Так звучит Тарки-Тау…

 Альбина Конопатская – художник молодой, но свое веское слово уже сказала в 1995 году на молодежной выставке «Алламат», которая тогда состоялась в Махачкале. Потом было много выставочных залов, конкурсов, проектов… Все они будто вели автора к своей первой персональной выставке.

 

ГОРА – КАК СИМВОЛ

 «100 видов горы Тарки-Тау» – выставка явно неоднозначная. Не имея своего названия, весь картинный ряд представляет собой некую мозаику – яркую, необычную, похожую на зарисовки, но в то же время удивительно цельную.

 Философ, художник, искусствовед Сабир Гейбатов называет живопись Конопатской предельно самодостаточной и эмоциональной.

«Предельно эмоциональная и уже в силу этого самодостаточная живопись цикла «100 видов горы Тарки-Тау» Альбины Конопатской, рассчитанная на прямой контакт со зрителем, максимально противится любым однозначным методам искусствоведческой оценки, истолкования и объяснения. Самотождественность художественного жеста определяет связь между зрителем и автором, делающая любой комментарий излишним. По свидетельству Мориса Мерло-Понти (французский философ. – Прим. «МИ»), это определяет статус живописи в качестве «последней метафизики». Метафизика есть процесс узнавания, причина узнавания – символический порядок коммуникативной машины автор – зритель. Каким образом в структуре коммуникативной машины между зрителем и автором появляется место комментатора, дополнительности? Тем более тогда, когда комментатор, осознающий свою избыточность, тем не менее, поставлен в условия говорящего об истине художественного творения», – считает искусствовед.

В основе картин автора – штрих. Именно из него рождаются причудливые образы дворников, женщин, чьи лица покрыты чадрой, старцев, сидящих, опершись на трость, и смотрящих глубоко вдаль. Всех их объединяет странный, порой сумрачный город и гора, превратившаяся в немого наблюдателя человеческих судеб. Порой и не поймешь, это просто рамка, окантованная угольно-черными, переломленными темно-фиолетовыми штрихами, или лицо мужчины, на чьи глаза надеты очки, служащие некими шторами, отгораживающими его от мира, прячущими. В некоторых картинах Альбина использует темные краски – смешение черного, темно-синего и кроваво-алого цветов дает густой оттенок тревоги и чего-то неминуемого. Люди на этих полотнах куда-то бегут сломя голову, дети стоят, вцепившись в подолы взрослых, женщины в красном смотрят куда-то вдаль, в сторону горы. Гора становится символом.

 

ОСОБАЯ МАНЕРА

О таланте и уникальном творческом видении Конопатской на вернисаже говорили многие. Так, начальник Управления культуры города Махачкалы Фарид Абалаев отметил, что выставка ему напомнила знаменитую речь Иосифа Бродского во время получения им Нобелевской премии.

«Я смотрел на эти картины и вспоминал речь Бродского на вручении Нобелевской премии, а вернее, его слова о том, что искусство тем и отличается от жизни, что не терпит повторений. Это и есть то, что отделяет талант от серости. Это особая манера художника говорить со своим зрителем. Я думаю, Альбине удалось сделать все задуманное», – подчеркнул Абалаев.

О преемственности поколений говорила искусствовед Татьяна Петенина.

«Хочется начать с расхожей фразы, что природа на детях гениев отдыхает. Обычно в таких случаях добавляют: «Не всегда». И я с этим соглашусь. Сталкиваясь с творчеством и искусством династии Августовичей – Конопатских – Колесниковых, мы видим, что природа не отдыхает, она плодоносит уже в третьем поколении. Альбина появилась на нашей выставочной сцене, может быть, и не так давно, но она уже успела занять свою нишу. Ей было сложно, потому что она росла не просто в атмосфере искусства, она видела, как творили великие для Дагестана художники, коими являлись ее два дедушки, бабушка, отец и мать. Здесь трудно не попасть под какое-то влияние и не начать подражать. Тем не менее, она смогла найти свой путь и свое направление», – отметила Петенина.

Выступающие сошлись во мнении, что творчество Альбины Конопатской – это новое слово в современном искусстве Дагестана. Новое и далеко не последнее.

Сама художница призналась, что проект создавался ею на протяжении последних пяти лет. Он включает в себя 150 авторских работ. По словам Конопатской, она перенесла на холст все, что видела своими глазами. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам