На школьной фотографии — покрытые цветами ветви фруктовых деревьев в саду Махачкалинской средней школы № 26. Ветер, обычно гуляющий по проспекту Акушинского, словно притих в школьном палисаднике, где старшеклассники перекапывали землю и белили деревья… Вот они, веселые и трудолюбивые, рядом со своими наставниками. Глядя на этот снимок, никогда не подумаешь, что ученики этой школы попадут в больницы с диагнозом гепатит «А». Сегодня они уже выписались из лечебного учреждения и в июньские дни вместе с другими сдавали школьные экзамены.
«Как они себя чувствуют?» — спросила я у завуча школы Амалии Ибрагимовой. Она ответила: «Дети чувствуют себя хорошо, родители приходят вместе с ними, провожают их на экзамены, а потом забирают домой».
— А как сдают экзамены?
— Нормально. Только сейчас двое девятиклассников — Зайнаб Багилова и Магомед Халиков, пролежавшие в больнице с диагнозом гепатит «А», хорошо сдали экзамен.
Я попросила Амалию Абдулнуровну рассказать, как жила школа в последний месяц перед экзаменами, и вот что она сказала: «В основном заразились дети младших классов, и только потом они стали приходить из дома с бутылками, наполненными кипяченой водой. Мы же старались все предусмотреть. Во всех кабинетах, в коридорах и в фойе школы висели стенды и плакаты, рассказывающие, что это за заболевание гепатит «А», и какие меры безопасности надо соблюдать. В классах прямо на школьных досках были лозунги «Не пейте сырую воду», «Мойте руки перед едой» и другие.
— Вы, вероятно, жительница Сепараторного поселка. В чем, на ваш взгляд, причина вспышки заболевания? Это вина родителей или все произошло из-за неблагоустроенности поселка?
— Я считаю, что в заболевании виноваты и родители, и местная поселковая власть. Началось все с верхних улиц, где строения возведены практически на основе самозахвата земли. Это во-первых. А во-вторых, большинство родителей учеников нашей школы занимаются торговлей и оставляют детей без присмотра. Так что дети предоставлены сами себе. Родители не всегда могут прийти в школу по нашей просьбе. Как только был обнаружен первый случай заболевания гепатитом «А», мы начали постоянно хлорировать все помещения, особенно тщательно классные комнаты. Санобработку мы проводили по выходным дням, когда в школе не было учеников: полностью обрабатывали мебель, окна, подоконники, полы, панели. Были организованы санбригады под руководством директора нашей школы Курбана Айгумова… Ежедневно выходили на улицы микрорайона, где проживают наши дети, и, естественно, в домах своих учеников частыми гостями стали классные руководители.
Нам еще повезло, что вспышка гепатита коснулась только части дачного поселка, и мы смогли остановить распространение заболевания, а болезнь, как признались врачи, появилась не в школе.
Заболели дети только из нового микрорайона дачного поселка. А ведь у нас учатся дети из Научного городка, из поселка Семендер, а также те, кто проживает по пр. Акушинского, но заболели дети только с так называемых «фруктовых» улиц: Яблоневой, Виноградной, Алычевой, Сливовой, Персиковой, Абрикосовой.
— А что Вы можете сказать по поводу вакцинации?
— Все учащиеся с 1-х по
11-е классы получили вакцину, прошли вакцинацию педагогический и технический персонал школы. Проверка на наличие вируса гепатита «А» шла повсеместно. К счастью, в конце апреля в детском республиканском центре от школы № 8 детей с «фруктовых» улиц не было.
Нас гепатит, слава Богу, обошел, было два случая, забрали двоих наших детей в больницу, в обоих случаях вирус оказался неподтвержденным… Приезжала бригада медиков из поликлиники № 8, брали у всех детей анализы крови, даже у тех, кто в момент вспышки болезни не ходил в детский сад. Но ничего не подтвердилось. Вакцинацию прошли все дети… А что касается воды, то мы ее проверяли до этого. По качеству и горячая, и холодная вода соответствует норме, — сказала завхоз детского сада Мирвара Гасанова.
Ухоженными клумбами отличается двор поликлиники
№ 8, с территории которой отправлялись санитарные бригады на «фруктовые» улицы, и сегодня этот дачный участок Сепараторного поселка самый обслуживаемый здесь. Только что с обхода «фруктовых улиц» вернулась участковая медсестра Зульфия Ярбилова. Она отчитывалась перед главврачом этой поликлиники Аминат Алиевой.
— С утра была в дачном поселке, делала обход. Мы жителям уже надоели, они нам говорят: «Не ходите», а бывает, что даже двери не открывают.
— А если их дети будут болеть опять? Как они отнесутся к этому?
На этот вопрос решила ответить Аминат Муртузалиевна.
— Главное в том, что они безразличны к собственному здоровью и безответственны, в противном случае они только бы приветствовали медицинских работников и, пользуясь их присутствием, прилагали бы все усилия, чтобы проконсультироваться, пожаловаться на свои болезни, через медсестру вызвать врача для более серьезной консультации. У нас выработалось такое отношение к медицинским работникам, как будто они нужны только тогда, когда кто-то тяжело заболеет. Профилактику как таковую не признают. Отношение к медицинским работникам у людей, живущих на этих дачах, сейчас негативное.
Дети и дома, и когда бегают на улицах, играют в футбол, пьют воду зачастую даже некипяченую, кушают немытые фрукты, а взрослые торгуют на рынках, не беспокоясь о своих детях. А между тем о них заботятся медики, и, если на макушке горы стоит хотя бы один дом, нам все равно, на чьей земле он находится — на махачкалинской или карабудахкентской, мы туда поднимаемся и оказываем помощь. Хотя и змей там полно, и собаки злые, и люди грубоватые. Мы там создали очень много своеобразных информационных стендов, призванных ознакомить население с профилактикой кишечных заболеваний и, в частности, гепатита «А». Мы даже на ворота наклеивали информационные листовки, но приходили и замечали, что их срывают. Люди не хотят видеть медиков. А мы, невзирая на это, заботимся о них и их детях, хотя многие в нашем поселке даже не прописаны.
Как расценивают эту ситуацию в городском управлении здравоохранения? Как выяснилось, его руководитель, заслуженный врач РД Людмила Черкесова одной из первых появилась в поселке.
— Этот поселок застроен самовольно. Поначалу здесь были выделены земли для садоводческого дачного общества завода сепараторов, но в последнее время сюда переселяющиеся жители трех высокогорных районов начали строительство без разрешения. Естественно, провести туда коммуникационные системы очень сложно.
— Место там живописное: гора, ущелье.
— Там много зеленых насаждений было. Эту зелень всю вырубили, здесь сейчас стоят дома. А самое главное — они закрыли доступ кислорода в город. Не имея никаких прав и разрешений от администрации города на строительство, переселившиеся еще и захламили этот поселок. Они не соблюдали инженерных, архитектурных правил, каких-либо норм. Улицы оставляют шириной не более трех метров, нет тротуаров для пешеходов.
— Жители выкопали колодцы. Как Вы считаете, вода в этих колодцах пригодна для употребления?
— Жители вырыли колодцы или приобрели резервуары – емкости так называемые, но эти емкости не отвечают всем требованиям, которые предъявляются к местам для хранения воды.
— Техническая вода пригодна только для полива огородов.
— Но там все взрослые работают на рынках, а дети на моих глазах подходили к этим колодцам и пили грязную воду.
— Какие планы относительно этого поселка?
— Планы такие: наблюдать за здоровьем населения. Фельдшерский пункт мы, вероятно, там откроем и амбулаторию, если будет возможность. Вспышка была в основном из-за употребления технической воды и заболели в основном дети из школы № 26. Всего было 83 больных, из них на сегодняшний день в больнице 2-3 человека.
— Можно сказать, что угроза миновала?
— Существует так называемая цикличность заболевания, которая имеет свою траекторию: есть определенные времена года, когда заболеваемость вирусным гепатитом растет, потому что Дагестан – это район эндемичный по вирусному гепатиту. У нас сопрофиты – возбудители этого заболевания — существуют всегда и в воде, и в почве, но активизируются они в определенное время.
Вспышка ликвидирована силами медицинских работников. 160 человек были задействованы в подворных обходах со всех медицинских учреждений города. Поликлиники работали все: 10 взрослых и 5 детских, таким образом, два штаба были организованы две группы, в каждой из которых были свои бригадиры, и в каждой бригаде по 10 человек.
— Видимо, первой необходимостью было дезинфицировать эти колодцы и завезти нормальную воду. Насколько задачу выполнили?
— Министерство здравоохранения РД вместе с городским управлением здравоохранения организовали МУП «Инфекционист». Были выделены препараты, которыми проводили дезинфекцию. Правительство выделило большие деньги на обследование и вакцинацию.
Как только возникла эта вспышка, Администрация города вместе с администрацией Советского района и его главой Османом Османовым и заместителем Главы города Мурадом Мирзабековым организовали работы по ее нейтрализации. Они организовали подачу чистой питьевой воды в машинах. И бывали случаи, когда жители поселка от этой воды отказывались.
— Почему?
— Воду привозили. В принципе, там имеется большой резервуар, куда можно подавать воду и по трубам.
— Люди обычно считают, что они выздоровели, и все нормально. Но это, вероятно, не последняя точка в истории этой болезни.
— Нужно следить за здоровьем этих детей. Был организован санитарно-противоэпидемический комитет. Заседания комитета проходили в Администрации г. Махачкалы. Заместитель Главы города Ханум Алиева проводила их на городском уровне, а мы в управлении ежедневно проводили инфекционные штабы с привлечением всех служб: директоров школ, заведующих детсадами, Роспотребнадзора. При ликвидации этой вспышки мы работали в тесном контакте с министром здравоохранения РД Ильясом Мамаевым, заместителями министра Фейзуллой Габибулаевым и Татьяной Ковтюх.
Конечно, все переболевшие находятся под наблюдением врачей, потому что все эти люди должны соблюдать определенную диету, регулярно показываться врачу, и пока их не снимут с диспансерного учета, они должны быть обследованы. Раз в полгода или раз в три месяца они должны сдавать кровь, чтобы не допустить прогрессирования нарушений функций печени.