ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В нашей жизни столько всего негативного, что редко когда приходится надеяться на утверждение мало-мальской справедливости. Скажите, в какой сфере жизнедеятельности и духовности у нас есть хотя бы скромные ростки честности?! По-моему, ни в какой!

Я хочу поговорить о такой деликатной теме, как воздвижение памятников известным людям, эту тему ваша редакция затронула в № 1 текущего года. У таких людей после смерти продолжается новая жизнь – символизированная: воплощенная в мраморе или в другом камне.
Возникает вопрос: кто же имеет право на жизнь после смерти?! Разумеется, последует категоричный ответ: «Славные люди, совершившие большие подвиги и достигшие больших высот в своем труде!» Правильно! Никто не будет с этим спорить.
А вот еще один вопрос: почему памятники одним героям отливают в металле, а другим – нет?! А чем один герой хуже другого?! Давайте-ка пройдемся по Махачкале и поведем предметный, конкретный разговор – поименно!
На проспекте Петра I установили памятник Герою Социалистического Труда Ильмутдину Насрутдинову. И правильно сделали! Но вот парадоксальная ситуация: а почему начали именно с него – ведь он не первый Герой Социалистического Труда в Дагестане?! А почему нет памятников Героям Социалистического Труда Гульбоф Давыдовой и Ханум Магомедовой. Им не воздвигли памятников ни в Махачкале, ни в другом городе! А как же быть с остальными дагестанцами – Героями Социалистического Труда? И чем все они хуже Насрутдинова?
Есть в Махачкале памятники Героям Советского Союза Юсупу Акаеву и Магомеду Гаджиеву. Это – хорошо! А почему нет в Махачкале памятников остальным Героям Советского Союза?
Поговорим о поэтах. Происходит то же самое: одни продолжают жить в памятниках, а о других только изредка вспоминают. В Махачкале стоят памятники народным поэтам Дагестана Г.Цадасе, С.Стальскому, А.Гафурову. Но нет памятников другим народным поэтам. Мне могут возразить: «Но ведь это классики дагестанской поэзии!» Это не совсем верный подход. До них тоже были классики: Батырай, Етим Эмин, Махмуд, Щаза, Йырчы Казак, Калук Мирза и другие. Однако им памятников нет. Разумеется, и до них тоже были классики, о которых мы и не можем знать, и так до бесконечности. А что касается создателей памятников классикам, то нужно отметить следующее: они быстро уловили новый (большевистский) исторический момент и начали сотрудничать с властью. Вот и все. А как же тогда быть с народными поэтами того же советского, но более позднего периода: Ш.Мурадовым, С.Рабадановым, З.Гаджиевым и др. – ведь им памятники возводить никто и не собирается?
Вообще в политике воздвижения памятников творится полнейшая чехарда: не понятно, почему памятники ставятся одним выдающимся людям, а другим (тоже славным) не ставятся. Государственной политикой жизненные сферы разделены таким образом: замечательным людям одних профессий можно воздвигать памятники, а таким же замечательным людям других профессий этого делать нельзя. Сошлемся опять на поэтов. Талантливому поэту устанавливают памятник, и в день рождения к его памятнику ходят толпы с букетами цветов. Но почему-то совершенно не принято воздвигать памятники учителям, и памятник русской учительнице в Махачкале – приятное исключение.
Например, почему нет памятников народным учителям СССР Булачу Гаджиеву, математику Ахмедхану Караеву (Кубачинская средняя школа Дахадаевского района), Уме Муртузалиевой и другим? Учитель – основа интеллектуального развития личности, в том числе и ее поэтического дара. Так почему же ему нельзя воздвигнуть памятник, если поэту это сделать можно?
У нас также нет памятников известным композиторам, художникам, скульпторам. Чем они хуже поэтов? Мне не понятно!
Поэзию и другие сферы нашей культуры невозможно назвать самыми важными в человеческой жизни – они все-таки вторичные и следуют за элементарными материальными благами (пища, одежда, жилище и т.д.). Есть ведь и талантливые обувщики, портные. Есть славные строители. Тем не менее, никому из них не воздвигнут ни один памятник. Мы постоянно нуждаемся в услугах врачей, но и они не удостоились даже одного памятника. И таких примеров много!
Лично мое мнение такое: не надо воздвигать персональных памятников – всем достойным людям невозможно их установить. Заслуженные люди и без этого останутся в истории. Другое дело – символические памятники или монументы: матери и ребенку, воину-освободителю, учителю, врачу и т.д. Их вполне достаточно для увековечения в памяти подрастающего поколения в качестве образцов. На мой взгляд, это будет справедливо!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам