Уважаемые читатели!
Со статьи студентки III курса Северо-Кавказского Филиала Российской правовой академии Татьяны Ястребовой мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды нашей республики. Материал подготовлен при содействии депутатов Народного Собрания РД, председателя Комитета по экологии и природным ресурсам Курбанова Н.М. и члена комитета Кабардиева А.А.
Природа — огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбросанного единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накапливающий силу, чтобы собирать всю природу воедино.
Человек никогда не сможет довольствоваться чем-то одним, что дает ему природа; деятельное вмешательство в жизнь природы его самого будет необходимо и в дальнейшем. Подобно тому, как он изменил природу животных и растений, человек должен будет изменить и свою собственную природу для того, чтобы сделать ее гармоничнее. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неотвратимо приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Наша страна относится к государствам с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. К сожалению, ухудшается здоровье людей. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие изменений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель превышает установленную норму в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Часть территории занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15 — 20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Все изложенное свидетельствует, что всем нам — жителям необъятной и богатой ресурсами России — пора осознать: время нерегулируемого безлимитного пользования природной средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природу есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.
В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.
Следует отметить особую роль органов внутренних дел. В соответствии с Законом РФ «О милиции», УПК РФ и КоАБ органы внутренних дел в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Роспотребнадзором надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).
Одной из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов является юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются:
— защита общественных отношений в сфере экологии;
— наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение);
— воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды»), в настоящем законодательстве не дается четкого определения понятию «экологическое правонарушение».
Понятия «экологическое преступление» и «экологический проступок» определены в п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 г., №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения (с изменениями от 06.02.2007г.)».
Из данного пункта вытекает, что экологическое преступление – виновное противоправное деяние, причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека, за которое установлена уголовная ответственность.
Понятие «экологический проступок» определено как виновное противоправное деяние, причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека, за которое установлена иная ответственность (имущественная, дисциплинарная, административная).
К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников лесного хозяйства, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные правила, или у работников промысловых организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявляться в стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой реализовать незаконно добытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечение органами внутренних дел такого рода противоправной деятельности является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений.
Особая роль в деятельности по защите и надзору за охраной окружающей среды отводится прокуратуре. Как правило, все усилия и действия прокуроров концентрируются, прежде всего, там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.
Первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.
Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом «О прокуратуре», такие, как протест, представление и постановление прокурора.
К примеру, за 2007 год Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено: 1704 нарушения закона в сфере охраны окружающей среды, в том числе 138 незаконных правовых актов, из которых 3 — Правительства РД, 5 — Представительных органов местного самоуправления, 18 — исполнительных органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, 112 — органов вневедомственного контроля о наложении административных штрафов.
В целях устранения выявленных нарушений законов приняты следующие меры прокурорского реагирования:
— принесено 124 протеста на незаконные постановления органов местного самоуправления, органов вневедомственного контроля;
— направлено в Арбитражный суд РД 9 исковых заявлений о признании недействительными решений и договоров о предоставлении земельных участков и применении последствий недействительности сделок, а в суды общей юрисдикции – 18 исковых заявлений о прекращении экологически вредной деятельности, освобождении земельных участков, сносе самовольных построек и 116 исков на общую сумму 106 млн рублей о взыскании причиненного природным объектам ущерба;
— внесено 108 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства;
— возбуждено 32 уголовных дела в связи с нарушениями в сфере природопользования, в числе коррупционной направленности (в отношении глав муниципальных образований (район, поселение), сотрудников контролирующих органов, регистрационной службы, кадастровой палаты и т.д.).
Два материала о преступлении, в соответствии с ч.2 ст. 37 УПК РФ, направлены по подследственности в Следственное управление следственного комитета при Прокуратуре РФ по РД;
Объявлено 51 предостережение о недопустимости нарушений природоохранного законодательства.
Возбуждено 78 дел об административных правонарушениях.
За 2007 год в суды направлено и 332 уголовных дела в отношении 362 лиц, совершивших экологические и связанные с ними должностные преступления.
Сегодня, как никогда раньше, необходимы: повышение эффективности работы природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право — и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.
Следует обратить внимание на то, что ухудшение экологической ситуации в стране, необходимость обеспечения экологической безопасности населения обусловливают совершенствование системы анализа состояния правовой системы в области экологии, поиска путей и направлений повышения природоохранной деятельности, ее реформирования.
В актах государственной власти как законодательной, так и исполнительной в последние годы постоянно подчеркивается необходимость реформирования правоохранительной деятельности в сфере экологии, развития усилий по решению соответствующих задач. Принимаются целенаправленные программы по реабилитации экологически неблагополучных регионов.
Время ставит вопрос об активной поддержке общественных наук. И это понятно, так как любая практическая деятельность по определению эффективности средств воздействия на экологическую сферу, на сокращение экологической преступности невозможна без проведения систематической и глубокой научной проработки всего комплекса проблем, от решения которых зависит изменение неблагоприятных тенденций в данной сфере. Без объективного анализа состояния преступности в сфере экологии, изучения достаточно подвижных механизмов ее экономической обусловленности, определения стратегии и тактики использования всех средств и методов предупреждения борьбы будет все сложнее и сложнее.
На основании проведенных мною исследований во время прохождения практики в Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуре я пришла к следующим выводам: особые затруднения вызывают подготовка и составление процессуальных документов, актов прокурорского реагирования, их техническое оформление. В общении с гражданами, с участниками процесса также возникают проблемы, так как отсутствуют навыки по установлению психологических контактов, оценки их поведения и выбора правильного решения. Необходимо провести меры по совершенствованию сети природоохранных прокуратур. При этом следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.
Все эти проблемы относятся к числу недостаточно разработанных, но в то же время крупномасштабных и актуальных. От объективного, комплексного их решения зависит научно обоснованное определение политики в области охраны окружающей природной среды и прокурорского надзора в этой сфере.
Координация усилий государственных органов и общественных организаций будет способствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в области природопользования.
Необходимо повышать эффективность работы природоохранных прокуратур и других государственных структур, изучить вопрос создания экологической милиции.
От сегодняшнего состояния природы зависят наше будущее, наше здоровье и процветание. Поэтому ее надо беречь, как зеницу ока. Это — среда не только нашего с вами обитания, это — среда обитания наших потомков.