Вот в основном круг вопросов, которые автор хотел озвучить в связи с заявленной темой. Но история продолжается. Прошлое Страны гор и предков – как велико значение этих понятий в условиях, которые задает сегодняшний мир. «Судьба страны и политика определяются ее историей и географией», — говорил государственный деятель, генерал Шарль де Голль. Его современник, идеолог буржуазно-либерального реформизма, ярый антисоветчик XX века Джордж Оруэлл говорил: «Тот, кто владеет прошлым, тот владеет будущим». Говоря словами декабристов XIX века: «Кто учился истории, тот научается обязанностям человека и гражданина».
В наши дни в связи с экономическими трудностями и исходом населения из Нагорного Дагестана в другие регионы республики и страны приходится слышать: а нужно ли было предкам в свое время заселять эти суровые горные массивы, когда кругом столько земли с благоприятными природными условиями для проживания? Предки наши оказались в этих местах не от хорошей жизни и не по своей воле. Горы спасали их от натиска многочисленных и могущественных племен и народов различных эпох, перемещавшихся по Кавказскому перешейку с севера на юг и с юга на север. К примеру, о киммерийцах и скифах, сарматах, аланах мы говорили, а гунны, иранцы, хазаро-арабские воины, монголы и т.д.? В этой связи уместно сослаться на публикацию Магомед-Хана Пашаева «Об одном древнем городе», где он пишет о трагической судьбе и почти полном истреблении монголами в 1240 году «прославленного в Дагестане древнего народа Тумал (Туман, Тубал)». Характерно, что термином «Тумал» обозначены как сам народ, так и область (билаят) их проживания. Автор ссылается на находящуюся в Ереване «Дербендиаду», арабских авторов IX-XI веков, книгу «Дагъустаннал халкьуннал ва миннал паччахтурал таварих» (автор не обозначен), находящуюся у него. Это только один из аспектов того «сложнейшего конгломерата воздействия на толщу той культуры, которая сложилась в укладах Дагестанского нагорья», о чем говорилось вначале.
Для нашей темы представляет интерес, в первую очередь, проблема исследования и сохранения культурно-исторического наследия нашего края, где более половины памятников, создававшихся нашими предками и представителями других народов, оказавшихся по воле судеб в этом крае, уничтожены и исчезли с лица земли за относительно короткий по масштабам истории промежуток времени последнего столетия. Поэтому так важно сохранить хотя бы то, что осталось от них – эпиграфических, археологических. Сейчас без археологии, которая в век технического прогресса и новшеств приобретает все большее значение, в средневековой и тем более древней и древнейшей истории невозможны исследования; повышается уровень исследований, растет международное сотрудничество ученых в области археологии. Наглядный пример — археологическое наследие Великентских холмов в 25 километрах к северо-западу от Дербента на правобережье реки Уллучай. Великентские холмы были открыты еще в конце XIX века при строительстве железной дороги Ростов — Баку, и с тех пор интерес к ним историков никогда не ослабевал. Плановые раскопки были начаты в 1953 году, в 1979 году работы возобновились, а после достижения договоренности между Институтом ИАЭ Дагестанского научного центра и колледжем Уэлсли штата Массачусетс США в 1994 — 2002 годах проводились археологические раскопки на Великентских холмах. Результаты оказались совершенно неожиданными: были обнаружены крупные катакомбы и массовые захоронения, не имеющие аналогов в Дагестане и на Кавказе, которым более четырех с половиной тысячелетий, в них обнаружено множество археологических находок, которые изменили прежние представления о древней и древнейшей истории Восточного Кавказа.
Вот что пишет доктор археологии Магомед Гаджиев, руководивший работами в качестве начальника дагестанско-американской археологической экспедиции на Великентском комплексе памятников энеолита и ранней бронзы на Восточном Кавказе: «Для исследований была выбрана группа археологических памятников бронзового века, расположенная в 25 км к северо-западу от Дербента. Группа состоит из 5 холмов, на которых жители бронзового века расположили два поселения и три могильника… В результате было установлено, что Великентские холмы стабильно обживались на протяжении более 1000 лет с рубежа III тыс. до н.э. до II тыс. до н.э. Было установлено также, что здесь в бронзовом веке находился один из крупнейших раннеземледельческих культурных центров Кавказа, мощный очаг цветной металлургии и металлообработки, древнего производства гончарных изделий, где скрещивались пути культурных, торгово-экономических и политических связей населения Кавказа, Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. Открыты остатки древних жилищ, построенных из самана и жженого кирпича, большие погреба для хранения пищевых запасов, разнообразные печи-тандыры… Обнаружены многочисленные керамические изделия, орудия труда, связанные с земледелием, массивные каменные топоры, использовавшиеся для дробления медной руды, кремниевые наконечники стрел, разнообразные изделия из кости, наконечники из бронзы. Как показали радиоуглеродные анализы образцов сгоревшего угля из поселений, проведенные в лаборатории Аризонского университета в Америке, раскопанные поселения существовали в период между 3360 и 2920 годами до н.э.
К числу выдающихся открытий международной экспедиции нужно отнести то, что в указанное время глиняная посуда на Северо-Восточном Кавказе изготовлялась на гончарном круге — инструменте, который был известен в то время только в древних цивилизациях Востока… Не менее важно, что достоверно установлено использование в строительном деле жженого кирпича. В столь далекое время он не был известен ни в одной из областей Кавказа, ни в очагах древних цивилизаций Ближнего Востока. Жженый кирпич в это время был известен в Шумере и в Индии, где использовался в строительстве известного древнего города Мохенджо-Даро. В указанных поселениях в окрестностях Великента тогда уже было налажено его массовое производство.
Раскопками на великентских могильниках экспедиция открыла просторные подземные склепы, называемые катакомбами, которые в бронзовом веке служили в качестве семейно-родовых усыпальниц. Они содержали многочисленные захоронения с большим количеством сосудов, орудиями труда из камня и металла, разнообразными украшениями, булавками, браслетами, серьгами… Анализ из могил катакомб, проведенный также в лаборатории Аризонского университета, дал абсолютную дату могил — 2865 — 2505 годы до н.э. Раскопки свидетельствуют о том, что в III тысячелетии до н.э. в Дагестане, в частности, вдоль русла реки Уллу-чай скопились большие людские массы, что было возможно только при условии высокоразвитого земледелия и скотоводства. Все эти открытия позволяют сделать вывод о том, что Дагестан в конце IV — III тысячелетий до н.э. находился на пути формирования ранней цивилизации…».
Приведенные выше выдержки из публикаций Магомеда Гаджиева дают представление о той культуре (теперь ее принято называть Куро-Аракской), которая сложилась на Восточном Кавказе и в Закавказье в эпоху бронзы.
Таких поселений «эпохи ранней бронзы», как Великентское, обнаружено в Дагестане более десяти: Кулинское, Гунибское, Каякентское, Гильярское, Джемикентское, Чиркейское, Мекегинское и т.д., где, по данным источников, «имеются мощные пласты культурных отложений, свидетельствующие о прочной и длительной оседлости. Жилища равнинных поселений были в основном турлучными, тогда как в предгорьях и горах господствовало монументальное каменное домостроение… Помимо земледелия и скотоводства, в III тысячелетии до н.э. интенсивно развивались металлургия и металлообработка, строительное дело, керамическое производство, обработка дерева и кости, ткачество и другие производства». По данным этих же источников, в конце эпохи ранней бронзы почти повсеместно на Кавказе (нередко, как, например, в Дагестане, вынужденно) происходит забрасывание процветавших до того земледельческих поселений». Почему?! Это был период вторжения через Кавказ в Малую Азию так называемых индоевропейцев во главе с хеттами. По данным источников, «хетты появились в Центральной Анатолии на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Их следами были уничтоженные и опустевшие поселения по всей центральной части Малой Азии. Будучи нанесенными на карту, они образуют темную полосу на путях от Кавказа к Эгейскому морю». А известный британский археолог Джеймс Мелларт, раскопавший в 50 — 60 годах XX века древнейшее в Малой Азии поселение — город Чатал-Гуюк, пишет буквально следующее: «Можно подумать, что по Малой Азии прошел огненный вихрь». Вот эта самая темная полоса «огненного вихря» индоевропейского нашествия с севера, прежде чем добраться до Малой Азии, прошлась по Кавказу и уничтожила поселения Куро-Аракской культуры в Дагестане. Пройдут столетия, прежде чем начнется некоторое возрождение края. Это уже потом на Северо-Восточном Кавказе в конце II тысячелетия до н.э. возникнут центры, и начнет формироваться новая, так называемая Каякентско-Хорочоевская культура, появятся новые поселения-городища, в том числе в регионах Лекетской дороги.
Вернемся, однако, к археологическим объектам Великента, которые расположены на правобережье реки Уллу-чай. Откуда река берет начало, и где ее истоки? Посмотрим на географическую карту Дагестана. Река берет начало с восточных нагорий старой Лекетской дороги. Все три ее водных истока находятся там (в окрестностях Цыйшинского плато, Цовкра — Хъуннах — Кули — Хосрехское нагорье). Примечательно, что древнее земледельческое городище Кули обнаружено именно в этом регионе. О чем это свидетельствует ? О том, что жители поселений Великента еще в те времена использовали эти нагорья как летние пастбища для скота. По долине Уллу-чая еще до недавних пор проходили самые удобные и короткие дороги к берегу Каспия и в сторону Дербента с нагорья. Впоследствии в этом регионе возникла государственность Уцмийства, Тумана, Шамхальства…
По ним же проходили дороги на юг в Лакз (Самурскую долину) и на север, в Серир (Аварию). Кстати, одна мысль: кто были жители холмов Великента бронзовой эпохи и откуда пришли, имели ли какие-то связи с жителями Кегерского нагорья в нынешнем Гунибском районе? Скорее всего, да, но то, что они имели связь с жителями Самурской долины, — бесспорно, иначе, откуда они могли получать медную руду, которой нигде на Восточном Кавказе, кроме как в Юждаге, нет?!
А что касается Кегерского нагорья, там обнаружены 6 лунно-солнечных обсерваторий, включающих 16 календарей (по данным археологов и доктора геолого-минералогических наук Магомеда Исрапилова, автора двух монографий: «Солнечные календари Кегерского нагорья», 1991 г., и «От Кегера до Стоунхеджа», 1993 г.). Возраст отдельных из них 11-12 тыс. лет и более, других — 8,5-9 тыс. лет, третьих — 4,5-5,5 тыс. лет. И что еще не менее важно, там и в других регионах Дагестана обнаружено большое количество пиктограмм (рисуночных изображений предков, остающихся пока нерасшифрованными). О чем они, и какие скрывают тайны прошлого? О масштабах их деятельности говорит следующий факт: количество их в Дагестане превышает 8500, а на всем остальном Кавказе их насчитывается 5000. Об этом писали, в том числе и автор этих строк, а недавно по Центральному телевидению была передача, посвященная этим надписям на скалах и камнях Нагорного Дагестана. Можно представить себе значение информации, заложенной в эти календари и знаки-пиктограммы.
Завершая статью, скажу еще вот что: как известно, движущей силой исторического процесса является народ, но этим процессом в то или иное время руководили личности. В этом плане история Дагестана, на мой взгляд, почти обезличена. Посмотрим на историографию соседних с нами народов — жителей Армении, Грузии, Азербайджана. Сколько обозначенных выдающихся исторических личностей, и они были таковыми! А у нас, кроме нескольких громких имен в нашей историографии, мало кто обозначен. А где правящие династии Аварии (Серира и Хунзахского ханства, династию которых ликвидировали «мюриды» 30-х годов позапрошлого века), Даргинии (включая Кайтаг), шамхалов (ханов Казикумухских, шамхалов Таркинских) и т.д.? Пресловутый «классовый подход» не оставил им места в истории Страны гор. Еще не поздно поправить ситуацию умалчивания деятельности исторических личностей, деливших с народом Дагестана радость побед и горечь поражений.
С древних времен они служили не шахиншахам, не царям или правителям времен еще недавних. Они выполняли свой гражданский долг перед Родиной и народом. Чем больше проходит времени, тем ярче свет памяти тех, кто ушел из жизни с чувством исполненного долга перед Отечеством и народом.