Продолжение. Начало в № 28
Да и сам сюжет мифа о Прометее, скорее всего, принадлежит предкам нахчи-дагестанцев. В одном шумеро-вавилонском философском тексте, составленном свыше пяти тысяч лет назад, говорится о «невинном страдальце» и о «несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без всякой его вины». (С.А. Токарев. «Религия в истории народов мира». Москва,1976г. Издательство «Политическая литература». Стр.400).
15. ЗА ЧТО ПРОМЕТЕЙ БЫЛ ТАК СУРОВО НАКАЗАН ЗЕВСОМ?
Деяния свои во благо людей Прометей совершал до высылки на Кавказ. А поводом для его наказания послужил захват власти на Олимпе богом Зевсом, который, как все единовластные правители, не мог терпеть рядом с собой лиц, имеющих собственное мнение и высказывающих его в лицо правителю – деспоту. (Этот принцип, универсален и действует в наши дни, свидетельствуя о неизменности характера авторитарного руководителя). Кроме того, Прометей был ясновидцем и знал, какая судьба ожидает Зевса, но отказывался открыть богу – вседержцу этот секрет. Вот как рассказывает об этом Эсхил устами самого Прометея:
«Когда среди бессмертных распря вспыхнула,
И меж собой боги
перессорились…
Исход той распри,
говорили мне,
Что победитель победит
не силою,
А хитростью, коварством он одержит верх…
И видя это, я почел за лучшее
По доброй воле и в союзе
с матерью
Пойти на помощь Зевсу.
Помощь принял он.
Моим старанием в черной
пасти Тартара («тармар»)
Бесследно сгинул древний Крон («крын») и все,
Кто с ним сражался рядом…
И вот как он за это
наградил меня!
Болезнь такая, видно, всем
правителям
Присуща, – никогда не
доверять друзьям».
«…Истребить людей
Хотел он даже, чтобы
новый род растить.
Никто, кроме меня, тому
противиться
Не стал. А я посмел».
«…Пусть правит, как угодно, в свой короткий срок,
Ему недолго над богами
властвовать».
(Эсхил. «Трагедии». Стр. 146, 172 ) .
Как видим, причины наказания Прометея кроются, прежде всего, в его непокорности власти Зевса, а не в его деяниях на благо людей.
Само имя Зевс означает «сияющее небо» и восходит к общему индоевропейскому корню. (О.С. Токарев. Указ. соч.,стр.404.). Бог неба Зевс является производным от лезгинского «цев» или «цав» в том же значении неба, что также подтверждает дагестанское происхождение мифа о Прометее.
Что касается высказываний эсхиловской трагедии о «распри меж богами» и что «победитель победит не силой, а хитростью», то, видимо, здесь слышны отголоски непримиримой борьбы на уничтожение, которая велась между Вавилоном, Ассирией, Мидией, а позднее и Персидой, обострившейся в связи с вторжением в Закавказье многочисленных скифских войск. После 28 лет бесчинств и грабежей скифов мидийский царь Мадий заявил о том, что вместе с союзниками вынужден был напоить на пирах огромное количество этих воинов снотворным зельем, после чего кое-кого из них убил, а остальных обезоружил и прогнал обратно на север. Но эта «хитрость» не остановила воинственных кочевников — скифов. Все это в конечном итоге привело к полному уничтожению скифами таких древних государств, как Ассирия и Мидия, а также к уводу большей части населения этих государств на Кавказ и далее, на север.
16. ХУРИТЫ – КУРИНЦЫ – ГУРАР — ХЮРАР
Это немного трансформировавшиеся во времени названия одного и того же древнего народа – хуритов, от которого, скорее всего, и произошли не только большинство кавказских, славянских и западноевропейских, но и, как считает ряд ученых, некоторые восточные народы, вроде индийских ариев (йирков), северо-китайцев и так далее до Юго-Восточной Азии.
Как известно из дагестанской истории, заселение Самурской долины, как и других местностей Дагестана, происходило с юга, несколькими переселенческими волнами, наслаивающимися на местное, родственное хуритское население. Это были частично троянцы, а затем и ахейцы, которые основали на сходных со своей прежней родиной землях (в частности, междуречье Самура (Чоора) и Ахцахваца (Ахтычай)) крепость Тури (производное от Трои, другой аналог – итальянский город Турин) и чуть выше этого места Ахайцах или ахайское укрепление, которое со временем стало называться Ахцах (по-русски – Ахты).
Жители древнего поселения Хурюг, родины поэта Тагира Хурюгского, сами себя относят к шумерам, не без основания считая созвучными название своего села и главного древне-шумерского города Урук. Сами шумеры, как известно, тоже оставили письменные предания нам о том, что их прародиной является Кавказ.
Другой этап заселения Самурской долины наверняка связан с расселением представителей куро-аракской культуры. Тогда и появилось на правом берегу Самура, недалеко от места его слияния с рекой Усухчай, поселение Кра–Кура, означающее «укрепление («кра») куринцев», а вовсе не Кара–Кюре, как пишется и во многих случаях понимается («кара» — черный) в настоящее время.
Вслед за этими, более древними поселениями, где-то на рубеже VI века до нашей эры, то есть после разрушения Мидии и Ассирии, в Самурской долине появились поселенцы и из числа бывших жителей этих стран. Возможно, появление в лезгинском языке слов «мидяха» – неприятель и «есирар» — пленные связаны с этнонимами «мидийцы» и «ассирийцы». За счет небольших поселений «ассирийцев» и «мидийцев» по границам Ахцах–пары появились и такие селения, как Ушур или Уссур, а также Мидий-джа или Миджах. На территории Дагуспары после прихода (или привода) ассирийцев (аширийцев, ашарийцев) и мидийцев также появились поселения Ушух или Усух и Мидий – кра или Микрах – укрепление мидийцев. Они расположены по горным склонам вокруг Шалбуздага, который и напоминает своим профилем человека, что-то возмущенно кричащего небу – Зевсу или «цеву». Этот профиль (см. фото) и привлек внимание древних людей потому, что, как никогда, на начальном этапе соответствовал чувствам людей, оставивших обжитые и более благоприятные места прежнего обитания и вынужденных против своей воли переселиться в суровую горную местность.
17. БОЛЬШОЙ МЕДЕЙ — ПРОМЕТЕЙ
Небольшой экскурс в историю ассирийцев и мидийцев здесь понадобился для того, чтобы коротко рассказать о царевиче Мадие, сыне скифского царя Партату (Бартатуа) и ассирийской царицы, который также мог стать одним из прототипов образа легендарного Прометея.
Имя Прометей, возможно, сложилось из двух имен. Партатуа (скифского царя), за которого была выдана замуж ассирийская царевна, и царевича Мадия, который родился в их браке. Партатуа Мадий — обозначает имя и сына, и его отца. Такой порядок «имясложения» существовал и в Дагестане до перевода фамилий на русский образец. Партатуа (Пара) Мадий (Мед, Мет) за века сложился в одно слитное имя Пара Мет или «большой Мет». Кстати, имя популярного на Кавказе Меда или Мета сохраняется во многих древних именах, как Ах-мед (Ах-Ях – совесть Меда), Бала- Мет (потомок Меда), Яр-мет – (солнце Меда). Популярное у всех мусульман имя Магомед или Мухаммед также содержит в себе древнекавказское Мед-Мет и означает «вершина Меда», ибо первая часть этого славного имени является производным от нахчи-дагестанского и кавказского «мегьер» — гора, вершина. В Ахтах канал, проложенный по скалам гор, называется «мегьер-хол» или горный канал. Это же слово входит в самоназвание аварского этноса — «мегьерулал».
Что касается первой части имени Прометей, -«пра», то оно сохранилось в древних названиях государственных объединений, сложившихся в Самурской долине – вольных обществ «Ахты–пара», «Дагус–пара», «Рутул–пара» и т.д. В данном случае название главного села общества с приложением «пара» буквально означает «большой». То есть «Ахты–пара» переводится как «большой Ахты». Отсюда и имя Прометей, наверняка означающее «Большой Мет, Мед, Медей или Мадий», т.е. гору, вершина которой похожа на лицо известного древним Меда или Мадая. (Таким же природным памятником является и Пушкин–гора, расположенная рядом с городом Избербаш. Этот природный феномен изначально назывался головой («баш») некоего Избери (в Ахтах до сих пор сохраняется имя домусульманской эпохи — Збер, Избер).
18. КТО ЗАХОРОНЕН В СВЯТОЙ МОГИЛЕ НА УРАНЛЕРЕ?
Кстати, расположенная неподалеку от Шалбуздага вершина Мулкамуд также содержит в своем названии имя Меда или Мута (Мадия) и означает в переводе с лезгинского — владение (мулк) Меда. По некоторым сведениям, среди скал и льдов этой неприступной горы и захоронен легендарный Мед или Мадий. Тогда возникает обоснованный вопрос, а кому принадлежит святая могила на Уранлере (Шалбуздаге), к которой ежегодно на поклонение поднимаются на высоту около четырех тысяч метров над уровнем моря тысячи и тысячи паломников не только из горных районов Дагестана, но и из многих республик Северного Кавказа, из Закавказья, а также из многих краев и областей России?
На Шалбуздаге (Уранлере) по преданию похоронен Нух (Ной) – предок не только всех дагестанских, кавказских, но и славянских, а также всех т.н. индоевропейских народов. Захоронение этого «пророка человечества» на Уранлере, произошло, видимо, 8 тысячелетий назад, когда в долине озера Ван (территория хуритского государства Урарту) произошло извержение одновременно двух вулканов, и лава перекрыла русло реки, вытекающей из озера. В результате уровень воды в озере поднялся на 400 метров. Тогда-то и произошел для обитавших вокруг этого озера людей «всемирный потоп». Поэтому Нух — Ной со своим народом вынужден был переселиться в Нух-чи-вань и в местность на южном склоне Главного Кавказского хребта, которая также получила наименование по имени патриарха (Нуха – Ноя) и до сих пор носит это имя. Оттуда через Куруш до Шалбуздага всего день пути; и святая могила, которой ежегодно, на протяжении тысячелетий поклоняются многие народы, наверняка, есть могила Нуха или Ноя.
В свое время евреи и армянские христиане называли захоронение на Уранлере (Шалбуздаге) могилой Соломона, а некоторые малограмотные муллы могилой Сулеймана. Но из истории иудейского государства хорошо известно, что царь Соломон никогда на Кавказе не был, а могила или «пир Сулеймана» находится возле села Теки-пир-кент Докузпаринского района, о чем свидетельствует и надпись на могильном камне на арабском языке.
Я сам семь раз поднимался на святой Уранлер (первый раз семилетним мальчишкой с бабушкой и матерью) и часто слышал от старых людей суждения о том, что «здесь похоронен отец всех народов и спаситель людей». Про кого еще в истории человечества можно сказать так? И еврейская, и христианская, и мусульманская религии подтверждают эту «историческую память человечества».