ЗАГАДКА ПРОСТОТЫ

Апрельский воздух пронизан утонченными ощущениями, особенно волнующими творческую душу. Свиваются в тугой клубок мысли поэтов и философов о прекрасном чувстве, не подвластном ни времени, ни месту. Пожалуй, надо согласиться: «Любовь – это воздух, без которого нет дыхания», а не огонь, с которым его сравнивают многие. Хотя «любовь подобна жажде»…

Сегодня наяву рождаются сотни новых историй любви… А «Повесть о любви» уже вошла в репертуар Аварского государственного музыкально-драматического театра имени Г.Цадасы.
Режиссер – человек, творящий по ту сторону театральных кулис, направляет это всепоглощающее состояние на зрителя, и центр личной жизни сидящих в зале перемещается на сцену. Актер – воплощение встречи режиссера со зрителем…
В «Повести о любви» очередной раз режиссер и сценарист слились буквально в единое целое. Знающие народного артиста Дагестана Хайбулу Абдулгапурова могли бы ожидать от высокоинтеллектуального режиссера и глубокомыслящего сценариста мудреных сцен и обилия умозаключений. Но в том и сказалась мудрость драматурга, что он не стал плести вокруг жизненной истории витиеватых изгородей, а последовал толстовской формуле:
«Театру нужно то, что просто и сильно».
То бесстрашие, на которое способна «совершенная любовь» (А.Блок), Хайбула Абдулгапуров перенес на сцену в наши дни.
Лирическая драма «Повесть о любви» – как эхо первой постановки главного режиссера Аварского театра в этом жанре, преломленное через призму современности. Классическую историю любви. Постановку «Зухра и Тахир» зритель Аварского театра увидел в апреле 1970 года. А через 23 года, пополнив список своих именитых учителей именем народного артиста СССР Р.С. Агамирзяна из Ленинградского государственного драматического театра им.З.Комиссаржевской, народный артист ДАССР Х.Абдулгапуров поставил эту драму и на сцене Кумыкского театра.
За сорок лет работы Хайбулы Абдуловича в театре нашли свое воплощение на сцене и другие лирические драмы по произведениям отечественных и зарубежных авторов. «Повесть о любви» можно сравнить с каждой из них и убедиться в свежести… В чем она проявляется, сказать сразу сложно. Казалось бы, мироощущение героев и сюжетные коллизии из категории «вечных».
Беженец из Чечни Эльдар со своей матерью вынужден поселиться в Дагестане у брата погибшего отца. Дядя служит садоводом в доме олигарха. И у обоих есть дочери. Эльдар влюбляется в одну из них, другая увлеклась экспрессивным юношей и готова пойти даже на убийство ради своей прихоти. Но сама Зульмира получает кинжал от матери Эльдара, принесшей все на алтарь материнского самопожертвования. Женщина, пережившая войну, скитания, покинувшая родину во имя спасения сына, Бахтика лишает жизни и себя.
Гимн материнской любви и трагическое решение любовного треугольника не могут оставить равнодушным самого скептически настроенного зрителя. И украдкой вытираемые в зале слезы не были неожиданностью для автора сценария и постановки спектакля. Хайбула Абдулович был бы удивлен, если бы этого не случилось. В триумфе были уверены и актеры, за месяцы репетиций вжившиеся в свои роли.
Особенно трогала зрителя, как естественно играла слепую скрипачку Ашура Иманалиева. Скрипка выбрана автором сценария олицетворением тонкой души Айшат, лишь внешне примирившейся с коварством судьбы. Флейта Эльдара органично вписывается в дуэт, который становится больше, чем музыкальной четой. Это – единение двух душ на высших уровнях существования. Это как раз тот случай, когда по философскому определению «в любви человек находит самого себя, свою личность». Все остальные проявления любовных отношений, обозначенные в постановке, растворяются, как круги на воде.
Любовь олигарха к бедной девушке Айшат, чувство его телохранителя к дочери садовника, скрываемое от босса, и даже увлечение дочери богача бездомным юношей бледнеют перед настоящей любовью. Мотивы их поступков не соотносятся с чистотой общечеловеческих норм.
Слишком быстрое развитие чувств в первой части спектакля и некоторая их гротескность – это от жанра комедии. Но слишком страстные чувства и разрешение их перекидывают мост к трагедии. И на этом мосту обнажается истинный драматизм «Повести о любви».
Режиссер, предлагающий понять жизненную правду через символику и гиперболу, и в работе сценариста воспользовался увеличительным стеклом для отражения действительности.
Отличник Грузинского государственного института им. Ш.Руставели сорокалетие окончания режиссерского факультета отметил оригинальным спектаклем из современной жизни дагестанского общества. Охватывая зрителя ярким огнем большой любви, Хайбула Абдулгапуров позволяет язычкам его пламени осветить другие плоскости нашего времени.
Дворец самонадеянного богатея Нуцалхана рядом с лачугой садовода Саида.
Вседозволенность оборачивается для дочери банкира увлечением наркотиками и уверенностью, что можно купить любого человека.
Оптимистичность автора проявилась в сценах с операцией Айшат в офтальмологическом Центре в Краснодаре. Неподкупные профессионалы вернули зрение девушке. Вот уж точно актеры, играющие медиков: заслуженные артисты РД Хирамагомед Хирамагомедов и Сайгибат Ахмедова, артистка Амантула Кебедова из тех самых романтиков, к которым всегда относился сам Хайбула Абдулович. И Патимат Магомедова в роли матери героя Бахтики в этом спектакле получила профессию медсестры. Символично?.. А уж заслуженному артисту РФ Магомедрасулу Багдуеву сама роль садовода Саида диктует поведение мудрого от природы человека. Если герой Нажмудина Аминалиева – телохранитель Дадаш остался для зрителя не до конца разгаданным, то к своей героине Зульмире Рукият Абдурахмановой удалось вызвать у зрителя настоящую ненависть.
Лирическое наполнение, превратившее Ашуру Иманалиеву в слепую скрипачку Айшат, кажется, взято из глубин авторских идеалов женской красоты и величия. Человек с характером всегда импонирует другим. Максималистские стремления главного героя сделали из Хайбулы Хасаева энергичного, бескомпромиссного, сильного духом юношу, совсем не похожего на того красавца Леонардо, которого исполнил сам Хайбула Абдулович в начале театральной карьеры. С его внешними данными юноше из Кахибского района можно было бы удовлетвориться одним актерским факультетом, который он закончил за три года до поступления на режиссерский. Но нет, хотелось простора для мыслей… В более ста спектаклях, поставленных на сценах дагестанских театров, Хайбула Абдулгапуров стремился донести до зрителя свое мировоззрение. Для этого и раньше самому приходилось браться за перо: переводы, инсценировки. Опыт прежних работ сказался в оригинальном сценарии «Повести о любви», где сильно и просто говорится о главном чувстве, на котором стоит весь мир.
Отдавая свои мысли героям сцены, живя их чувствами наяву, режиссер участвует в постановке нашей с вами действительности, пытается исправить размытые контуры вечных ценностей и вернуть им чистые цвета.
Смешение ароматов, настроений, чувств естественно для апреля, как смешение разнотемпературных потоков воздуха… Но ближе ко дню рождения Хайбулы Абдуловича установится определенность в мире природы. А вот в мире людей работы для воспитателя чувств еще очень много.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам