ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В нашей жизни столько всего негативного, что редко когда приходится надеяться на утверждение мало-мальской справедливости. Скажите, в какой сфере жизнедеятельности и духовности у нас есть хотя бы скромные ростки честности?! По-моему, ни в какой!

Я хочу поговорить о такой деликатной теме, как воздвижение памятников известным людям, эту тему ваша редакция затронула в № 1 текущего года. У таких людей после смерти продолжается новая жизнь – символизированная: воплощенная в мраморе или в другом камне.
Возникает вопрос: кто же имеет право на жизнь после смерти?! Разумеется, последует категоричный ответ: «Славные люди, совершившие большие подвиги и достигшие больших высот в своем труде!» Правильно! Никто не будет с этим спорить.
А вот еще один вопрос: почему памятники одним героям отливают в металле, а другим – нет?! А чем один герой хуже другого?! Давайте-ка пройдемся по Махачкале и поведем предметный, конкретный разговор – поименно!
На проспекте Петра I установили памятник Герою Социалистического Труда Ильмутдину Насрутдинову. И правильно сделали! Но вот парадоксальная ситуация: а почему начали именно с него – ведь он не первый Герой Социалистического Труда в Дагестане?! А почему нет памятников Героям Социалистического Труда Гульбоф Давыдовой и Ханум Магомедовой. Им не воздвигли памятников ни в Махачкале, ни в другом городе! А как же быть с остальными дагестанцами – Героями Социалистического Труда? И чем все они хуже Насрутдинова?
Есть в Махачкале памятники Героям Советского Союза Юсупу Акаеву и Магомеду Гаджиеву. Это – хорошо! А почему нет в Махачкале памятников остальным Героям Советского Союза?
Поговорим о поэтах. Происходит то же самое: одни продолжают жить в памятниках, а о других только изредка вспоминают. В Махачкале стоят памятники народным поэтам Дагестана Г.Цадасе, С.Стальскому, А.Гафурову. Но нет памятников другим народным поэтам. Мне могут возразить: «Но ведь это классики дагестанской поэзии!» Это не совсем верный подход. До них тоже были классики: Батырай, Етим Эмин, Махмуд, Щаза, Йырчы Казак, Калук Мирза и другие. Однако им памятников нет. Разумеется, и до них тоже были классики, о которых мы и не можем знать, и так до бесконечности. А что касается создателей памятников классикам, то нужно отметить следующее: они быстро уловили новый (большевистский) исторический момент и начали сотрудничать с властью. Вот и все. А как же тогда быть с народными поэтами того же советского, но более позднего периода: Ш.Мурадовым, С.Рабадановым, З.Гаджиевым и др. – ведь им памятники возводить никто и не собирается?
Вообще в политике воздвижения памятников творится полнейшая чехарда: не понятно, почему памятники ставятся одним выдающимся людям, а другим (тоже славным) не ставятся. Государственной политикой жизненные сферы разделены таким образом: замечательным людям одних профессий можно воздвигать памятники, а таким же замечательным людям других профессий этого делать нельзя. Сошлемся опять на поэтов. Талантливому поэту устанавливают памятник, и в день рождения к его памятнику ходят толпы с букетами цветов. Но почему-то совершенно не принято воздвигать памятники учителям, и памятник русской учительнице в Махачкале – приятное исключение.
Например, почему нет памятников народным учителям СССР Булачу Гаджиеву, математику Ахмедхану Караеву (Кубачинская средняя школа Дахадаевского района), Уме Муртузалиевой и другим? Учитель – основа интеллектуального развития личности, в том числе и ее поэтического дара. Так почему же ему нельзя воздвигнуть памятник, если поэту это сделать можно?
У нас также нет памятников известным композиторам, художникам, скульпторам. Чем они хуже поэтов? Мне не понятно!
Поэзию и другие сферы нашей культуры невозможно назвать самыми важными в человеческой жизни – они все-таки вторичные и следуют за элементарными материальными благами (пища, одежда, жилище и т.д.). Есть ведь и талантливые обувщики, портные. Есть славные строители. Тем не менее, никому из них не воздвигнут ни один памятник. Мы постоянно нуждаемся в услугах врачей, но и они не удостоились даже одного памятника. И таких примеров много!
Лично мое мнение такое: не надо воздвигать персональных памятников – всем достойным людям невозможно их установить. Заслуженные люди и без этого останутся в истории. Другое дело – символические памятники или монументы: матери и ребенку, воину-освободителю, учителю, врачу и т.д. Их вполне достаточно для увековечения в памяти подрастающего поколения в качестве образцов. На мой взгляд, это будет справедливо!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Победители «Большой Перемены» вернулись в Дагестан

7 дагестанских школьников стали победителями финала Всероссийского конкурса «Большая перемена», сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РД. Сегодня они...

В Махачкале провели первые соревнования по гребному спорту

Тестовые соревнования по гребле-индор впервые прошли в Дагестане на базе ДГПУ. Турнир проводился на специальных гребных тренажерах «Concept-2», которые...

Более 71 млн рублей будет выделено для улучшения газоснабжения в посёлке Сулак

Делегация во главе с врио министра энергетики и ЖКХ Дагестана - Ризваном Мурадовым посетила поселок Сулак с рабочим визитом....

Обладатели «Пушкинской карты» могут проехать по туристическому маршруту в Махачкале

По новому проекту «Пушкинской карты» теперь можно проехать по Махачкале на троллейбусе. Об этом сообщает туроператор «Хазар Тур». Обладатели «...

В Ленинском районе Махачкалы введён режим ЧС

11 многоквартирных домов Ленинского района столицы остаются без газоснабжения, так как их газопроводы не соответствуют нормам. Сообщает на своей...

Два дагестанца подозреваются в использовании фальшивых денег

Двое мужчин подозреваются в приобретении и использовании поддельных купюр номиналом в пять тысяч рублей, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. Предположительно...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам