О Шамхалах и других династиях в Стране гор не раз упоминали в статьях, не будем повторяться. Для нашей темы представляет интерес прежде всего прошлое Лекетской дороги и сохранение памятников ее истории, поэтому вернемся к родным горам и Кегерскому нагорью (Гунибский район раньше назывался Андалялским обществом) — солнечным календарям и пиктограммам на его камнях и скалах. Проблема имеет несколько аспектов, не меньший интерес представляют тайны истории: кто же их создал? Причем не в конкретный промежуток времени, а на протяжении тысячелетий! Пришлые переселенцы с Севера (Гиперборея, Урал) или с Юга (Месопотамия, Шумер) или местные аборигены?
Как утверждает наука, «значительные передвижения немалых человеческих групп бесспорно составляют одну из закономерностей истории мирового исторического процесса». Но как бы ни было в других регионах мира, в нашем случае, версия их создания «пришедшими группами людей» совершенно исключается. Их оставили после себя хурриты — прапредки дагестанско-нахских народов. Имеющиеся материалы об этнических процессах на Кавказе с древнейших времен до последних тысячелетий и этнических перемещениях не оставляют других вариантов их идентификации. Проанализировав имеющуюся информацию, авторы пришли именно к такому выводу: хурриты!
Небезынтересен сам факт, что эти свидетельства культурно-исторического наследия древних хурритов сохранились в нагорьях Андаляла и сопредельных регионов (можно дать дополнительную информацию, но объем публикации не позволяет), к примеру, в Лакии. Андалял на протяжении длительного прошлого являлся одним из важнейших стратегических плацдармов Лекетской дороги и многие события Страны гор, имеющие историческую значимость, связаны именно с ним.
Особый интерес представляет Средне-Ближневосточный период истории и государственности, а также религиозных воззрений хурритов. Для жителей этих регионов горцы-хурриты были могущественным народом неизвестного происхождения, не относившимся ни к индоевропейцам, ни к семитам. Но об этом в следующей публикации, а здесь несколько слов о кавказском периоде взаимоотношений хурритов с другими племенными союзами Прикаспия и Севера. Вопрос сложный, но кое-что прослеживается. В этой связи зададимся вопросом: где находилась первоначальная прародина хурритов (на Кавказе, на Среднем Востоке или где-то на Севере)? Начнем с Севера. О Гиперборее упоминалось выше, не будем повторяться. А что касается Урала, жители Евро-Азии освоили Урал еще в глубокой древности — более 20 тыс. лет назад, а не после отступления ледникового периода (10 — 12 тыс. лет назад). Известные живописи Каповой пещеры в Башкирии, Игнатьевской в Челябинской области и др. относятся к тому же времени, что и живопись Западной Европы (Альтамира в Испании и десятка в других регионах). По имеющимся данным, «расцвет палеолитической живописи в Западной Европе и на Урале относится ко временам, отстоящим от наших на 15-20 тыс. лет». На протяжении последующих тысячилетий в Уральском регионе и к югу от него происходили события, анализ которых создает ощущение нереальности (природные катастрофы, изменения климатических условий и пр., исход одних племенных масс и приход других, что изменило этнический состав населения). И что интересно, «население Южного Урала и Ближнего Востока было родственным… И те, и другие в конце IV тыс. до н.э. переселяются с насиженных мест на новые. И вот тут пути их резко расходятся». По данным этих же источников,»благодаря связям с Южным Прикаспием на Урале довольно рано, 8 тыс. лет назад, не позднее чем в Западной Европе, появляется сельское хозяйство. В мезолите сюда с юга пришла какая-то большая группа населения, а потом она обитала здесь, поддерживая связи со своей «метрополией», прикаспийское население уже около 8-10 тыс. лет назад доходило до Южного Урала. Население на Южный Урал пришло с юга, с Прикаспия».
В наши дни трудно представить себе и осознать изложенное выше, но специалисты, занимающиеся исследованием мировых цивилизаций, утверждают и ссылаются на эти факты в своих трудах. Ход этих событий сложно изложить в нескольких строчках текста, мы вернемся к этим вопросам в последующих публикациях, когда речь пойдет о деятельности хурритов на Переднем Востоке, в частности, о давних хурритских государствах Митанни, Урарту, а также Хеттском царстве, где правила династия Тудхалиев, имевшая происхождение от природных хурритов.
Хурритская культура, символики и атрибуты (достаточно сослаться Куро-Аракскуго культуру Восточного Кавказа и Закавказья, солнечные календари

Продолжение следует…

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале незаконно срубили дерево для установки торгового павильона

Инспекторы Минприроды Дагестана выявили факт незаконной вырубки дерева на улице Ярагского, 75 "а" в Махачкале. На месте срубленного дерева...

В Махачкале снесут незаконную трехэтажку

Советский районный суд Махачкалы постановил снести самовольно возведенное трехэтажное здание на улице 5-я Таркинская, 4. Как сообщил мэр города...

Владелицу салона сотовой связи в Махачкале обвиняют в мошенничестве на крупную сумму

Суд до 6 июня заключил под стражу хозяйку одного из салонов сотовой связи в Махачкале, сообщает объединенная пресс-служба судов...

Девять детей пострадали за неделю в Дагестане в результате ДТП

В результате дорожно-транспортных происшествий за минувшую неделю в Дагестане девять детей получили ранения различной степени тяжести, сообщает ГИБДД республики. Всего...
spot_imgspot_img

В Махачкале стартовало рейтинговое голосование по выбору общественных территорий

В столице Дагестана сегодня стартовало Всероссийское рейтинговое голосование по выбору общественных территорий, которое продлится до 12 июня. Махачкалинцы смогут на...

Юсуп Умавов поздравил муниципальных служащих Махачкалы с профессиональным праздником

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил коллег, сотрудников и ветеранов муниципальной службы города с профессиональным праздником – Днем местного самоуправления. «Этот...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам