Смело, дерзко и умело, за короткие сроки строится Чеченская Республика. Она ждет, приглашает вернуться на родину дорогих соотечественников. Изо дня в день создаются условия, необходимые человеку для полноценной жизни. Без следов войны. Чеченская Республика стартует, она обновляется, стремится поднять свой статус, участвует в международных миротворческих процессах возрождения культуры, науки, образования.
Предлагаем интервью с министром культуры Чеченской Республики Дикалу Абузедовичем Музакаевым.
– Дикалу Абузедович, читая российскую прессу, узнаешь, что в России и за рубежом по-прежнему интересуются Чеченской Республикой. Это уникальная в культурно-историческом плане республика. Каким образом в республике политика влияет на культуру и культура на политику?
– Действительно, чеченцы – древний народ с уникальной культурой, веками сохранявший и приумножавший традиции, обычаи, обряды. Чеченский народ из поколения в поколение проходил испытание на выживание, и это не могло не сказаться на развитии социальной сферы, становления государственности в республике. После очередной выпавшей на долю народа войны, времени, когда человеческие жизни вместе с материальными и духовными ценностями оставались под обломками, у республики появился курс на возрождение. Конечно, культура чеченского народа, как и у многих народов мира, по-своему уникальна. Взять, к примеру, оперу, согласитесь, она ассоциируется с Италией, как балет – с Россией, жгучий темпераментный танец – это Испания. Когда какой-то жанр искусства становится массовым, популярным, он узнаваем. Ни одна страна в мире не может похвастаться тем огромным творческим потенциалом, который имеет многонациональная Россия. Определяющая ценность чеченской культуры, все то, что мы унаследовали от предков, – культура созидания, великодушия, уважения, доброго отношения к другому народу, без чего не может жить самобытное чеченское искусство. Наша задача – сберечь народное искусство, создавать качественно новые творческие коллективы, театры и др. Каждое направление в искусстве базируется на фольклоре. Фольклор у чеченцев – цветные краски живой природы человека, его характера, темперамента, это гордость народа. Если накопленное веками народное искусство начнет видоизменяться, то через два-три поколения мы получим иную культуру, другие интересы.
Наш президент Рамзан Кадыров понимает, что для возрождения культурных ценностей требуются надлежащие условия. Идет интенсивное строительство жилья. Необходимо восстановить культурные, спортивные центры, создать гостиничные комплексы, туристические кемпинги, санатории, больницы, школы, институты, детские учреждения. Что первостепенно? Кого и как финансировать? Что касается нас, мы не имеем какого-либо приоритета по России в вопросе финансирования, хотя условия для развития культуры чрезвычайные. Любая война под самым благовидным предлогом приносит только смерть и разрушения. Самое грязное и страшное, сотворенное человечеством за всю историю его существования, – война. Смерть не спрашивает имени, возраста, национальности. Время рассудит. Иное поколение будет воспринимать все по-другому. Молодые не узнают, а старики забудут под натиском новых побед и свершений о горьких потерях.
А совсем недавно в 2001 году мы стояли перед неутешительным фактом – в Чеченской Республике не сохранилось ни одного объекта культуры. Когда мы заново взялись за работу, нас –Государственный ансамбль танца «Вайнах» и Чеченский театр имени Х. Нурадилова – приняли в Кабардино-Балкарии.То есть на территории Чеченской Республики не было ни одного соответствующего сельского Дома культуры, где бы мы могли подготовиться к очередной встрече со зрителем.
Рамзан Кадыров правильно обозначил свои приоритеты по отношению к культуре и делает все, чтобы она и в первую очередь министерство культуры, а также подведомственные ему учреждения окрепли. Создается материально-техническая база для профессиональной деятельности работников культуры и искусства. Президента интересует тема идейно-нравственного воспитания молодежи. Это проблема общества. Молодежь перенимает опыт, знания от нас, людей старшего поколения, а мы не всегда идеальны, некоторые сами нуждаются в реабилитации, совершенствовании, и поэтому каждый обязан ежедневно работать над собой, чтобы грамотно воспитывать молодежь. И первый помощник в этом – культура, традиции. Генетика человека, подсознательно сложившись в молекулах и атомах нашего существа, перерождается в необыкновенные формы проявления чувств, старых как мир устоявшихся норм. Молодым следует прислушиваться к себе, чеченская культура, кавказская культура деликатная, предупредительная, яркая по талантам.
– О вашем президенте много пишут, хочется, как-то выделяясь из этого ряда, задать вопрос об ораторском искусстве президента Рамзана Кадырова, его слове, жесте. Использует ли он какие-то приемы красноречия во время общения с народом на политической трибуне. Что вы, министр культуры Чеченской Республики, можете сказать по этому поводу?
– Не настолько многословен наш президент, более красноречивы его дела. Он говорит, а на другой день сдаются под ключ три дома, вселяются 100-200 семей. Только дело и время определяют личность. Красноречие для меня – понятие шаблона. Людей ведь не обманешь. Еще я считаю, что многословие и красноречие нужны там, где население надо убеждать в правдивости, приобщать его к своей политике. Конечно, если человек грамотно, с душой говорит, имеет ораторские способности – это искусство, талант. Наш президент немногословен, но вся инициатива исходит только от него, и его собственный политический и экономический потенциал далеко не исчерпан. В области культуры произошли большие изменения. Возникают вопросы, которые может решить только президент, а Министерство культуры ЧР со своей стороны готово оказать и оказывает методическую и консультативную помощь в крупных межгосударственных и региональных проектах.