Будто к каждому идущему к Санкт-Петербургскому государственному университету обращены эти слова величественного каменного Ломоносова перед главным зданием СПГУ. В том веке, когда холмогорский юноша пустился в путь за знаниями, самый большой процент образованных людей в Российской империи отмечался в Дагестане.
Еще в семнадцатом веке до появления в России университетского образования было зафиксировано преобладание просвещенных людей в нашем крае. В Дагестане любому человеку были созданы условия для получения образования, независимо от того, где он жил: в большом городе Дербенте или в маленьком селе нынешнего Цумадинского района. Неоспоримые доводы этого заключения приводит кандидат исторических наук Магомед Мухудадаев: «Любой мужчина мог получить разносторонние знания в медресе, которые функционировали при мечетях, притом обучение было бесплатным для ученика, платила община».
Образованность всегда считалась самым ярким проявлением свободы духа народа. А в горах, где всегда большое значение придавалось воспитанию детей, придерживались толстовского принципа: «Нельзя воспитывать, не передавая знание всякое, знание же действует воспитательно».
Стремление к знаниям приводит дагестанских юношей и девушек в большие города. Юноши из селения Гонох Хунзахского района тоже уезжали и впоследствии приезжали в горы как почетные гости. Один из земляков преподает в Московском университете, самый знаменитый гонохец — заслуженный тренер СССР по высшему пилотажу Касум Нажмутдинов. Дагестанцам, которые учились и учатся в Санкт-Петербургском государственном университете, в последние 18 лет хорошо известен директор студенческого городка Магомед Мухудадаев.
— Здесь много выходцев из Дагестана, их становится все больше, в последнее время абитуриенты сдают экзамены в Махачкале, а учатся в Санкт-Петербурге. Здесь «учиться», как в Дагестане, невозможно, вникать в учебный процесс нужно по-настоящему. Качество знаний прежде всего определяет ценность студента, а не другие признаки. Поэтому очень часто бывает, что те, кто сдал вступительные экзамены в Махачкале и поступил на бюджетное отделение, не справляются с учебой и переходят на платное. На платном отделении их держат долго, но не всем удается окончить вуз, — признается педагог, руководящий студенческим городком.
Магомед Османович старается помочь с пересдачами, с отсрочками отчислений, но сдавать экзамены за юных земляков ему, конечно, никто не даст.
Сам Магомед Мухудадаев, прежде чем определиться с выбором — исторический факультет в то время Ленинградского государственного университета, получил армейскую закалку. А до службы проучился пару лет в Ленинградском политехническом университете, куда поступил в 1976 году.
В годы студенчества Магомеда Османовича жизнь в общежитиях шла по накатанным рельсам. Контролировали внутренний распорядок общественные организации. Не стало комсомола и добровольной дружины, не успели укрепиться специальные административные структуры. Иногородних студентов стало меньше. И многие общежития, в том числе и университетские, стали превращаться в притоны неизвестных, не имеющих отношения к учебным заведениям личностей. В это смутное время и была предложена должность директора студенческого городка дагестанцу.
С 1990 года он совмещает преподавательскую и управленческую деятельность.
— Если сравнить работу администрации студенческого городка во времена вашей учебы в университете и сейчас…
— Сейчас вся нагрузка ложится на сами структуры студгородка. Усилена служба безопасности, постороннему человеку не пройти в общежитие. Внутренний порядок соблюдается строго соответственно правилам общежития. Все вопросы, связанные с поселением, выселением, переселением, решаются только через администрацию студенческого городка.
— А поведение студентов из Дагестана всегда отвечает нормам?
— Наши ребята что-что, а за свою честь постоять умеют. Это у них получается хорошо. Приходится иногда разбираться с драчунами.
Содержание жизни «новой» молодежи, ее перспективы были знакомы Мухудадаеву не только по наблюдениям со стороны, он изучал их специально в аспирантуре. «Студенты и молодежь в период перехода от тоталитаризма к демократии» — тема его кандидатской диссертации.
До прошлого года Магомед Османович сочетал административную работу с преподавательской. Но в последнее время много управленческих проблем, которые вынуждают откладывать научную работу. Тем не менее на родной кафедре политического управления философского факультета СПГУ уже в этом году ждут защиты Мухудадаевым докторской. Это научное исследование связано с вузовским образованием и управлением.
«Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага», — утверждал Дмитрий Менделеев, именем которого называется улица с основными корпусами СПГУ, и каменное воплощение которого пытается сквозь ветви роскошной зелени переглянуться с Михаилом Ломоносовым: согласится ли тот? Современные питерские ученые согласны со знаменитым химиком и в этом духе воспитывают своих учеников, среди которых становится все больше дагестанцев.
Ехать за знаниями хоть в Китай рекомендовал Коран мусульманам. Сегодня все изменилось.
— В последнее время много приезжает студентов из Китая и Турции. Из арабских государств мало кто обучается у нас. В нашем университете учатся ребята из Африки, Америки, Европы, Японии. Из Прибалтики в Петербург отправляют своих детей некоренные жители бывших советских республик.
Перспективы открылись перед многими дагестанцами, после окончания учебы оставшимися в Петербургском университете.
Здесь на биологическом факультете преподает наш земляк – академик Магомед Магомедов. Он занимается латиноамериканским растением амарант. Со мной на философском работает профессор Джамалдин Мутагиров… На экономическом факультете работает еще один наш земляк.Сразу всех земляков, преподающих в Санкт-Петербургском государственном университете, Магомеду Османовичу и не вспомнить. Не каждый день видятся. Часто к нему заходит заместитель декана по развитию материально-технической базы восточного факультета СПГУ Шамиль Алибегилов. Шамиль Абдулаевич молод, энергичен и внимателен не только к оборудованию восточного факультета, но и к землякам, обучающимся на этом факультете и проживающим в общежитиях.
Более двенадцати тысяч студентов одного из ведущих вузов страны живут в 23 общежитиях, подведомственных Магомеду Османовичу. Нынешний ректор СПГУ Н.М. Кропачев с пониманием относится к проблемам студенческих общежитий. Недавно было капитально отремонтировано здание на улице Шевченко. Улучшилось общее состояние и других общежитий.
Когда в учебные дни по утрам от «китайской стены» отрывается неупорядоченная колонна молодых людей, переполняешься гордостью за армию образованной молодежи. «Китайской стеной» называется комплекс общежитий на улице Халтурина в Петергофе (не потому, что здесь живет много студентов из этой страны, а за внушительный вид сплошь выстроившихся зданий). А на Ботанической улице с 14-го этажа абитуриент разглядывает в окно окрестности знаменитого села, рядом с которым расположился прекрасный Петродворец. Дух местности, дух города Петра заряжает стремлением к знаниям. И осознаешь, что «молодость дается нам для экспериментов, а не для прозябания» (А. Вампилов).
Отец Магомеда Мухудадаева, Осман, был человеком верующим, и одно из ярких детских впечатлений у питерского историка – появление телевизора в горах и предвзятое отношение коренного горца к техническому совершенству, позволявшему заглянуть в другие миры. А попасть в другой мир и быть там своим так же, как в Дагестане, где он теперь бывает каждый год в качестве
гостя, — из серии удавшихся экспериментов.