БОЕВОЙ ПОЛЕТ НАД СМЕРТЬЮ

Последние годы Великой Отечественной войны я продолжал служить в прославленном первом полку авиации дальнего действия им. Гастелло. Штаб полка дислоцировался во Львове рядом с госпиталем, где я лежал после тяжелого ранения. В этом полку я завершил войну и оттуда демобилизовался. Отсюда совершались боевые вылеты на самые важнейшие стратегические объекты фашистской Германии и ее сателлитов.
Из множества боевых вылетов до сих пор остался в памяти последний вылет, где наш экипаж чуть не погиб. Случилось это над Бреслау 6 апреля 1945 г. за месяц до окончания войны, т.е. 64 года тому назад. И этот эпизод из моей биографии в годы ВОВ остается одним из памятных.
В марте 1945 года наш полк из Львова перебазировался в Польшу, на аэродром Ясеньки, что в 12 км от города Жешеува. Теперь полк дислоцировался на территории иностранного государства. Опасность появления немецких истребителей уже миновала. Летим над территорией Польши. Внизу населенные пункты, небольшие города, леса, поля, реки. Все это прекрасно обозревается с высоты 600-700 метров. Прилетели на аэродром Ясеньки где-то в середине дня. Отлично бетонированная полоса, мы приземлились. Теперь командиром нашего корабля стал младший лейтенант Шкуренко. Водил он самолет высококвалифицированно. До этого два года работал инструктором по летному делу в авиационном училище. По правой стороне от аэродрома расположено село Ясеньки, а в восточной части на фоне деревянных хат выделялся замок. Весь экипаж и технари нашей эскадрильи, которых мы взяли на борт, отправился в направлении отдельно стоящего дома — монолита. Оказывается, этот замок принадлежал графу Потоцкому, сыгравшему важную роль в истории Польши. До нас здесь жили немецкие летчики. Аэродром в Ясеньках построили перед самым вероломным нападением на Советский Союз. Именно с этого аэродрома фашистские стервятники взлетали бомбить наши города, важные стратегические объекты. Данный аэродром ближе всех остальных аэродромов находился на границе Советского Союза.
С Ясенькинского аэродрома мы продолжали вылеты на те же самые важные стратегические объекты противника, но только теперь они стали значительно ближе, чем от Львова.
Командование авиацией дальнего действия поставило перед нашим полком задачу по уничтожению окруженной в Бреслау группировки немецких войск. Среди окруженных фашистских войск был и костяк власовской армии предателей Родины. (Бреслау был окружен еще в двадцатых числах января 1945 года, но сдался он только 7 мая 1945 года, т.е. за день до окончания войны с гитлеровской Германией).
Бреслау — это город-порт на реке Одер, известен с X века, находился под многовековым немецким господством и представлял собой хорошо укрепленную крепость. Город оставался в тылу наших войск. Командование, чтобы избежать лишних потерь, решило воздействовать на осажденный гарнизон только силами авиации. Экипажи 1-го гвардейского полка авиации дальнего действия в течение апреля постоянно наносили бомбовые удары по этому городу. Сверху Бреслау был похож на шахматную доску с ровными линиями квадратов улиц и кварталов, и в этом красивом городе до последнего дня войны держалась фашистско-власовская группировка. При первых налетах на Бреслау на наши самолеты обрушивался шквал огня зениток разного калибра. Снаряды рвались то выше, то ниже, то спереди, то сзади. Нельзя было эти полеты назвать прогулочными. Враг упорствовал, огрызался, как раненый зверь.
Война шла к завершающей фазе, перед каждым боевым вылетом командир полка В.П. Филин предупреждал летчиков о проявлении максимума осторожности, чтобы под конец войны уменьшить потери среди личного состава. 21 февраля 1945 года был последним днем вылета экипажа Дмитрия Кузьмина, в котором находился и погиб мой друг Михаил Кононов.
6 апреля 1945 г. наш экипаж вылетел на боевое задание. Командир корабля Шкуренко велел занять места в самолете. После сигнала подымаемся, набираем стандартную высоту — до трех тысяч метров. Наш экипаж совершил пять боевых вылетов, а сегодня шестой вылет на Бреслау. Небо ясное, безоблачное. Когда стали подходить к цели, впереди сплошной фронт облачности. Наш радист связывается со штабом полка и получает приказ действовать по обстоятельствам. Шкуренко начал снижение ниже полосы облачности, где на высоте 1800 метров идем бомбить зоологический парк, в котором находился штаб власовцев. Только вышли на город, как оказались в перекрестке лучей прожекторов. Открываю огонь по прожекторам, их несколько. Трасса моей очереди как будто блокируется ярко включенным прожектором, открываю огонь по другому прожектору, но первый включается снова. На самолет обрушился шквал зенитного огня, как будто мы находимся над искрящейся печной трубой. Вышли на цель, сбросили бомбы, и в это время один снаряд крупного калибра пробил крыло немного левее правого мотора и «побежал» к хвостовым пулеметам и радисту. Мы открываем огнь. Слава богу, моторы работают нормально, и Шкуренко делает такой вираж носом вниз, что в считанные секунды мы чуть не оказываемся на уровне крыш высотных зданий. Противник, как мне показалось, решает, что наш самолет сбит, и падает вниз. Во всяком случае зенитки перестали по нам стрелять (или, может быть, я так почувствовал тогда). Мы оказались в мертвой зоне и для прожекторов, и для немецких зенитчиков. Шкуренко над самыми крышами выровнял самолет и таким почти бреющим летом ушли от Бреслау и далее на город Берг. «Вираж» Шкуренко бесспорно спас экипаж от гибели.
Борттехник Жилин по ходу начал обследовать самолет, уточнять, какие повреждения получены от огня зенитных орудий противника. Самолет был изрешечен настолько, что он вряд ли дотянул бы до аэродрома, и командир корабля, согласовав свое решение с комполка, вынужден был садиться в Кракове, что мы и сделали. Просто чудо спасло нас от гибели, самолет, как решето, в пробоинах, но безмоторная система не получила повреждений. Когда я с радистом побежал к килевым пулеметам, мое сидение и фюзеляж были пробиты зенитным снарядом насквозь.
В Кракове при аварийной посадке мы вновь чуть не погибли. Дело в том, что левая часть шасси была повреждена зенитчиками противника, в воздухе борттехник не мог этого определить. ЛИ-2, пробежав несколько десятков метров по летной полосе, резко накренился в левую сторону, вышел за пределы полосы и, накренившись на левую плоскость, остановился. Подъехали пожарная машина и «скорая помощь», в них не было необходимости. Все члены экипажа вышли из самолета и удивлялись. Мы сами не узнали своего самолета. Нам повезло остаться в живых и дотянуть до Кракова. Слава богу, мы на земле, живы и здоровы! Этим полетом для нашего экипажа закончилась война. Он в моей военной биографии стал последним боевым вылетом. Наш полк продолжал бомбить город Бреслау. Окруженная группировка упорно удерживала свои позиции. Последний боевой вылет полк совершил 28 апреля 1945 года, и для него в этот день завершилась война против гитлеровской Германии.
9 мая 2009 года мы торжественно отметим день Великой Победы и вспомним о том, что все мы в неоплатном долгу перед погибшими, отдавшими свою жизнь за Родину.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из-за усиления ветра коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности

Коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности из-за усиления ветра. Администрация города совместно с Центром управления регионом РД проводит...

В столице Дагестана прошли масштабные мероприятия, посвященные Дню России

Масштабные мероприятия, приуроченные ко Дню России, прошли сегодня в Махачкале.  Начались они с раннего утра. На городском пляже была...

В Дагестане стартовал XXIII Международный фестиваль «Горцы»

В Дагестане открылся XXIII Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы». До 16 июня более 50 творческих коллективов из...

Более тысячи махачкалинцев приняли участие в массовой зарядке в День России

На городском пляже Махачкалы прошла массовая утренняя зарядка, посвященная Дню России. Более тысячи человек, включая мэра Юсупа Умавова, министра...
spot_imgspot_img

В Дагестане после жалоб граждан отключили около 40 камер, фиксирующих нарушения ПДД

За последние несколько месяцев в различные инстанции, включая Центр управления регионом по РД, поступили десятки жалоб от жителей Дагестана...

Махачкала вернула незаконно приватизированный двор на проспекте Шамиля

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов сообщил в своем Telegram-канале о возвращении городу земельного участка, незаконно находившегося в частной собственности. Участок, расположенный...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам